Эльмир Низамов Эльмир Низамов Фото: «БИЗНЕС Online»

НАМ НУЖНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОДЮСЕРЫ. В СОВЕТСКИЕ ГОДЫ ТАКИМ ПРОДЮСЕРОМ БЫЛО ГОСУДАРСТВО

Сказать, что татарская эстрада совсем в плачевном состоянии, будет, на мой взгляд, не совсем верно. Просто в последние десятилетия будто все перевернулось с ног на голову. У нас есть и талантливые исполнители, и талантливые авторы, но на первый план вышли совершенно другие люди, которые мало имеют представления о том, что такое качественная музыка и музыка вообще. Интерес там только один, чтобы как можно больше пришло народу на их концерт. И, к сожалению, наш народ на такие концерты ходит!

Я даже знаю нескольких хороших музыкантов, работающих в этой индустрии, которые открыто признаются в том, что качественная эстрада у нас мало востребована, а они сами осознанно создают то, что у нас принято называть словом «колхоз». Но есть и противоположные примеры! К примеру, из современных артистов, которые мне близки и которые развиваются в своем творчестве, хочу выделить Эльмиру Калимуллину, Алину Шарипжанову, Раяза Фасихова, Филюса Кагирова, Идриса Газиева. Мне очень симпатична музыка, которую создает команда Yammy music и то, что делала группа Alqanat, а также Зуля Камалова и Мубай.

Причин, почему так произошло, наверное, очень много. Стоит только вспомнить, какие замечательные песни создавались в советские годы. Просто диву даешься тем мелодиям, текстам и аранжировкам. И эта линия будто прервалась, связь с тем поколением разорвалась.

Что с этим делать? Некоторые предлагают возродить худсоветы. Но я считаю, что нужны не худсоветы, а продюсерские центры, целью которых будет создать не только успешный, но и качественный продукт. Нужно просто посмотреть на мировой опыт — за каждым исполнителем стоит определенный лейбл, который вкладывает в него деньги, который находит талантливых авторов, исполнителей и создает условия для их работы. В советские годы таким продюсером было государство, сейчас же каждый сам себе продюсер. Ведь не секрет: если есть деньги, то практически любой может записать любую песню и отдать ее в ротацию во все радио и телевизионные эфиры, что мы и наблюдаем. Такие исполнители всегда будут, и у них есть своя ниша и свой зритель. Вопрос в другом — как дать дорогу талантливым людям, у которых очень часто нет средств иногда даже просто записать песню. А ведь нужно еще найти свой репертуар, своего композитора и поэта, свой стиль и т. д.

Во всем мире продюсеры — это частные структуры, но насколько эта система жизнеспособна в нашей стране без участия государства, я не знаю. Ведь и в случае с плачевным состоянием татарской эстрады первым инициативу проявил президент нашей республики, после чего лед и тронулся. Тут главный вопрос не в том, кто эти центры создаст, а в том, какие люди будут там работать и какие цели они будут преследовать.

МЫ НЕ МОЖЕМ ВЕЧНО ПЕРЕПЕВАТЬ ПЕСНИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ, КАКИМИ БЫ КРАСИВЫМИ И УЗНАВАЕМЫМИ ОНИ НИ БЫЛИ

К тому, что тему некачественной татарской эстрады начал поднимать уже сам Рустам Минниханов, я отношусь крайне положительно. Потому что в нашей стране в принципе, пока президент не обратит внимание на что-то лично, в этой сфере мало что изменится. Мне кажется, это очень важный сигнал к тому, что проблема уже достигла критической массы.

Изменит ли ситуацию его вмешательство, покажет только время, хотя лично мне очень хотелось бы на это надеяться. Я думаю, что, по крайней мере, после этого уже будут возникать какие-то альтернативные проекты.

Одним из таких проектов может стать фестиваль «Үзгәреш җиле». Я думаю, это замечательная инициатива. Во-первых, потому что многие старые забытые татарские песни обретут новую жизнь, причем в современном качественном звучании. Также у зрителя будет возможность услышать достойные голоса нашей республики. Но эстрада — это не только певцы, это еще и авторы — композиторы, поэты, аранжировщики. А в нашей республике талантливых авторов много! И в этом направлении тоже должна вестись огромная работа, ведь не можем же мы вечно перепевать песни прошлых лет, какими бы красивыми и узнаваемыми они ни были. Важно оставить след и нашего времени, со своими качественными песнями.

А изменит ли это ситуацию, опять же покажет время. Самое главное — воспитать слушателя, который будет нуждаться именно в хорошей музыке, тогда и артисты будут стремиться к росту, будут работать над собой. А воспитание происходит очень просто — слушатель по возможности должен слышать только хорошую музыку. Проплаченные эфиры — это первый яд, который отравляет вкус слушателя.

На сцене, в теле- и радиоэфирах должна звучать только достойная музыка, а после этого должно быть много хороших концертов, чтобы то, что люди видят и слышат с голубых экранов, можно было бы послушать и вживую. Сегодня крайне редко можно услышать концерты живой эстрадной музыки, поскольку у многих талантливых людей просто нет денег на их организацию.

Эльмир Низамов