ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ

Компании «Камгэсэнергострой» (входит в «Ак Барс холдинг», подконтрольный Ивану Егорову) удалось взыскать с АО «Иннополис» 59 млн. рублей. Соответствующий иск, в котором речь идет о цене возведенного «Камгэсом» здания Университета Иннополис, удовлетворил Арбитражный суд РТ. Причем сначала претензии строителей были в 36 раз больше: они требовали за труды 2,15 млрд. рублей, но к окончанию процесса сумма скукожилась.

Напомним, старт строительству нового города в июне 2012 года дал лично премьер-министр России Дмитрий Медведев, принявший участие в закладке капсулы с посланием будущим жителям нового города. В августе того же года была зарегистрирована управляющая компания ОАО «Иннополис» с уставным капиталом 1,5 млрд. рублей, а спустя еще три месяца Медведев подписал постановление о создании одноименной особой экономической зоны. А в первом квартале 2014 года «Камгэс» заключил два крупных контракта на строительство Университета Иннополис и его жилого и спортивного комплексов. Эти объекты, по сути, стали центром возводимого в Верхнеуслонском районе нового города.

Итак, договорная стоимость возведения самого университета — объекта первого иска «Камгэса» — составляла 2,068 млрд. рублей. Однако, завершив объект, компания заявила, что стройка обошлась дороже, и потребовала добавить 80 миллионов. Заказчик платить отказался. На судебных процессах, где присутствовали корреспонденты «БИЗНЕС Online», истец утверждал: оговоренные работы выполнены полностью, однако Иннополис отказывается от их приемки. Оппонент же заявлял, что у него есть вопросы по объему работ, их цене и качеству. В итоге за разрешением спора пришлось обращаться к третьему лицу. Ответить на вопрос, на сколько наработали строители, поручили специалистам ООО «Институт негосударственной экспертизы». Причем СМИ сообщали: проведения экспертизы, которая обошлась «Камгэсу» в полмиллиона рублей, потребовал лично министр связи РФ Николай Никифоров — один из главных идеологов проекта инновационного города.

Проведение экспертизы, которая обошлась «КамГЭСу» в полмиллиона рублей, потребовал лично министр связи РФ Николай Никифоров Проведения экспертизы, которая обошлась «Камгэсу» в полмиллиона рублей, потребовал лично министр связи РФ Николай Никифоров Фото: tatarstan.ru

Заключение экспертов порадовало больше строителей, их вывод гласил: стоимость работ составила 2,111 млрд. рублей. К тому моменту Иннополис уже перечислил оплату, но она оказалась меньше независимой оценки на 59 млн. рублей. После чего «Камгэс» заявил об уменьшении исковых требований до недостающей суммы — и этот иск был удовлетворен. Удовлетворены решением суда и представители строительной компании. «Там нет огромной прибыли, но по крайней мере те затраты, которые мы понесли, нам компенсировали,— пояснил „БИЗНЕС Online“ генеральный директор „Камгэсэнергостроя“ Ильдар Шагитов. — Были пожелания заказчика, были какие-то дополнительные работы, которые мы выполнили, но они не входили в изначальную стоимость нашего контракта. Мы претендовали на оплату именно этих работ».

Станет ли ответчик обжаловать данное решение, пока неизвестно. В АО «Иннополис» от комментариев газете «БИЗНЕС Online» отказались. Параллельно в арбитраже рассматривается еще один иск «Камгэса» к Иннополису на 2,05 млрд. рублей (в итоге общая сумма претензий составила 4,2 млрд. рублей), по которому еще продолжается экспертиза. На сей раз оспаривается уже стоимость строительства жилого и спортивного комплексов вуза с ценой контракта 1,78 млрд. рублей. Таким образом, компания рассчитывает получить за сверхплановые работы еще 270 миллионов.

Первым удар в суде нанес именно «Иннополис», еще в 2014 году начав подавать иски за срыв сроков строительства объектов Первым удар в суде нанес именно Иннополис, еще в 2014 году начав подавать иски за срыв сроков строительства объектов Фото: «БИЗНЕС Online»

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ВОЙНЫ ИННОПОЛИСА

В этом затянувшемся противостоянии есть несколько любопытных моментов. Первым удар в суде нанес именно Иннополис, еще в 2014 году начав подавать иски за срыв сроков строительства объектов. Сначала он потребовал взыскать с «Камгэса» внушительную сумму неустойки и штрафа в 207 млн. рублей за срыв сроков возведения учебно-лабораторного корпуса университета. Неустойка определялась в размере 0,1% от цены договора за каждый день просрочки, хотя и не более 10% от цены всего договора. После этого «Камгэс» подал встречный иск, потребовав продлить сроки строительства и сдвинуть финальную дату почти на год — с 29 августа 2014 года на 30 августа 2015 года.

На судебных процессах ответчик заявлял, что не имел реальной возможности выполнить работы в указанные договором сроки: проектная документация выдавалась частями, в ходе всего строительства вносились изменения. Кроме того, на момент вынесения решения, то есть на декабрь 2014 года, на объекте отсутствовали магистральные сети, к которым должно было быть подключено здание, что делало его сдачу в принципе невозможным.

Тогда арбитраж также встал на сторону строителей — в декабре 2014 года Иннополису в иске было отказано, требования «Камгэса» удовлетворены. Правда, позднее, в июне 2015-го, кассационная инстанция изменила решение, отказав подрядчику в части продления договора, но не поддержав и главное требование Иннополиса.

Аналогичным образом развивался спор по поводу жилого и спортивного комплекса университета. В этом случае сумма запрошенных Иннополисом штрафных санкций составила 178 млн. рублей. И опять «Камгэс» подал встречный иск, потребовав продлить сроки строительства, на сей раз на 8 месяцев — с декабря 2014 года до 31 августа 2015 года. И вновь Арбитражный суд РТ встал на сторону строителей, хотя в следующей инстанции им по сложившейся схеме отказались продлить договор. Тем не менее строительная компания записала на свой счет две процессуальные победы, а теперь еще одну. Судя по тому, что рассмотрение споров пока развивалось идентично, можно предположить, что и по второму нынешнему иску «Камгэс» сможет добиться допвыплаты, вопрос лишь в сумме.

Договорная стоимость возведения самого университета — объекта первого иска «КамГЭС» — составляла 2,068 млрд. рублей Договорная стоимость возведения самого университета — объекта первого иска «Камгэса» — составляла 2,068 млрд. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Споры подрядчиков с заказчиками о стоимости строительства вызваны обычно двумя причинами, говорит Шагитов. Первая: объем финансирования объекта определяется на стадии проекта, и только после этого начинается разработка рабочей документации. «На стадии проекта невозможно предусмотреть всех деталей. При разработке документации начинают появляться дополнительные объемы, конструктивы, узлы, которые в итоге приводят к новым затратам». Вторую причину Шагитов объясняет поговоркой «аппетит приходит во время еды». «То, что в проект хорошо бы внести изменения, проектировщик понимает уже на стройплощадке. Действительно, сложно предусмотреть все возможные проблемы. Проект может быть продуман довольно тщательно, но в процессе строительства выясняется, что лучше сделать по-другому, это будет более правильно в части эксплуатации. Я понимаю, что эти улучшения нужны. Но это дороже, и в конечном итоге набирается приличная сумма», — сказал он нашему изданию.

Интересно, что несмотря на итоговый проигрыш Иннополиса масштабная стройка принесла ему неплохой дополнительный доход. Об этом стало известно в декабре прошлого года, когда Счетная палата РФ сообщила о проведенной проверке в строящемся наукограде. Поскольку стороны выясняли отношения в суде, полной оплаты работ на тот момент не произошло. Но, как выяснила Счетная палата, федсредства поступили в 2013 году (сумма всех заключенных контрактов с «Камгэсом» составила 4,44 млрд. рублей), а оплата договоров была начата лишь год спустя. Деньги на строительство АО хранило на счетах в «АК БАРС» Банке, в итоге набежали проценты на 41 млн. рублей. Затем Иннополис заключил с банком договор о начислении процентов на остатки по расчетному счету с доходностью до 13% годовых. В итоге, как утверждают аудиторы, в структуре доходов ОАО «Иннополис» порядка 80%, или более 259 млн. рублей, составляют проценты по остаткам в банке.