Андрей Бахвалов и Андрей Чуприн

«ОБЪЕМ ВЫДАННЫХ НАМИ ЗАЙМОВ ПРЕВЫШАЕТ 27 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ»

В то время как крупные финансовые организации гордятся тем, что держатся на плаву, сектор микрофинансирования продолжает активный рост. Мировой рынок микрофинансирования за последние четыре года, по различным оценкам, вырос более чем на 300%! Сейчас он составляет около $100 млрд., а клиентов микрофинансовых организаций около 40 млн. человек по всему миру. Что же касается рынка микрофинансирования в России, то он пока еще очень молод. А учитывая тот факт, что только в 2011 году появился ФЗ-151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», рынок начал выстраиваться и работать системно совсем недавно. Тем не менее эксперты отмечают, что уже к 2017 году объем рынка МФО в России может вырасти до 180 - 200 млрд. рублей.

О том, за счет чего рынок МФО так уверенно развивается, рассказали топ-менеджеры ООО «Домашние деньги» на Дне инвестора 25 октября. Место встречи — фешенебельный отель «Марриотт Кортъярд Казань». В роли спикеров на Дне инвестора выступил топ-менеджмент компании «Домашние деньги»: главный исполнительный директор Андрей Бахвалов, руководитель управления по работе с частным капиталом Максим Быковец и директор казанского представительства по работе с частным капиталом Андрей Чуприн.

Мероприятие посетили несколько десятков частных инвесторов и бизнесменов. Они хотели из первых уст узнать, за счет чего «Домашние деньги» выбились в лидеры рынка МФО и продолжают наращивать свою долю.

«Среди небанковских и независимых МФО «Домашние деньги» находятся на первом месте, — энергично начал выступление руководитель управления по работе с частным капиталом Максим Быковец. — Потенциал рынка микрофинансирования в России оценивается аналитиками в 350 миллиардов рублей, а ЦБ подтверждает данную оценку. «Домашние деньги» — компания, которая успешно удовлетворяет срочные финансовые потребности российских граждан, не имеющих доступа к банковским кредитным продуктам, при этом является одной из самых крупных в сегменте микрозаймов физическим лицам с долей рынка 24 процента. Мы представлены в 62 регионах России, а нашими клиентами являются более 350 тысяч граждан в 8 федеральных округах. На данный момент объем выданных займов превышает 27 миллиардов рублей!» — оптимистично говорил спикер.

Максим Быковец

«АГЕНТ НЕ МОЖЕТ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ»

Инвестиционная привлекательность компании «Домашние деньги» очевидна: портфель инвестиций в нее растет ударными темпами и по сравнению с прошлым годом, он увеличился в 2,5 раза — до 3,7 млрд. рублей.

«Мы фактически в три раза больше, чем ближайший конкурент, — отметил главный исполнительный директор Андрей Бахвалов. — Можно сказать, что «Домашние деньги» — системно значимая микрофинансовая компания, которая первой в этом году прошла проверку ЦБ. Причем проверяла нас та же инспекция, что и банки. На это ушло 2,5 месяца, и не было выявлено ни одного нарушения».

Если говорить в целом о рынке МФО, он хорошо регулируется, потому что теперь у него есть инструмент саморегулируемых организаций (СРО). При этом Топ-15 МФО в России будет регулироваться непосредственно ЦБ, остальные игроки будут регулироваться СРО. Отметим, что компания «Домашние деньги» является соучредителем одного из крупнейших СРО в России — «МиР».


География влияния компании «Домашние деньги» в России от Калининграда до Владивостока, но в планах есть покорение и европейского рынка.

«Несмотря на то что мы продолжаем расти на территории России, в наших планах — выйти и на европейский рынок, — продолжил Бахвалов. — Основная компетенция нашей компании — пешая агентская сеть, которая на данный момент уже составляет 4,5 тысячи агентов. Это позволяет нам дойти до любого человека за 10 - 15 минут. Чтобы успокоить вас, отмечу, что наши агенты не носят наличные деньги, все займы переводятся клиенту на карту».

Помимо того, что ООО «Домашние деньги» построило огромную офлайн-компанию, оно относит себя и к высокотехнологичным игрокам рынка, которые создают уникальные продукты. Причем, по заверению руководства компании, аналогов им нет не только в России.

«Мы внедрили целое семейство мобильных приложений, которые используют для своей работы как наши агенты, так и наши клиенты, — отметил главный исполнительный директор. — Благодаря этим технологиям наш агент не может совершить ошибку, поскольку приложение позволяет ему совершить следующий шаг только после того, как он корректно завершил предыдущий. Более того, за агентом следит приложение при помощи GPS-координат, и вы всегда знаете, где он. Также система автоматически может отличить настоящий паспорт от поддельного, подсказать наличие испорченной кредитной истории заемщика. То есть через приложение отстроен весь бизнес-процесс: от подачи заявки до сбора просроченной задолженности. Также приложение ведет запись разговоров по телефону агента и имеет специальные скрипты о том, как надо вести диалог с клиентами».

Презентацию завершил Андрей Чуприн, еще раз подчеркивая привлекательность предлагаемых инвестиционных инструментов: «Думаю, что с кем-то мы продолжим сотрудничество, с кем-то мы его только начнем. «Домашние деньги» предлагают действительно интересные, понятные финансовые продукты и с оптимальным отношением риск/доходность».

Андрей Чуприн

«ИНВЕСТОРЫ ИЩУТ ВАРИАНТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СВОБОДНЫХ СРЕДСТВ»

На мероприятие пришли в основном мужчины в возрасте от 40 лет до 50 лет. По вопросам, звучавшим от приглашенных инвесторов в адрес топ-менеджмента компании «Домашние деньги», было понятно, что все они — опытные специалисты в области финансов и экономики.

С одним из гостей удалось пообщаться после мероприятия, однако ответить на вопросы он согласился на правах анонимности.

Почему вы пришли на это мероприятие? Уверены в продуктивности рынка МФО?

— Как отметили руководители компании «Домашние деньги», на рынке наблюдается снижение процентных ставок, а в этих условиях частные инвесторы ищут варианты размещения свободных средств. Поэтому мне и другим частным инвесторам интересны подобные денежные инструменты, которые предлагают диверсификацию вложений. Из классики экономики мы знаем, что «чем выше риск, тем выше доходность» и наоборот. Поэтому, когда предлагают 15 - 20 процентов годовых, конечно, всегда закрадываются некоторые сомнения, но после ответов на интересующие вопросы я понял, что риски минимальны.


— Во время презентации было уделено особое внимание стратегии развития компании. Вы верите, что рынок микрофинансирования в РФ может вырасти вдвое?

— Мне понравились подача информации, планы компании и компетентность топ-менеджмента. Возможности у рынка микрофинансирования действительно большие. На стороне инвестора также и тесное взаимодействие компании «Домашние деньги» с регулятором. Добавляет оптимизма отсутствие мошеннических схем, качественное построение портфеля. Все это говорит о том, что компания серьезно подходит к бизнесу и ее можно воспринимать как надежного партнера.

— Главный вопрос: вы готовы инвестировать свои средства в «Домашние деньги»?

— Да, готов. Определяюсь с суммой инвестиций.

Отметим, что «Домашние деньги» привлекают средства квалифицированных инвесторов (от 1,5 млн. рублей) с 2011 года, при этом доходность размещенных средств значительно превышает банковскую ставку и составляет от 17% до 23% годовых. Из важных тенденций можно выделить увеличение средней суммы размещения: если в прошлом году эта сумма составляла 6,2 млн. рублей, то на сегодняшний момент — 10,6 млн. рублей.