«ДЕЛО НЕ В ОТСУТСТВИИ ТАЛАНТОВ. В НАШЕЙ РЕСПУБЛИКЕ ОНИ БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ»

Причин много. Самая большая проблема в нас, слушателях, а не в эстраде. Эстрада лишь отражение этого явления. Объяснюсь. Информационное поле с развитием интернет-пространства стало очень большим, и многие потеряли, теряют звуковые ориентиры. Или вовсе их не имели, да и не собираются иметь. Отсюда равнодушное потребление того, чем потчуют, пофигизм. Ведь всегда были и есть предприимчивые люди, которые способны раскрутить песню и умеют при этом заработать. Это вроде хорошо. Но здесь они больше продают, чем создают действительно что-то новое. Коммерческий характер и потребительская направленность. В свое время еще Александр Пушкин сказал: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

И дело даже не в отсутствии талантов. В нашей республике они были, есть и будут. В этой связи мне близка позиция Аллы Борисовны Пугачевой. Об этом говорит и продюсер, музыкант Макс Фадеев. Мысль об отсутствии Героев. Раньше они были. Сейчас редеют. На сегодняшний день большое количество артистов обладают прекрасной вокальной техникой, яркой внешностью, но не все они Герои. Поймите меня правильно. На сцене помимо внешнего блеска должна проявляться внутренняя красота Личности, а с этим в наше время туго. Красивая обертка, но без конфетки.

В каждом времени, географии, условленной исторической данностью, стоял вопрос нахождения музыкальной ситуации как таковой. История и искусство. Феномен взаимодействия. И наша с вами проблематика не в рамках республиканского масштаба. Ведь пароксизмы, нелепости, гротесковые формы проявляются не только на татарской эстраде. Она в рамках всего постсоветского пространства. Годы революции. Войны. Железный занавес. В результате прерванное наследие. Хотя прорывы через этот занавес были. Музыка Бродвея («Музыка буржуазии») прорывалась в творчестве Исаака Дунаевского, Александра Цфасмана, в «Веселых ребятах» с участием Леонида Утесова. Видна она была в образе Любови Орловой. Рок-н-ролл рвал этот железный занавес. И песни The Beatles все равно доходили до нас. И т. д. Опять-таки, эти сопоставления уместны, если мы говорим об интеграции нашей культуры в мировое сообщество. Главное, что и как. Ведь музыка «по эту сторону стены» всегда была. По существу, ее не могло не быть. У нас есть то, чего нет там. Возможно, мы просто не умеем это ценить. Делаем что-то не так. Не хотим. Но это уже область личных рассуждений каждого из нас.

«МЫ ХОТИМ ОДНОГО — СОЗДАНИЯ ЧЕГО-ТО НОВОГО, СВЕЖЕГО, НА ОСНОВЕ ШИРОКОГО ВЗГЛЯДА НА МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ ТАТАР»

Лично я настроен оптимистично. Да и плакаться мне грех. Свои профессиональные запросы реализовываю в Государственном ансамбле песни и танца РТ (ГАПиТ), где я работаю заведующим музыкальной частью. Слава богу, мое композиторское ремесло в этом легендарном коллективе на сегодняшний день востребовано. Я очень много пишу именно как композитор. Здесь мысль о нахождении уникальных, гармоничных моделей взаимодействия. Ведь параллельно я развиваю свой собственный проект Tatarsis. Проект, в котором вместе со своими друзьями пытаюсь переосмыслить татарскую, тюркскую музыку в целом через создание музыки, ориентирующейся на мировые тренды.

К примеру, сейчас к юбилею ГАПиТ готовится премьерный показ мистерии «Священные сады», режиссером которой выступил Георгий Ковтун. В Татарстане он много сотрудничает с казанским театром оперы и балета им. Джалиля и местными композиторами. Музыка, которую я написал, прописывается в студии именно музыкантами Tatarsis. Подобное наблюдение подсказало, что планы Tatarsis и ГАПиТ в какой-то степени одни и те же, так как мы хотим одного — создания чего-то нового, свежего, на основе широкого взгляда на музыкальную культуру татар. Поэтому некоторое время назад руководство ГАПиТ поддержало мою инициативу — и Tatarsis официально стал творческой лабораторией. Это обоюдно обогащающий вектор развития.

Или еще один свежий пример. В августе этого года я написал сочинение для органа, солиста, хора и народного оркестра на основе татарской народной песни «Таң атканда» по заказу министерства культуры Татарстана. Композиция прозвучала на открытии Дней культуры РТ в Москве. Это была очень интересная творческая задача — совместить довольно разные по историческому генезу и сути звучащие комплексы: орган и народный оркестр.

И вот на сцене Московского дома музыки помимо органа, солиста, хора и оркестра играли и музыканты Tatarsis. Я внедрил в партитуру электрогитару, которая в начале произведения играла тембром восточного уда в унисон с альтовыми домрами, а далее в ход пошли классическая манера игры и дисторшн. Подобная эклектика очень интересна. Рождается действительно необычное звуковое впечатление. Звучит вроде наше знакомое, но в то же время новое.

«ФАСТФУД НИКОГДА НЕ ЗАМЕНИТ КАЛОРИЙНОЙ, ЗДОРОВОЙ ПИЩИ»

Сигнал сегодняшнего дня критический, но хороший. Если об этом говорит наш президент Рустам Минниханов, то это уже четыре форте по динамической шкале.

Меняться необходимо, потому что фастфуд никогда не заменит калорийной, здоровой пищи. А музыка — это пища. Духовная. И надо работать, искать, пробовать, не бояться. Ведь создание нового — это внутренняя борьба уникального с примитивным. Уметь отсечь малый процент хорошего из ста псевдогениальных — великое искусство. Этому посвящаешь время, исследуешь, живешь этим. Иметь такой навык — главное, иначе есть риск не написать то самое произведение. Так можно превратиться в графомана и кричать налево и направо, мол, смотрите, сколько всего я понаписал, а вы меня не замечаете.

Нельзя никогда меняться под чужой вкус, даже если им руководит большинство. Необходимо творить честно от начала и до конца.

Радик Салимов