Айрат Гимадутдинов Айрат Гимадутдинов / Фото: «БИЗНЕС Online»

КОГДА СОТРУДНИКИ ГОРДЯТСЯ ТЕМ, ЧТО РАБОТАЮТ В СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ КОМПАНИИ

Айрат Фердинандович, как председатель комиссии Общественной палаты Татарстана по экономическому развитию вы — один из организаторов открытой площадки «Социальные проекты бизнеса: эффективные модели». Насколько актуальна тема?

— Благополучие экономики зависит от успешности сотен тысяч компаний, а в их успехе важную роль играет социальная составляющая их бизнеса. Но она, как мне кажется, недооценена предпринимателями. Мой 20-летний опыт управления компанией показывает, что социальные проекты — это не обуза для бизнеса: наоборот, принося пользу обществу, они помогают и самому бизнесу. Поэтому наше мероприятие — не только для того, чтобы мотивировать предпринимателей больше внимания уделять социальным проектам, благотворительности, но и вклад в развитие «этичного» бизнеса.

Кто будет делиться опытом инвестирования в благотворительность?

— На мероприятии выступят и руководители компаний, и специалисты по корпоративному волонтерству, например первый заместитель директора Ассоциации менеджеров России Вадим Ковалев, руководитель корпоративных практик Mail.Ru Александра Бабкина. Ковалев среди прочего расскажет о том, как обстоят дела с социальной ответственностью российского бизнеса — его ассоциация регулярно проводит такие исследования. О том, какие результаты дает вовлечение сотрудников в социальные проекты, расскажут руководитель IT-парка Антон Грачев и директор по персоналу Группы компаний «Смайл» Юлиана Демидова. О том, как системно выстраивать отношения с социально ориентированными некоммерческими организациями, расскажет предприниматель, член попечительского совета благотворительного фонда «Ярдэм» Хабибрахман Миннуллин. Также будут интересные выступления ректора ИЭУП Асии Тимирясовой, директора Ресурсного центра развития и дополнительного образования институтов гражданского общества «Перспектива» Гульнары Шагиевой, председателя совета директоров группы предприятий безопасности «Контр» Ильдуса Янышева. Также пригласили выступить представителя мэрии Казани: она делает много для популяризации благотворительности, вовлечения в нее горожан и бизнеса.

На кого рассчитано мероприятие: могут ли прийти не только состоявшиеся бизнесмены, но и новички?

— Семинар будет полезен и тем и другим. Известно, что примерно 8 - 9 из 10 вновь организованных фирм закрываются. А одна из причин в том, что предприниматель изначально ставит перед собой узкую цель — исключительно материальную выгоду. Но, как показывает опыт, чтобы добиться успеха, целью должна быть самореализация предпринимателя и создание ценности для общества, а прибыль придет как сопутствующий эффект. Конечно, это не гарантия того, что бизнес на 100 процентов будет успешным, но у такого предпринимателя намного больше шансов «выжить».

Следующая группа, на которую рассчитано мероприятие, — это менеджеры по персоналу. Сегодня сотрудникам интересна не только материальная составляющая, им важно видеть смысл своей работы. Таких работников становится все больше. Когда им дают возможность участвовать в решении социальных проблем, которые их волнуют, это повышает для таких людей ценность их работы. Они становятся более лояльными, это укрепляет команду. Им интереснее работать, когда они знают, что не просто получают зарплату, но приносят пользу обществу. Возникает совсем другая мотивация. Опросы показывают, что 80 процентов сотрудников гордятся тем, что работают в социально ответственной компании.

Это мероприятие интересно и для студентов, ведь в будущем некоторые из них станут руководителями, HR-менеджерами.

60 - 80% ЕВРОПЕЙЦЕВ ОТДАЮТ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ТОВАРАМ И УСЛУГАМ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ БИЗНЕСМЕНОВ

И все же бизнесмены, особенно состоявшиеся, — люди конкретные. Как показывает тот же опыт, общими гуманитарными рассуждениями их не пробить. Как убедить их в выгодности социальных проектов?

— Да, бизнесмены — это люди, которые все просчитывают, ведь в бизнесе множество рисков. Чтобы дело было успешным, каждый рубль должен использоваться рачительно, что-то приносить. Как показывает практика, из социальных проектов можно извлечь конкретную чистую выгоду.

Во-первых, это уже упомянутая вовлеченность сотрудников в процесс.

Во-вторых, реклама. На нее в мире ежегодно тратится 500 миллиардов долларов. Но есть и другие, даже более эффективные способы продвижения. Например, когда бизнес налаживает взаимодействие с работающей в одной с ним сфере социально ориентированной НКО и она информирует общество о реализуемых совместно с бизнесом проектах. Такая информация производит благоприятный эффект на потенциальных клиентов, она формирует вокруг бизнеса такую атмосферу, когда потребитель приходит в магазин и у него появляется желание купить продукцию именно той компании, которая помогает обществу. Это не голословное утверждение. Европейские исследования показывают, что в зависимости от страны 60 - 80 процентов покупателей отдадут предпочтение товарам и услугам именно от социально ориентированного бизнеса.

Можете привести примеры успешных социальных проектов? Если «Татнефть» вкладывает деньги в реконструкцию парка, это социальный проект?

— Конечно. Например, коллектив IТ-парка на протяжении ряда лет поддерживает Верхнеуслонский дом-интернат для престарелых. Чаще всего эта помощь нематериальна: сезонные работы по уборке территории, посадке многолетних насаждений, творчество и так далее. В группе компаний «Смайл» создана инициативная группа «Добрые сердца», на счету которой более 200 благотворительных мероприятий в разных городах страны: благоустраиваются игровые площадки, организуются развлекательные мероприятия в детских интернатах и приютах, проводятся субботники в парках и на берегах рек и озер, организуются праздники для ветеранов войны и труда. А в этом году «Смайл» создал корпоративный детский театр, который 22 декабря 2016 года представит свое первое благотворительное театрализованное музыкальное представление «Морозко». На него приглашены 140 детей-инвалидов и дети из многодетных семей.

Как не ошибиться и вложить деньги туда, куда следует? Ведь нередко бизнес отдает деньги на благотворительность, не заботясь об их дальнейшей судьбе.

— Мы на площадке также будем рассматривать этот вопрос. Как и в бизнес-проектах, в благотворительности нужно стремиться к тому, чтобы каждый рубль дал максимальный эффект, поэтому надо изучить проект, в который хочешь вложиться, деятельность благотворительных фондов, пообщаться с руководителями других компаний. В реализации бизнесом благотворительных программ важна системность. Один из правильных подходов в этом деле — это участие в попечительском совете того или иного фонда. К примеру, я председатель попечительского совета в двух фондах, мы ежемесячно собираемся, нам представляют отчет о приходе и расходе, обсуждаем новые проекты, рождаются какие-то новые идеи. Здесь сильнее чувствуешь сопричастность к общему делу — помощи людям.

. Фото предоставлено Айратом Гимадутдиновым

КОЕ-ЧТО О ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

Не кажется ли вам, что в социальные проекты зачастую вовлекают под угрозой палки? Вот президент Татарстана сказал, что у нас Год парков и скверов, и все крупные компании скинулись на их реконструкцию, а если бы не этот «намек» сверху, отсиделись бы по-тихому...

— Мы же говорим, что должно быть сотрудничество бизнеса и власти? Это форма такого сотрудничества, с, так скажем, дополнительным мотивирующим фактором. И я не думаю, что только власть от этого получает... Ведь участие в деле конкретного предприятия органами госвласти учитывается. Плюс все знают, кто проспонсировал обновление парка, значит, улучшается имидж предприятия...

Мы часто слышим, что у бизнеса много проблем. Но откуда они берутся? Как показывает практика, проблемы часто возникают из-за того, что бизнес преследует узкие, эгоистичные цели. Одна российская компания исследовала жизнь дореволюционных меценатов и цифрами показала, что успешным был тот, кто занимался благотворительностью, причем не только тогда, когда разбогател, а повседневно, как самым обычным делом.

Если сейчас спросить нас, благодаря чему мы стали успешными предпринимателями, наверное, многие ответят, что благодаря своему уму, способностям и усердной работе они достигли в бизнесе всего сами. С этим никто не спорит. Действительно, результаты одного исследования подтверждают, что большинство предпринимателей считают, что достигли успеха в бизнесе благодаря врожденным талантам и способностям, а не приобретенным знаниям и навыкам. Только 13% опрошенных сказали, что обязаны успехом образованию и опыту работы. Но откуда у нас эти способности, предпринимательская жилка? Есть ли наша заслуга в наличии этих талантов? Очевидно, что нет, они даны извне, дарованы при рождении, то есть можно сказать, что кто-то рожден предпринимателем.

При этом другое социологическое исследование утверждает, что число людей, способных стать успешными предпринимателями, составляет всего лишь 5 - 7 процентов из общего числа населения. Кто-то рожден с талантом музыканта, кто-то врач или учитель от Бога. А вот некоторые по воле судьбы стали предпринимателями. Случайно ли это? Думаю, нет. Как сказал мудрый персонаж одного фильма: «Случайности не случайны». Ценит ли человек этот дар? Если ценит, то должен быть благодарным, и благодарность должна выражаться в том числе через помощь тем, кто обделен необходимым. Заметил, что если бизнесмен понимает это и стремится вести бизнес по этическим принципам, он получает и материальное, и моральное удовлетворение. Если нет, то его постоянно окружают какие-то проблемы, и, даже достигнув материального успеха, он, как правило, не получает полноценного удовлетворения и радости от сделанного. Понимание этого и лежит в основе благотворительных проектов многих меценатов прошлого и настоящего.

Как давно Общественная палата проводит мероприятия, связанные с социальной ответственностью бизнеса?

— С 2008 года. Мы проводили семинары, привозили профессоров, которые научно обосновывали влияние добрых дел на устойчивое ведение бизнеса, организовывали круглые столы с участием менеджеров, делились опытом.

Как оцените участие властей Татарстана и Казани в социальных проектах?

— Все инициативы Общественной палаты в этой области поддерживаются. И посмотрите, мэр Казани одним из приоритетов объявил развитие благотворительности, а на уровне республики ежегодно проводится конкурс «Благотворитель года». Возможно, стоит его расширить и отмечать вклад бизнесмена в развитие корпоративной социальной ответственности в целом.

Кто из известных людей занимается благотворительностью?

— Большинство из них не хочет это афишировать, но в попечительских советах участвует много известных в городе бизнесменов. Ведь не зря великий ученый Альберт Эйнштейн сказал: «Человек может найти смысл в жизни, только посвятив себя обществу». А скептикам, которые не верят в альтруизм, приведу фразу Льва Толстого: «Чтобы поверить в добро, нужно начать делать его». И чтобы убедиться в этом, приглашаю читателей «БИЗНЕС Online» прийти на Открытую площадку по социальным проектам бизнеса, которая состоится 2 декабря в отеле «Ривьера».