МОСКВА ПРЕДЪЯВЛЯЕТ КАПО  ПРЕТЕНЗИИ ПО КАЧЕСТВУ ПРЕЗИДЕНТСКОГО ТУ-214

Сегодня советник премьер-министра РТ Назир Киреев прокомментировал «БИЗНЕС Online» ситуацию, которая складывается вокруг ОАО «КАПО им. Горбунова». Поводом стала информация о том, что Генпрокуратура РФ начала проверку ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и ОАО «КАПО им. Горбунова» на предмет качества выпускаемой продукции и сроков ее изготовления. Сообщается, что непосредственный повод для проверки – технические проблемы, выявленные на сданном КАПО в октябре президентском Ту-214ПУ…  Эксперт «БИЗНЕС Online» считает, что в данном случае логичнее говорить об общих проблемах отрасли, нежели о вине предприятия.

НЕПОЛАДКИ В СИСТЕМЕ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Ту-214ПУ отличается от серийного Ту-214 специальной бортовой техникой (индекс ПУ означает «пункт управления») и особым интерьером. Пассажиром Ту-214ПУ, переданного специальному летному отряду «Россия», в октябре этого года был президент РФ Дмитрий Медведев. Как отмечают источники РБК daily, уже после первого полета на самолете обнаружились незначительные проблемы в работе нескольких систем, в том числе в системе развлечений. Дело осложняется тем, что Ил-96, на котором сейчас летает российский лидер, вскоре должны передать на «пятую форму обслуживания» (длительная инспекция и техническое обслуживание). А у президента Медведева назначено много поездок, и планировалось, что новый Ту-214ПУ станет заменой Ил-96.

Помимо вопросов к качеству, прокуратуру интересует, почему контракт с управлением делами президента заключался не разработчиком самолетов (ОАО «Туполев»), а заводом-изготовителем - КАПО.

Возможная инспекция КАПО не означает, что управделами президента откажется от Ту-214 - в конце ноября управление решило приобрести еще один Ту-214. А есть ли вообще повод говорить о возможности отказа? С этим вопросом «БИЗНЕС Online» обратилась к советнику премьер-министра РТ Назиру Кирееву.

В ОГОРОЖЕННОЙ ЗОНЕ

- Назир Талипович, о каких конкретно неполадках идет речь?

- Перечень претензий пока неизвестен, поэтому что-то конкретно ответить не представляется возможным. Вместе с тем могу сказать, что к выполнению заказа на КАПО с самого начала было особое отношение, как и положено в таких случаях. Все работы выполнялись в строгом соответствии с установленными регламентами, предусматривающими использование только изначально точных деталей и узлов. Сборка самолета, его систем проводились самым квалифицированным в отрасли персоналом, в отдельной огороженной зоне. На КАПО - сильная система контроля, а также традиционно квалифицированный и принципиальный персонал военной приемки, при которых просто исключены случаи некачественного выполнения работ. Практика эксплуатации серийных Ту-214 в авиакомпаниях также показывает, что существенных замечаний к качеству исполнения работ на КАПО нет.

Следует сказать и о самом самолете, поставленном управлению делами президента России. Выполняя задание, разработчик - «Туполев» - создал на базе среднемагистрального Ту-214 новую машину, способную находиться в воздухе в два раза дольше по времени и преодолевать почти вдвое большее расстояние. Недаром самолет после проведения полного цикла заводских и сертификационных испытаний получил самостоятельный индекс. Кстати, авиакомпании, желающие получить дополнительные возможности для своего бизнеса, приобретя такой самолет в качестве пассажирского, могли бы дополнительно использовать его и на межконтинентальных маршрутах.

ПОТЕРЯ КАДРОВ И ТРАДИЦИЙ

- Словом, вы уверены, что работы на КАПО выполнялись качественно. Но в специальном самолете много дополнительного оборудования, не могло ли быть что-то не так именно в нем?

- Принципы работы над такими заказами и контроля над ними на всех предприятиях, допущенных к их выполнению, одинаковы. При всех неблагоприятных метаморфозах отрасли основополагающие принципы выполнения работ еще не утеряны.

- Сообщается, что у прокуратуры есть претензии к правильности заключения контракта – возможно, его следовало заключить с разработчиком, а не с заводом…

- По моему мнению, контракт управделами президента России заключен правильно – с поставщиком продукта. КАПО в то время было самостоятельным федеральным государственным унитарным предприятием. ОАО «Туполев» - акционерным обществом, не связанным юридически с КАПО. А ОАК тогда вообще не было.

- Чего можно ожидать по результатам проверки?

- Если проверка состоится, и если будут вскрыты какие-то недочеты, хотелось бы чтобы были сделаны правильные выводы.

Строить самолеты могут только очень подготовленные кадры, при соблюдении большого количества специальных регламентов. То же самое относится к производству комплектующих, поставляемых для борта. Это условие может выполняться только при постоянной загрузке всех занятых созданием летательных аппаратов предприятий. Решающее слово здесь за государством, которое может выполнить свою роль, обеспечивая заказами, в первую очередь, отечественные предприятия. А обозначившийся крен в сторону закупки зарубежной техники объективно ведет к потере кадров и традиций авиастроения.

Тимур Латыпов

 

Интерьер президентского "салона" - большой секрет.
Но кое-какое представление о нем можно составить по интерьерам однотипного с Ту-214  
 административного Ту-204-300 с VIP-салоном