«МУЖЧИНЫ МОГУТ ЗАНЯТЬСЯ СВОИМИ ДЕЛАМИ, А МЫ ПОГОВОРИМ О СВОЕМ — О ЖЕНСКОМ»

В Казанском кремле прошел бал модной одежды — накануне там открылась выставка «Петербургский модерн. 1890–1910-е годы. Стиль и светская мода» из собрания Государственного Эрмитажа. Несмотря на то, что на выставке представлено большое количество нарядов российских императриц, изюминкой выставки стало подвенечное платье 1910 года фрейлины императрицы Александры Раткевич-Бестужевой, в котором она венчалась в церкви Зимнего дворца. А все потому, что представить платье в Казань из Парижа приехала ее внучка — Надин Бестужева. Еще один любопытный факт: Иосиф Панаев, муж фрейлины Бестужевой, принадлежал роду казанских Панаевых. В дар Эрмитажу платье принесла дочь Бестужевой Александра Иосифовна. Внучка обладательницы платья Надежда (Надин) Михайловна Бестужева рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что не сожалеет о таком решении своей матери: «Теперь это платье в Казани, откуда был родом ее муж Иосиф Панаев. Здесь оно гораздо больше почитается, чем у нас, так как я — последняя русская в семье. Мой муж — француз, дети — французы, а внуки уже и не французы даже».

«Выставка — это возможность знакомства не только с модой того времени, но и с самим временем. Сложно представить, что петербургский модерн — это революционное время, когда шло много разговоров о судьбах людей», — подчеркнула во время церемонии открытия директор Казанского кремля Зиля Валеева. «В самом Эрмитаже такой выставки еще не было. Мы много показывали разных платьев, но именно в такой подборке — впервые», — отметила главный хранитель музейной коллекции Государственного Эрмитажа, заместитель генерального директора Светлана Адаксина. По словам гостей из Петербурга, последний раз подобная выставка проводилась лет 30 назад. А возможной нынешняя выставка стала благодаря филиалу в Казани, добавила Адаксина. «Центр в Казани дает нам возможность высказаться о том, о чем мы не имеем возможности высказаться у себя в Эрмитаже, потому что у нас слишком много отделов и слишком много желающих рассказать о своих коллекциях. И иногда получается так, что впервые за много-много лет мы можем что-то выставить именно в Казани. И это большое счастье».

На выставке представлены платья из гардероба императорских резиденций, костюмы самых богатых и знатных женщин той эпохи, именные, мемуарные, уникальные вещи из лучших модных домов Европы, на которые все ровнялись. «Девиз 1910-х годов — это сочетание несочетаемого, — подчеркнула главный хранитель музейной коллекции Эрмитажа. — Все это отражено в этих платьях: тяжелый бархат в сочетании с шифоном, органзой и газом с вышивкой».

На выставке также представлены наряды из гардероба княгини Зинаиды Юсуповойиконы стиля того времени. «Юсуповы — ваша любимая тема, и на обложке каталога и афиши выставки она оказалась не случайно», — пошутила Адаксина. Приведя цитату из фильма «Москва слезам не верит» «Мужчины могут заняться своими делами, а мы поговорим о своем, о женском», гостья из Петербурга пригласила всех на вставку.

«ФРАК БЕЗ БРЮК — ОТГОЛОСКИ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА»

Итак, всего на выставке представлено 219 экспонатов, из которых составлено 45 модных комплектов. Представленные на выставке предметы туалета были созданы фантазией лучших модельеров Парижа, таких как Чарльз Ворт, Жанна Пакен, сестры Калло, Поль Пуарэ, а также их российскими коллегами — Августом Бризаком в Петербурге и Надеждой Ламановой в Москве. Их дополняют аксессуары, веера, зонты, шляпы, сумочки, обувь, исполненные в лучших петербургских и парижских мастерских. Костюмы и аксессуары в стиле модерн дополнены живописными и фотографическими портретами современниц, а также предметами интерьера, что дает объемное представление о «дамском мире» Петербурга на рубеже XIX - XX веков.

Выставка примечательна именами исторических личностей, которым эти наряды принадлежали. Большинство экспонатов происходят из Аничкова и Зимнего дворцов, а также особняков князей Юсуповых и графов Шуваловых, из гардеробов представителей династии Романовых — императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, а также императора Николая II и высшей российской аристократии. Отдельную коллекцию составляют костюмы, принадлежавшие артистке московских театров Веры Карахан (Дженеевой). «Какая-то есть необыкновенная динамика в этой выставке, — отметила Валеева. — У меня полное ощущение того, что все это находится в движении. Так легко воображается, что мы на серьезном светском мероприятии. И то, что за этим платьем, веером и шляпкой история конкретного человека, добавляет еще больше таинства, эмоционального восприятия этой выставке».

На выставке можно увидеть туалеты, которые предназначались для самых разных событий: будь то свадьба или придворный бал, летняя прогулка или прием в кругу близких друзей. Экспозицию дополняют живопись Франсуа Фламенга, Эрнста Липгарта, Жоржа Беккера и Николая Богданова-Бельского. Представленные фотографии, выполненные в самых разных фотографических ателье Российской империи — Петербурга, Москвы, Киева и Владикавказа, показывают дам в туалетах, сшитых по последнему слову моды. Значительная часть представленных на выставке работ принадлежит одному из лучших петербургских ателье Helene de Mrozovsky, открытому в конце 1893 года ученицей известного французского фотографа Поля Надара Еленой Мрозовской (1864 - 1941). Ателье пользовалось популярностью среди столичной аристократии и у отечественной художественной элиты.

«У каждой этой вещи есть свое лицо. Петербургский модерн — это совершенно удивительное время, которое всегда беспокоит душу, сознание. В это время происходили революционные вещи в моде», — обратила особое внимание Адаксина. И как доказательство в витринах можно было встретить чайные платья — платья реформ без корсета, костюм «портной» — прототип современного костюма, включающего в себя юбку, блузку, жакет и платья с разрезами, которые появились для того, чтобы танцевать модный танец того времени танго. Особое внимание привлекает то обстоятельство, что редкие мужские костюмы, представленные на выставке, не имеют одной важной детали гардероба — брюк! А виной тому, как оказалось, революция 1917 года. «Революция уничтожила бытовые вещи, куда входил и костюм, — пояснила куратор выставки, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Эрмитажа и специалист по истории костюма Юлия Плотникова. — Они вынашивались, они реализовывались. Все фраки на выставке представлены без брюк. У 90 процентов верхней мужской одежды отсутствуют брюки. Именно они были в первую очередь украдены, их надевали и прямо в них и уходили. Также уходила обувь, почти все утрачено... На революции все закончилось. Портные разъехались либо шили только для артистов театра. Плавное развитие было грубо прервано. Только-только наши модельеры начали выходить на мировой уровень — и резко все оборвалось. На следующий год будет 100 лет со дня революции, нам предстоит много выставок, конференций, где предстоит осознать ее влияние для нашего народа».

ВЫБОР ЗНАТНЫХ ДАМ СОВРЕМЕННОСТИ

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» попросили знатных дам современности выбрать среди представленных платьев свое. Выбор первого заместителя министра культуры РТ Эльвиры Камаловой пал на вечернее платье и сорти де баль покроя кимоно, которое принадлежало известной актрисе того времени Дженеевой-Карахан. Кимоно выполнено из шелка, золоченой нити и надевалось поверх вечернего платья. «Это совершенно мое платье, оно сшито для меня, потому что оно стильное, оно очень современное, оно свободного кроя, а современная женщина любит комфорт, свободу в движениях», — прокомментировала выбор Камалова.

Глаз Адаксиной остановился на вечернем платье княгини Юсуповой от модного дома Дреколь, Париж (1912 - 1914). Платье выполнено из тюля, бархата, шелкового муслина и атласа. «Чисто внешне [понравилось], так как я люблю такое сочетание цветов», — объяснила она свой выбор.

Валеева же остановилась перед витриной с послеобеденным платьем из плетеного гипюра императрицы Александры Федоровны (мастерская Бризак, Санкт-Петербург, 1903 - 1904). В платье из кружева, шелка и шифона императрица пила чай в стенах Зимнего дворца. «Мне очень нравится стиль княгини Зинаиды Юсуповой, — тем не менее подчеркнула экс министр культуры. — Для своего времени она была иконой стиля. Но что особенно дорого в этом платье — многослойное кружево. Говорят, что французская мода жива, потому что Россия не потеряла рукоделие, это все, за редким исключением, делалось нашими модистками».

Новый художественный стиль конца XIX - начала XX веков, называемый по-русски модерном (Art Nouveau во Франции, Modern Style в Англии и Jugendstil в Германии), совпал по времени с правлением последнего российского императора Николая II. К началу XX столетия модерн достиг наивысшей точки своего развития не только в Европе, но и в России. Модерн — эпоха женственности, мягких, извилистых линий, нежных цветов. Конечно же, этот стиль не мог не коснуться костюма, в котором его черты прослеживаются так же явственно, как в живописи и декоративно-прикладном искусстве. Ушли в прошлое неудобные корсеты и пышные оборки, уступив место легким, простым, естественным линиям. Роскошные ткани, утонченность силуэта, подчеркнутая женственность и легкий налет таинственности — все это стиль, который в истории моды получил название модерн.