«БИЗНЕС ONLINE» НАЗВАЛИ ПРИЧИНУ ПРОВЕРКИ ГЕНПРОКУРАТУРОЙ КАЗАНСКОГО АВИАЗАВОДА

Генпрокуратура РФ намерена проверить ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и ОАО «КАПО им. Горбунова» на предмет качества продукции и сроков ее изготовления. Как сообщили на днях федеральные СМИ, повод – технические проблемы на президентском Ту-214ПУ. О деталях до сих пор ничего не известно - управделами президента РФ, генпрокуратура, ОАК, КАПО хранят молчание. В прессе сообщалось лишь о неполадках «в системе развлечений». Источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме назвал злополучную поломку. О ней было сказано в ходе одного из совещаний на КАПО.

ИЗ-ЗА ЧЕГО ШУМ?

В материалах СМИ также сообщалось, что прокуратуру интересует, почему контракт с управлением делами президента заключался не разработчиком самолетов (ОАО «Туполев»), а заводом-изготовителем - КАПО. Словом, разгорался настоящий скандал. Тем более, что 8 декабря прокурорские работники нагрянули и к другому «поставщику двора» - в лизинговую компанию «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК). В 2007 и 2009 годах она поставила два дальнемагистральных Ил-96-300 для обслуживания сопровождающих первых лиц официальных делегаций. Как настаивают в ИФК, в ходе поставки была допущена одна задержка, но - согласованная с управделами президента (УДП).

Комментируя ситуацию, советник премьер-министра РТ Назир Киреев рассказал «БИЗНЕС Online», что все работы по президентскому Ту-214ПУ выполнялись в строгом соответствии с установленными регламентами, а контракт заключен правильно – с поставщиком продукта. Тем более что КАПО в то время (заказ на изготовление шести дальнемагистральных самолетов специального исполнения на базе Ту-214 был размещен УДП в ноябре 2005 года) было самостоятельным ФГУП, «Туполев» - акционерным обществом, юридически с казанским авиазаводом не связанным, а ОАК вообще не существовало.

По словам источника «БИЗНЕС Online», 6 декабря, когда в печати стала появляться информация о прокурорских проверках, на одном из заводских совещаний упомянули о неполадке на борту президентского Ту-214ПУ. Оказывается, в салоне «первого лица» не работала кнопка вызова обслуживающего персонала. В аппарате гендиректора КАПО, куда «БИЗНЕС Online» обратилась за разъяснениями, отказались комментировать эту информацию… Конечно, на борту могли быть и другие, более серьезные неполадки. Но тот же источник сообщил о характере проверки КАПО генпрокуратурой: 8 декабря ее сотрудники полдня работали с документами по президентскому самолету. На этом все.

Но шум-то получился изрядный.

ПРЕСТИЖНЫЙ САМОЛЕТ

Уже давно замечено: те, кто просто по должности обязаны всячески продвигать отечественную авиационную технику, создавать ее положительный имидж, зачастую необъяснимо действуют прямо противоположным образом – вспомним недавние заявления руководства ОАК о невыгодности производства и эксплуатации Ту-214, в то время как коммерческий эксплуатант («Трансаэро») утверждал противоположное.

В случае с прокурорскими проверками наблюдаем нечто схожее. Под сомнением оказались, если так можно выразиться, имиджеобразующие поставщики. Ведь строить лайнеры для первого лица государства и его окружения весьма престижно. А тут шум поднялся в преддверии поставки еще одного президентского Ту-214: в конце ноября УДП вновь решило приобрести самолет Ту-214, сообщает РБК daily. А в середине декабря 2010 года ИФК планирует заключить с управделами президента контракт на поставку еще двух подержанных Ил-96-300. А два новеньких, уже запущенных в производство Ила могут пополнить парк специального летного отряда в 2012 году… Напомним, что в июле этого года несколько пилотов «Аэрофлота» на страницах МК заявили о целенаправленной дискредитации Ил-96.

В связи с этим небезынтересно, что в начале года управделами объявило о покупке для спецавиаотряда французского бизнес-джета Dassault Falcon 7x. Мотивация - сегодня российская авиапромышленность не может (не сможет и в ближайшем будущем) предложить самолеты такого класса, а всякий раз гонять Ил-96 - дорого.

Заметим, что Falcon пользуются президент Франции Николя Саркози, президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, итальянский премьер Сильвио Берлускони. Falcon 7X считается престижным самолетом, это самая дорогая машина в линейке Dassault. Ранее российские политики использовали такие самолеты только неофициально. Впрочем, еще вчера заявлялось и то, что из соображений безопасности первые лица России не пользуются и не будут пользоваться самолетами иностранного производства или со значительным процентом иностранных комплектующих.

ИЗБАВЛЯЕМСЯ ОТ «ПРЕТЕНЗИЙ»

Говоря с корреспондентом «БИЗНЕС Online» о неполадках на президентском «Ту», Киреев осторожно обратил внимание, что проблема гораздо масштабнее ее видимой части. В том числе, и потому, что «качественно строить самолеты реально только при постоянной загрузке всех занятых созданием летательных аппаратов предприятий. А обозначившийся крен в сторону закупки зарубежной техники объективно ведет к потере кадров и традиций авиастроения».

Аналитик агентства АвиаПорт.Ru Олег Пантелеев также считает историю с президентским Ту тревожным симптомом. По его мнению, отечественным авиастроителям пока удается удерживать позиции в парке обеспечения специального летного отряда. Более того, сохраняется тенденция на приобретение широкой номенклатуры российских самолетов: в числе закупленных или намеченных к покупке - Ил-96-300, Ту-214, Ту-204-300, Ан-158.

«Однако появление лайнера Falcon с российским гербом - тревожный сигнал, - предупреждает Пантелеев. - Сегодня поводом для приобретения иномарки является отсутствие отечественного аналога, и спустя 15-20 лет нынешняя позиция руководства отечественной авиаиндустрии об отказе от претензий на рынок дальнемагистральных лайнеров может привести к тому, что президентам и премьерам нашей страны придется выбирать для дальних перелетов самолеты Boeing или Airbus. А завтра основанием для выбора очередной «иномарки» станет проверка генпрокуратуры, которая не сможет разобраться в корпоративной структуре ОАК или же сочтет, что исправность системы развлечения важнее, чем престиж страны».

Тимур Латыпов