ПОЕДИНОК «РОБОТА» И «КОВБОЯ»: БЕЗ РУКОПОЖАТИЙ, БЕЗ УЛЮЛЮКАНЬЯ

Сегодня ночью (по московскому времени) два кандидата в президенты США, Хиллари Клинтон и Дональд Трамп, сошлись в третьем, последнем раунде теледебатов. Клинтон, которая по обыкновению продумывает каждую деталь своего облика, вышла на сцену «вся в белом»: плотно облегающий, похожий на доспех белый костюм дополняла снисходительная белозубая улыбка, которой она временами удостаивала зал и своего соперника. Белый цвет — цвет мира и невинности — должен был, по всей видимости, оттенить непорочность демократического кандидата на фоне погрязшего в сексуальных скандалах Трампа. Что же касается республиканца, то он сохранил свой простосердечный имидж и все так же по-юношески краснел в свои 70 лет — в тон своему неизменному красному галстуку, надетому под столь же неизменную темную пиджачную пару.

По сути, это были даже не теледебаты — это была последняя схватка «ковбоя» с «роботом последнего поколения». «Робот» ставил «ковбою» в вину, что он «лапает женщин за разные места» и приятельствует с другим «ковбоем» по фамилии Путин, а наивный герой вестерна беспорядочно отстреливался, хотя и понимал, что все его пули застрянут в металлическом панцире бездушного «терминатора».

Третья по счету словесная дуэль кандидатов состоялась в Лас-Вегасе, в университете штата Невада, где, как отмечают наблюдатели, у Трампа есть свой бизнес — международный отель «Лас-Вегас». Возможно, это обстоятельство хоть в какой-то степени грело душу американского миллиардера, который совсем не блистал на предыдущих дебатах и в результате даже отстал от бывшего госсекретаря на 8 - 9% электоральной популярности. Кроме отеля у республиканца имелось в запасе еще одно духоподъемное средство: в университетском зале среди группы поддержки Трампа занял почетное место Малик Обама, сводный брат действующего президента США. Появление кенийца Малика в рядах сторонников «ковбоя» раздосадовало Белый дом: Барак Обама устами своего представителя даже публично отрекся от брата, осмелившегося повторить предвыборный республиканский рефрен о том, что именно Трамп сделает Америку великой, и заявил, что почти не общается с ним. Что касается Клинтон, то состав ее группы поддержки несложно было предугадать: из зала ей посылал воздушные поцелуи не кто иной, как верный супруг и 42-й президент США Билл Клинтон.

Никакого рукопожатия между соперниками камеры не зафиксировали: Трамп и Клинтон настолько охладели друг к другу, что, шагнув на сцену, сразу замерли около отведенных им микрофонов. Модератор дискуссии, ведущий телеканала Fox News Крис Уоллес, по-дирижерски взмахнул руками и попросил аудиторию обойтись на этот раз без аплодисментов и улюлюканий. Вопросы, предназначенные для кандидатов, Уоллес почему-то охарактеризовал как «сюрпризы», хотя еще за несколько дней до дебатов все знали, что говорить придется о международном терроризме, взаимоотношениях с Россией, борьбе с нелегальной иммиграцией и ситуации в американской экономике.

Тем не менее начали с обсуждения темы Верховного суда США. От этой высшей судебной инстанции страны, в состав которой входит всего 9 членов, зависит судьба всех штатов, поэтому кандидаты предпочли обозначить свои критерии отбора будущих судей. Клинтон с безукоризненной правильностью заявила, что Верховный суд «должен представлять интересы всех нас, а не только власть имущих, крупных корпораций и богатых американцев». Под «всеми нами» бывший госсекретарь, как выяснилось, подразумевала женщин, ЛГБТ-сообщество и прочие дискриминируемые скандальным миллиардером социальные группы. От секс-меньшинств демократка легко перескочила к теме свободной продажи оружия. «У нас 23 тысячи человек [ежегодно] погибают от огнестрельного оружия, — заявила она. — Нам следует провести реформу, не конфликтующую со второй поправкой (поправка к Конституции, которая дает гражданам США право на ношение оружия — прим. ред.)». При этом Хиллари традиционно уколола «ковбоя» Дональда в том, что он пользуется поддержкой «стрелкового лобби» (если быть точнее — национальной стрелковой ассоциации).

Трамп великодушно не стал ничего отрицать. Да, признал он, при нем судьи, которые выступают за вторую поправку, будут находиться на ведущих должностях. Что касается реформы, предлагаемой Клинтон, то она ничего не даст. «Вон в Чикаго законы более жесткие, а насилия больше, чем в Нью-Йорке», — прокомментировал миллиардер и добавил, что кроме истинных «ковбоев» будет делегировать в Верховный суд тех, кто поддержит запрет абортов. Это был «выстрел» в сторону Клинтон, которая всегда рьяно выступает за право женщины на аборт. Символично, что позиция республиканца в этом вопросе полностью совпадает с недавно озвученной точкой зрения патриарха РПЦ Кирилла, так что у демократки, казалось, появился лишний шанс уличить Трампа в «связях с русскими». Но она им не воспользовалась, а просто в очередной раз засвидетельствовала, что ратует за «планирование семьи» и за то, чтобы «американское правительство не вмешивалось в эти глубоко личные решения женщины».

«Вы говорили, что у зародыша нет конституционных прав», — подсказал Клинтон Уоллес.

«Ну да, вы грубо вынимаете ребенка из утробы матери прямо перед его рождением. Вы можете думать, что это нормально, но это ненормально и неприемлемо», — мрачно заметил Трамп.

«17 РАЗВЕДВЕДОМСТВ ПРИШЛИ К ВЫВОДУ, ЧТО КИБЕРАТАКИ ИДУТ ИЗ КРЕМЛЯ»

О России вспомнили уже на третьем вопросе дебатов, и инициировала этот разговор, разумеется, Клинтон. Когда модератор перешел к теме нелегальной миграции и попросил высказать свое отношение к возведению «стены на южной границе», чистосердечный Трамп воспринял этот вопрос буквально. «Да, нам нужны более крепкие границы. Тысячи детей погибли, а она хочет открыть границы», — заклеймил он свою соперницу коротким кивком головы.

«Я не хочу разделять семьи, — предсказуемо отреагировала защитница семейных очагов. — У нас 11 миллионов незадокументированных граждан. Что же, их всех посадить на поезда и автобусы и отправить за пределы США? Это расколет страну. Нет, наши ресурсы будут направлены только на то, чтобы депортировать исключительно преступников. Нам нужна комплексная миграционная реформа. США — это страна мигрантов».

Делая подобные жизнеутверждающие заявления, Клинтон не забывала и подкалывать своего оппонента. Она напомнила, что тот обзывал мексиканцев насильниками и в то же время с выгодой для себя эксплуатировал мигрантов на своих строительных объектах.

«Если открыть границы, будет кошмар в законности. Миллионы людей были депортированы при президенте Обаме, но она не хочет об этом говорить. На самом деле совершенно нечестно, что кто-то перешел границу и стал гражданином», — бормотал свою мантру Трамп.

И вот тут Клинтон продемонстрировала ему чудеса предвыборной эквилибристики.

«Российское правительство участвует в шпионской кампании против США, — без всяких предисловий начала она. — Русские взламывали американские сайты — порталы частных лиц, учреждений — и потом переправляли эту информацию WikiLeaks для публикации в интернете. И это идет от самого высокого уровня российского правительства, очевидно, от самого Путина. Это только что подтвердили 17 наших разведведомств, они охарактеризовали это как попытку повлиять на наши выборы. Так что я думаю, что самый важный вопрос сегодняшнего вечера: признает ли это, наконец, Дональд Трамп и осудит ли то, чем занимается Россия, даст ли он четко понять, что ему не нужна помощь Путина на этих выборах, что он отвергает российский шпионаж против американцев, который он в прошлом поощрял. Это вопросы, на которые нужны ответы, у нас никогда не было ничего подобного на выборах».

У американского миллиардера, слушающего вдохновенный монолог Клинтон, что называется, отвисла челюсть.

«Вот это был поворот от вопроса про открытые границы, — присвистнул Трамп, оценив филигранную беспощадность „самого важного вопроса сегодняшнего вечера“. — Нам нужно остановить радикальный исламский терроризм. А она хочет открыть границы, чтобы люди лились потоком в нашу страну, и почему-то она хочет говорить о Путине. Я Путина не знаю, он говорил обо мне приятные вещи, если мы поладим, будет хорошо. Если США и Россия поладят и объединятся против ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.), это тоже будет хорошо. Но ее Путин не уважает, у него нет уважения и по отношению к нашему президенту. Что еще важно: у нас серьезная проблема, потому что у нашей страны огромное количество ядерных боеголовок, 1800, от которых они [Россия] избавились, а мы нет. 1800 ядерных боеголовок, а она ведет себя безрассудно».

«Путин, очевидно, предпочитает марионетку на посту президента США», — продолжала гнуть свою линию госсекретарь.

«Это вы, вы — марионетка!» — взорвался республиканец.

«Совершенно ясно, что Россия участвует в кибератаках против США, против нашего народа, а вы поощряете его [Путина], вы готовы сломать НАТО и делать все, что он хочет, — напирала Клинтон. — Вы продолжаете получать его поддержку, потому что у него [Путина] есть фаворит в этой гонке. И это беспрецедентная ситуация, потому что никогда прежде иностранное правительство не вмешивалось в наши выборы. 17 разведведомств, гражданских и военных, пришли к одному выводу, что эти кибератаки идут с самого высокого уровня — из Кремля — и специально направлены на то, чтобы повлиять на предвыборную кампанию».

«Да вы даже знать не знаете, откуда это идет — из России или Китая», — не сдавался Трамп.

«17 разведведомств! Вы ставите под сомнение их выводы? Да вы скорее поверите Владимиру Путину, чем нашим специалистам, которые принесли присягу защищать свою страну!» — негодовала демократка.

«Ей не нравится Путин, потому что он был умнее ее на каждом шагу! На каждом шагу, в том числе в Сирии!» — попытался улыбнуться миллиардер.

Но тут на выручку Клинтон пришел телеведущий Уоллес: «Отвечайте по существу. Можете ли вы осудить Россию?»

«Конечно, я осуждаю, — сдался Трамп. — Я Путина лично не знаю. Он никакой мне не близкий друг. Однако если Россия и Соединенные штаты будут ладить, это будет неплохо. Но все-таки Путин обошел ее [Клинтон] и Обаму на каждом шагу! Посмотрите: мы 6 триллионов долларов потратили на Ближнем Востоке, а они [русские] владеют Ближним Востоком».

Клинтон окинула уничтожающим взором своего соперника. Так обычно благовоспитанные классные дамы смотрят на закоренелых двоечников. «Этому человеку нельзя доверять ядерную кнопку, — вынесла она вердикт. — Он по-гусарски относится к ядерному оружию. Посмотрите: он даже выступал за то, чтобы Корея, Япония и Саудовская Аравия обзавелись ядерным оружием».

«Да у меня 200 генералов и адмиралов, которые меня поддержали! — задохнулся от ярости обиженный Трамп. — Из них 21 получил медаль за доблесть. Что касается Кореи или Саудовской Аравии, я говорил им: защищайтесь! Но это не значит, что я призывал их обзавестись ядерным оружием».

«ПОЧЕМУ СТОЛЬКО ЖЕНЩИН ВЫ ЛАПАЛИ БЕЗ ИХ СОГЛАСИЯ?»

«Мы НАТО отменим и создадим новый порядок, — пообещал миллиардер-республиканец в начале следующего раунда дебатов, посвященных экономике. — Мы сократим налоги для компаний. У нас, по последним данным, по отчету по количеству рабочих мест, просто анемия. У нас в стране стагнация, мы потеряли рабочие места, мы ничего не производим. Товары из Китая, Вьетнама наводняют наши рынки. При этом посмотрите: в Китае и Индии рост составляет 7 - 8 процентов, и для них это катастрофически низкие показатели, а у нас — 1 процент. Мы ничего не производим, заводы заброшены. Зато теперь она (очередной кивок на Клинтон) хочет подписать соглашение по транстихоокеанской торговле. Да я у себя в бизнесе достиг гораздо большего. Я начал с миллиона долларов, но построил феноменально успешную компанию. И если мы будем руководить страной так же, как я руковожу компанией, вы все будете ею гордиться. А чем она [Клинтон] может гордиться? Посмотрите на Сирию, на бесконтрольную миграцию, на Ливию, на Ирак. Это она создала ДАИШ. Обама создал этот вакуум на Ближнем Востоке, а эта маленькая группировка воспользовалась этим вакуумом, и сегодня она в 32 странах».

Клинтон парировала: «Президент Обама унаследовал катастрофическую финансовую ситуацию, но сократил дефицит на две трети. И все-таки мы выбрались из этой дыры». Демократка напомнила своему оппоненту, что свой отель в Лас-Вегасе он тоже строил с использованием китайских металлов.

«У вас есть опыт, но опыт этот плохой, — пытался перейти в наступление Трамп. — Когда вы возглавляли госдепартамент, пропали 6 миллиардов долларов».

«Это было опровергнуто несколько раз», — презрительно процедила сквозь зубы Хиллари.

«Почему столько женщин вы лапали без их согласия?» — предпочел перейти на скользкую тему сексуальных скандалов Уоллес.

«Эти истории были опровергнуты, я этих людей не знаю, — в тон своей сопернице ответил Трамп. — Я даже не извинился перед своей женой, потому что не за что было извиняться. Я думаю, что за этим стоит ее [Хиллари] компания. Они нанимали людей на моих митингах, платили им по 500 долларов, чтобы они подстрекали к насилию и клевете. Я никого из этих женщин не видел — они хотели либо славы, либо поддерживали ее избирательную кампанию... Но вот то, что не выдумано, — это 33 тысячи электронных писем, уничтоженных ею после получения повестки конгресса. Она сотни раз врала народу, конгрессу, ФБР. За нее сядут в тюрьму, а ей все сойдет с рук».

Уоллес кивнул, как будто соглашаясь с республиканцем (да, сойдет с рук), и вполне логично спросил, готов ли тот принять результаты выборов в случае своего поражения.

«Я решу это в свое время, — пожал широкими плечами миллиардер. — То, что я видел до сих пор, очень плохо. Прежде всего пресса ведет себя нечестно, она нечестна и коррумпирована. „Нью-Йорк Таймс“, к примеру. Это отравляет умы избирателей. Хиллари вообще нельзя позволять участвовать в президентских выборах из-за электронной переписки и других вещей. Она виновна в очень серьезном преступлении. Так что я не буду отвечать вам сейчас, я оставлю вас в напряженном ожидании».

Тут уже не удержалась Клинтон:

«Позвольте мне отреагировать на это, потому что это ужасно. Каждый раз, когда Дональд считает, что что-то идет не так, как он хочет, он заявляет, что это было сфальсифицировано, подтасовано против него. ФБР год занималось расследованием моей электронной переписки, и пришли к выводу, что нет основания меня обвинять. Тогда он заявил, что в ФБР нечестны. Он проиграл праймериз в Висконсине и заявил, что праймериз Республиканской партии были сфальсифицированы против него. Потом подали в суд против Университета Трампа за мошенничество и вымогательство. Он обвинил в подтасовках федерального судью и судебную систему. Было время, когда он, не получив премию „Эмми“ за его телевизионное шоу, начал писать в „Твиттере“, что на „Эмми“ тоже подтасовки».

Демократка также напомнила, что Трамп не обнародовал свои налоговые декларации, первым из кандидатов, боровшихся за власть в Белом доме, за последние 40 лет.

В ЭТОЙ «ВЕЛИКОЙ СТРАНЕ» МОЖНО «ЗАПРОСТО СХЛОПОТАТЬ ПУЛЮ ПО ДОРОГЕ В МАГАЗИН»

В завершение теледебатов подробнее остановились на сирийском кризисе. После обвинений Трампа в сексуальных домогательствах и дружбе с Путиным ближневосточный вопрос выглядел этакой безделкой, с которой США, безусловно, справятся. Выяснилось, что Клинтон обнадеживает то обстоятельство, что «усилия иракской армии и курдских военных пользуются поддержкой и консультациями особых подразделений американцев». При этом бывший госсекретарь не станет настаивать на введении американского военного контингента в Ирак.

Трамп предположил, что продолжающаяся сейчас операция по освобождению иракского города Мосул от террористов проводится, чтобы поддержать кандидата от Демократической партии. «Вы знаете, кто будет победителем в Мосуле, когда мы возьмем его? И единственную причину, по которой мы делаем это? — задал он пару риторических вопросов. — Это все потому, что она (кивок в сторону Клинтон) избирается в кресло президента. И они хотят выглядеть в глазах избирателей жесткими, хорошими».

«Мосул — это так печально, — продолжал развивать свою мысль миллиардер. — Мосул был у нас, когда она ушла, мы потеряли Мосул, и сейчас мы снова бьемся за Мосул. Все, что ей нужно было сделать, — это остаться в Мосуле, который у нас был». Трамп добавил, что Иран должен будет написать Штатам благодарственное письмо: «Потому что то, чего они давно хотели в Ираке, мы сделали для них легче легкого. Мы снова возьмем контроль над Мосулом — и вы знаете, кто от этого выиграет? Иран!»

Говоря о многострадальном сирийском Алеппо, республиканец не удержался от того, чтобы еще раз не уязвить Клинтон косвенным упоминанием имени Владимира Путина. Он напомнил демократке ее непримиримую позицию по отношению к президенту Сирии Башару Асаду и заметил, что последний оказался сильнее, чем о нем думали. «Пару лет назад все полагали, что его не будет. А он заручился поддержкой России и Ирана, который мы сделали очень сильным, дав им 1,7 миллиарда долларов наличными. А мы поддерживаем повстанцев, не зная, кто такие эти повстанцы, и даем им много денег».

Что касается Клинтон, то она, говоря о Сирии, выступила за создание бесполетных зон в Сирии, добавив, что это не будет сделано в первый же день и потребует большого количества переговоров с Дамаском и Москвой. «Мы должны дать понять русским и сирийцам, что наша цель здесь — предоставить безопасные зоны на земле», — заключила она.

В заключительном слове, которое модератор предоставил каждому из кандидатов в президенты, Клинтон говорила, что будет воссоздавать средний класс, и отпустила последнюю шпильку: «Дональд говорит, что сделает Америку великой? Но Америка уже великая». И предложила объединиться вокруг ее кандидатуры всем добропорядочным американцам — и демократам, и республиканцам, и независимым кандидатам. Трамп же и на завершающем этапе дискуссии продолжал полемизировать со своей соперницей, заметив, что в этой «великой стране», в бедных кварталах, можно запросто схлопотать пулю по дороге в магазин. «Мы больше заботимся о нелегальных иммигрантах, людях, которые прибыли в нашу страну незаконно, чем о наших ветеранах», — констатировал он. И неожиданно пообещал: «Я сделаю для афроамериканцев и испаноязычных больше, чем она сделает за 10 своих жизней. Мы не можем позволить себе еще четыре года Обамы, а именно это вы получите вместе с ней».

Следует отметить, что миллиардер-республиканец остался доволен тем, как он держал себя в заключительной серии теледебатов, и даже заранее присудил себе победу. Однако по версии телеканалов CNN и ORC зрители и на этот раз признали победительницей Клинтон — 52%, уступив Трампу 39% голосов.