Олег Морозов Олег Морозов рассказал о тектонических сдвигах в мировой политике Фото: «БИЗНЕС Online

«ТРАМП — ЭТО НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛНА. НО КУДА ЭТА ВОЛНА ПОКАТИТ...»

На интернет-конференции Олега Морозова, который был и первым замом председателя Госдумы РФ, и начальником управления по внутренней политике администрации президента России, просто не могли не всплыть вопросы по недавним сенсационным событиям. Это и победа Дональда Трампа на президентских выборах в США, и сенсационный арест министра — теперь уже экс-министра — экономического развития РФ Алексея Улюкаева.

Наши читатели напомнили сенатору слова Хиллари Клинтон: если я стану президентом, через три месяца Путина не должно быть в Кремле! «И где теперь госпожа Клинтон? — саркастически усмехнулся Морозов. — А не получилось ли так, что именно благодаря такого рода бравурным заявлениям она оказалась на политической пенсии?»

Согласитесь, спросили журналисты «БИЗНЕС Online», это удивительно, что впервые за последние десятилетия американцы всерьез обсуждали, как Россия способна повлиять на выборы американского президента. Раньше всегда обсуждали обратное: мы себя считали такой полуколонией, и это нам Запад ставит президентов. А тут, оказывается, чуть ли не наша страна определяет результаты выборов в Штатах. Это что, изменяется статус России? Или это просто американские предвыборные трюки?

На эти вопросы гость редакции ответил весьма оптимистично: «Что произошло за последние 10 лет? Причем произошло так тихо, незаметно, но, по сути, это такой тектонический сдвиг в мировой политике. Россия от состояния разворота Примакова (премьер России Евгений Примаков, который летел с официальным визитом в США, 24 марта 1999 года развернул над океаном свой самолет и вернулся в Москву в знак протеста против начала бомбардировок Югославииприм. ред.) над Атлантикой, когда другой формы протеста не было против бомбардировок Белграда, Россия просто вернулась в мировую политику. И вдруг выяснилось, что нет ни одного вопроса мироустройства — ни одного, будь то Азия, будь то Европа, будь то тема ядерного противостояния, будь то экономика — ни одного вопроса нет, который можно было бы решить, не считаясь с Россией. А привычка-то была совсем другая, в 90-е привыкли к другому, что мы поддакиваем, что мы со всем соглашаемся, что нас можно ставить в угол по желанию. И вдруг такие перемены!»

О победе Трампа Морозов сказал: «Это, конечно, революция — революция сознания, революция политической картины мира, это крах старой политики и приход новых политиков. В этом для меня нет абсолютно никаких сомнений. Трамп — это новая политическая волна. Но куда эта волна покатит... Давайте все-таки немножко поживем — увидим. Мне тоже кажется, что это сигнал к большим обновлениям в политике. Но это обновление может быть с совершенно разными знаками — и с плюсовыми, и с минусовыми. Вот Трамп говорит: мы расконсервируем источники нефтедобычи в Америке. Запасы нефти, как известно, в Америке колоссальные. Я не думаю, что с экономической точки зрения это нам пойдет в плюс, я имею в виду России как великой нефтедобывающей державе — это с одной стороны. С другой стороны, Трамп говорит: для нас опасность номер один — это не Россия, а международный терроризм, давайте вместе его разгромим... Смотрите, два заявления Трампа. Одно мне точно очень нравится. Другое, с точки зрения соотношения экономических сил и экономической ситуации в мире, может быть, даже по нам нанесет удар больше, чем какие-то санкции...»

«ЕСЛИ ЦЕЛЬ БЫЛА ПРОСТО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ УЛЮКАЕВА, ТО ЭТО ДЕЛАЕТСЯ ПО ЩЕЛЧКУ ПАЛЬЦЕВ»

На вопрос читателя, насколько связаны избрание Трампа и арест Улюкаева, Морозов ответил собственным вопросом: «Вам самим не смешно?» И уверенно добавил: «Никакой такой связи нет!»

Но арест Улюкаева — это сигнал чего и кому? Это провокация? Это подстава? Есть ли в этом политическая подоплека?

«Я же не работаю в ФСБ или в следственном комитете, — заметил наш гость. — Поэтому я, конечно, всех деталей не знаю. Но я вам честно скажу, что я не сторонник вот этих конспирологических версий. Говорят про подставу какую-то. Я задаю вопрос: зачем?! Ну зачем?! Если, как предполагают некоторые, цель была просто каким-то образом избавиться от него, то это делается по щелчку пальцев. Подписывается решение, и завтра Улюкаев уже не министр экономики. Зачем придумывать такую чудовищную схему для того, чтобы просто, как пишут, „избавиться от неугодного министра“... Я представляю так: президенту принесли совершенно шокирующую информацию, и президент в полном соответствии с правилами сказал: ну если так, действуйте по закону... Те, кто ищет за этим не какую-то конспирологию, задают простой бытовой вопрос: скажите, а что министр делал в два часа ночи в офисе бизнес-компании? В два часа ночи! Водку пил? Или что делал? Зачем он туда поехал?.. Министр — это человек, к которому едут. К нему в кабинет едут, причем в рабочее время. А чего его несет поздно ночью непонятно куда?..»

Резонное возражение, что глава нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин в неофициальной табели о рангах все-таки куда более влиятелен, чем министр экономического развития, Олег Викторович просто отмел: «Сечин может быть какой угодно могущественной фигурой, вот какой угодно, но есть правила аппаратного поведения, правила взаимного уважения. Когда я работал в управлении по внутренней политике администрации президента России, я к лидерам фракции ездил в гости в Думу. То есть я сам звонил и говорил: Геннадий Андреевич, можно я к вам приеду? С точки зрения аппаратных отношений, наверное, я мог позвонить Зюганову: вы не могли бы ко мне приехать в такое-то время, у меня есть к вам вопрос. И вы знаете, Геннадий Андреевич приехал бы. Потому что, с точки зрения аппаратной логики, в администрацию президента не грех съездить лидеру фракции. Но я так никогда не делал...»

Резонное возражение, что глава нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин в неофициальной табели о рангах все-таки куда более влиятелен, чем министр экономического развития, Олег Морозов отмел Резонное возражение, что глава нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин в неофициальной табели о рангах все-таки куда более влиятелен, чем министр экономического развития, Олег Морозов отмел Фото: kremlin.ru

«НЕТ ЗДЕСЬ НИКАКОГО ЛИБЕРАЛЬНОГО ПОДТЕКСТА — ЕСТЬ ФАКТ КОРРУПЦИИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ»

Статусный либерал Улюкаев арестован — кто следующий? Председатель правления ОАО «Роснано», извечный «враг народа» Анатолий Чубайс? Глава Центробанка Эльвира Набиуллина? Кто-то еще из либералов?

«Я как раз совершенно не верю в так называемую либеральную версию, что Улюкаев попал в такую ситуацию, потому что он либерал, — заявил сенатор. — Во-первых, там есть другие либералы, правительство вообще у нас состоит из людей с разными социально-экономическими и даже политическими убеждениями... Большинство — это чиновники, прошедшие большую административную школу, и находятся там не по политическим, а по профессиональным качествам. Кстати, про Улюкаева говорили, что он больше профессионал, чем политический деятель. У него биография связана не с политикой, а с управлением... И мне кажется, что нет здесь никакого либерального подтекста — есть факт коррупции и есть его последствия, не больше».

«У НАС ПОЯВИЛАСЬ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ, А НЕ ПРОСТО ПОЖАРОТУШЕНИЕ, КАК В ПИК КРИЗИСА»

Однако насколько эффективно это правительство? Тут уважаемый сенатор выступил адвокатом российского кабинета министров: «У нас остановлен спад — это первый более-менее позитивный результат. Мы перешли опять к трехлетнему бюджету, это говорит о том, что у нас появилась какая-то стратегия социально-экономического развития страны, а не просто пожаротушение, как это было год назад, в пик кризиса. Третий момент — мы полагаем, что как раз к концу этой трехлетки начнется экономический рост, небольшой, но начнется. Будет уменьшаться дефицит бюджета, что позитивно. При сохранении низкой инфляции это условия для нормального, стабильного экономического роста в перспективе. С точки зрения простой логики, правительство предлагает некую модель выхода из кризиса, которая является, по меньшей мере, работающей. Модели, которые предлагают другие эксперты-экономисты, революционные. Например, глазьевская модель, которая обсуждается широко (Сергей Глазьев, российский экономист, доктор экономических наук, советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграцииприм. ред.). Знаете, я не экономист, и мне трудно судить. Такие вопросы не решаются голосованием, кто за, кто против, давайте поднимем руку и примем такое вот решение. Надо очень осторожно к этому относиться...»

Олег Викторович также заметил: «Обсуждение бюджета в Думе все-таки показало, при том что за него не голосовали коммунисты, „Справедливая Россия“ и ЛДПР, что в целом, мне кажется, никакой альтернативной модели, которая бы всех убедила (эврика, так и надо!), не предложили. Коммунисты говорят: нужна тотальная национализация. Но мир проходил неоднократно эти качели, и все знают, что это не панацея, она не всегда спасает. В каких-то случаях надо к этому прибегать, но это не лекарство от всех болезней. Сажать всех подряд? Как иногда требуют: больше посадок! Но это тоже, как показывает опыт некоторых стран, не лучший выход. Приватизация? Так как раз улюкаевская история в створе приватизации. И потом, приватизация не дает каких-то бешеных доходов в бюджет. У нас доходная часть бюджета в этом году выросла довольно существенно в сравнении с прошлым годом... Но и расходы растут. Отсюда и дефицит... Мы залезли к себе же в карман, мы тратим сегодня деньги, которые накопили, из резервного фонда и фонда национального благосостояния. Сегодня это тот ресурс, который держит экономику на плаву...»

В ходе интернет-конференции гость редакции также ответил на вопросы, будут ли досрочные выборы президента России в 2017 году? Пойдет ли Владимир Путин на выборы в 2018 году? Кто будут его соперники? Возможны ли в России «дворцовый переворот или новая Болотная в 2017 году? Уйдет ли в обозримом будущем со своего поста премьер Дмитрий Медведев? Как будут развиваться события на Украине и в Сирии?..

Полная стенограмма интернет-конференции будет вскоре опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».