БАНК ПУТИНА МЕДЛИТ С РЕШЕНИЕМ О ВЫДАЧЕ КРЕДИТА В 2,1 МЛРД. ЕВРО

Внешэкономбанк может не войти в СП ОАО Sollers и итальянского автоконцерна Fiat. Об этом заявил в понедельник гендиректор Sollers Вадим Швецов. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты считают, что банк может предложить собственные условия финансирования. В любом случае, Sollers может найти необходимые для проекта 2,1 млрд. евро в европейских банках или проведя IPO.

 АУДИТ ПРОДЛИТСЯ НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ

 

Как заявил глава Sollers Вадим Швецов, отвечая на вопрос о том, будет ли ВЭБ акционером СП: "Это еще не решено. Вопрос еще решается и пока еще непонятно, будут ли они инвестировать в этот проект. Идет стадия аудита проекта, которая продлится еще несколько месяцев", - цитирует гендиректора Sollers РИА «Новости». В тоже время Швецов добавил, что вхождение в капитал СП ВЭБа "не является догмой". По его словам, сегодня достаточно других коммерческих банков, кому был бы еще интересен этот проект. "Рынок на подъеме, кризис прошел, поэтому потенциальных участников финансирования проекта много", - заявил Швецов. Впрочем, пока с другими банками в российском компании переговоров не ведут.

Глава компании также уточнил, что параметры проекта остаются прежними: на первом этапе планируется выпускать около 300 тыс. автомобилей в год, на втором - 500 тыс. машин. Все это, кстати, вполне соответствует новым нормам правительства РФ по локализации автомобилей, которые планируется ввести весной 2011 года.

ПУТИН ПООБЕЩАЛ, А ВЭБ ЗАДУМАЛСЯ

Напомним, что в октябре финансовый директор Sollers  Николай Соболев заявлял, что рассчитывают получить решение ВЭБа о финансировании СП не раньше первого квартала 2011 года. А заявку по организации синдицированного кредита на 2,1 млрд. евро компания подала в ВЭБ еще в начале июля. Новый кредит Sollers-Fiat собирался привлечь на 15 лет с субсидированной процентной ставкой.

Меморандум о создании СП Sollers и Fiat подписали в феврале текущего года. СП обещало стать вторым по величине после АвтоВАЗа игроком на российском рынке пассажирских машин. Предполагалось, что его уставный капитал составит 300 млн. евро: итальянская сторона внесет на 150 млн. евро технологий, российская - на такую же сумму - завод в Набережных Челнах и производственные мощности Заволжского моторного завода. Общий объем инвестиций в рамках СП оценивался в 2,4 млрд. евро. Оставшуюся часть планировалось занять в госбанках.

Любопытно, что кредитную поддержку в размере 2,1 млрд. евро пообещал во время подписания меморандума лично присутствующий при этом премьер РФ Владимир Путин. К слову, Путин является ко всему прочему председателем наблюдательного совета банка, поэтому его обещание могло означать, что препятствий при получении кредита в ВЭБе у  Sollers возникнуть не должно было. Удивляет медлительность Внешэкономбанка еще и потому, что уже является одним из крупнейших кредиторов Sollers.

 СП ЗАПУСКАЮТ В 2011

Напомним, что о создании Sollers и итальянским Fiat совместного предприятия стало известно еще в 2009 году. Стартовать производство, по словам гендиректора  Sollers Швецова, должно было в 2012 году. Однако у Sollers появились, как выяснилось на прошлой неделе, более амбициозные планы. 3 декабря стало известно о том, что компания Sollers и итальянский автопроизводитель Fiat планируют начать строительство совместного завода в Елабуге (в особой экономической зоне «Алабуга») в 2011 году. Об этом, в частности, сообщил гендиректор ОАО «Особые экономические зоны» Игорь Косов. Он сказал о том, что к настоящему времени «уже был предметно обсужден бизнес-план, проведены переговоры на уровне рабочей группы для изучения всех вопросов, связанных с инфраструктурой, которую нужно будет создать для компании Fiat».

Интересно также, что завод в Елабуге изначально строить не планировалось, однако, как заявила газете «БИЗНЕС Online» в ноябре Зоя Каика, директор по связям с общественностью компании Sollers, «новое совместное предприятие Sollers - Fiat физически будет иметь активы и в Набережных Челнах, и в Елабуге». Однако при этом строительство новых мощностей будет осуществляться на территории и свободной экономической зоны – «потому что мы не нашли участка в Челнах, по размеру подходящего к планировке нового завода, предложенного итальянцами». В тоже время завод в Набережных Челнах, который Sollers должен передать СП в соответствии с договором, будет частью СП: «войдет в его состав и будет работать в составе».

 ВЭБУ МОГ РАЗОНРАВИТЬСЯ ПРОЕКТ

По мнению экспертов, делать определенные выводы о внезапной «мхатовской паузе», взятой ВЭБом, пока рано.

«Пока, как уже сообщалось в СМИ, ВЭБ не определился с тем, будет ли он участвовать в проекте или нет. Возможных вариантов развития событий три. Первое - банк участвует в СП на первоначальных условиях (читай: условиях  Sollers и Fiat). Второе – ВЭБ предлагает свои собственные условия финансирования, с которыми соглашаются или не соглашаются участники СП. И третье – банк целиком и полностью отказывается от участия в проекте, и компании начинают искать либо новые источники финансирования на рынке, либо пробуют привлечь в качестве участника другой банк, - заявил газете «БИЗНЕС Online» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

По его мнению, возможных причин отказа банка от участия в проекте несколько. Во-первых, банку мог не понравиться длительный период окупаемости проекта и продолжительные сроки возврата своих денег. Во-вторых, неясные экономические перспективы проекта (возможность нового кризиса на авторынке). Среди прочих причин: и невозможность предоставить запрашиваемые средства на условиях участников СП, и недостаточные (неудовлетворительные) финансовые гарантии со стороны СП, и просто – «исчезновение интереса к проекту». Так или иначе, отказ ВЭБа от финансирования не угрожает проекте СП, считает аналитик.

 IPO, ОБЛИГАЦИИ ИЛИ БАНК, ЗНАКОМЫЙ С FIAT

«Потому что, как справедливо заметил господин Шевцов, интерес к проекту могут проявить и другие коммерческие банки, а, кроме того, компании могут привлечь средства на рынке, например, проведя IPO или выпустив облигации, - считает  Баранов.

По его словам, даже возможный перенос сроков реализации проекта, если ВЭБ откажется от него, не скажется на производственной деятельности и финансовых результатах компаний Sollers и Fiat. Проект они развивают на свои средства, и вполне в состоянии начать строительство завода самостоятельно, а деньги привлекать по мере необходимости. Иными словами, участникам проекта могут и не потребоваться единовременно 2,1 млрд. евро, «достаточно будет брать их небольшими траншами».  Баранов полагает, что помимо ВЭБа, существуют и другие банки, способные дать необходимую сумму. Однако вопрос – на каких условиях?

«В частности это могут быть европейские банки, которые давно сотрудничают с Fiat и хорошо знают эту компанию. Но вряд ли будет нужно брать средства у одного банка, на такой проект достаточно просто будет получить синдицированный кредит от нескольких банков, которые объединятся для такого проекта. Такой кредит будет и дешевле», - заключил аналитик «Финам Менеджмент».

 Сергей Афанасьев