Напротив «Парк хауса» открылась одна из первых в Татарстане заправок Shell Напротив «Парк хауса» открылась одна из первых в Татарстане заправок Shell

МИННИХАНОВ ЗАПРАВИЛ ТАТАРСТАНСКИЙ FORD МОСКОВСКИМ БЕНЗИНОМ

Рано утром на улице Меридианной напротив «Парк Хауса», где расположилась одна из первых в Татарстане заправок Shell, было устроено торжество с участием зарубежного топ-менеджмента концерна и татарстанского руководства. Главным гостем стал президент РТ Рустам Минниханов, который прибыл «подзаправиться» вместе с мэром Казани Ильсуром Метшиным, министром строительства, архитектуры и ЖКХ Иреком Файзуллиным, министром экологии РТ Фаридом Абдулганиевым.

Со стороны Shell в Казань приехали исполнительный вице-президент Иштван Капитани, зампредседателя концерна в России Игорь Игнатьев, руководитель сети АЗС в России Виталий Маслов. В обязательном порядке сопровождал делегацию казанский партнер Shell «Ядран-Ойл» — детали проекта президенту, заметно волнуясь, подсказывал депутат Госсовета РТ и председатель совета директоров «Ядран-Ойл» Ирек Салихов.

Презентация Shell шла целых полдня: спикеры провели всевозможные экскурсии для VIP-делегации, московской и татарстанской прессы, а затем продолжили общение в отеле Ramada, сопровождая всю активность фуршетами. Первым делом Минниханову продемонстрировали шелловский бензовоз с двойными стенками на случай аварии и рекуператором — улавливателем вредных паров. Вообще, Shell много рассказывал об экологичности своих заправок: по словам их представителей, жители находящегося в 100 м от АЗС жилого дома даже не почувствуют бензинового запаха. Этот тезис активно поддержал Абдулганиев, который в положительном ключе высказался о безопасности автозаправок Shell на пресс-подходе.

Со стороны Shell в Казань приехал исполнительный вице-президент Иштван Капитани (справа) Со стороны Shell в Казань приехал исполнительный вице-президент Иштван Капитани (справа)

Капитани показал Минниханову, как правильно заправляться, залив фирменный бензин Shell V-Power в бак черного Ford. Второй символической церемонией стало подписание маркерами канистры с баррелем шелловского топлива. А затем улыбчивый вице-президент корпорации провел гостей в фирменное кафе автозаправки Deli2Go, где усадил их пить кофе и общаться на добрые 20 минут. По слухам, президент оценил присутствие на полке европейского по духу кафе татарского чак-чака. Впрочем, чего еще ждать от компании «Ядран-Ойл», которая одновременно выступает инвестором сети татарской кулинарии «Тубэтэй»?

Кстати, как подсчитали, ожидая приезда президента, корреспондент «БИЗНЕС Online» и начальник управления ТЭР при кабмине Роберт Гилязиев, цены на бензин Shell чуть ниже среднерыночных: для этого заслуженный нефтехимик по пунктам сравнил цифры на табло заправки с собственными таблицами. «Молодцы! Они, чувствуется, мои надежды будут оправдывать», — удовлетворенно резюмировал Гилязиев, отвечающий в числе прочего за контроль цен на топливо в республике.

Погода позволила внушительной толпе гостей прогуляться по АЗС и оценить все детали. Затем делегация Минниханова уехала по делам, а журналисты остались выяснять детали.

SHELL: МЫ ПРИШЛИ НАДОЛГО, НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Как выяснилось, у тандема Shell и «Ядран-Ойл» планов громадье: уже в ближайшие четыре года планируется открыть в Татарстане 55 АЗС. Об этом рассказал журналистам Капитани. Все они будут работать под международным брендом, при этом 45 будут принадлежать «Ядран-Ойл», 10 — концерну, уточнил Маслов. В Казани пока открыты три АЗС: на ул. Гвардейской, на ул. Фучика (о них уже писал «БИЗНЕС Online»), еще две расположены на въезде в город и сейчас реконструируются. До конца года две АЗС Shell откроются в Набережных Челнах, а затем появятся и в других крупных городах.

Компании вкладываются в проект совместно, но раскрыть суммы спикер отказался. «Эта заправка, которую вы видите, стоила нам порядка 140 миллионов рублей», — намекнул, впрочем, Маслов. По нашим сведениям, за АЗС на Гвардейской «Ядран-Ойл» заплатил предыдущему владельцу 100 - 120 млн., и эта сумма не включает в себя расходы на реконструкцию объекта. Так что цифру подсчитать несложно: даже если в экономном режиме на каждую заправку потратят 100 млн., общий размер инвестиций превысит 5,5 млрд. рублей.

По словам Маслова, Shell сам нашел партнера для выхода в Татарстан. «Инициатива принадлежала нам, в дальнейшем мы начали поиск партнеров и вышли на компанию „Ядран“», — рассказал он, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». Пока договор с «Ядраном» заключен на ближайшие 10 лет, но намерения простираются дальше. «Мы пришли надолго, на десятилетия», — предупредил конкурентов представитель Shell.

Ирек Салихов Ирек Салихов

Особо стоял вопрос о поставках топлива: Shell разрешил и эту интригу. Как и предполагалось, дизельное топливо на АЗС Shell в Татарстане поставляет ТАНЕКО. А вот все остальное, как выяснилось, пойдет не с «Башнефти», а с московских НПЗ. Однако в перспективе, как дипломатично заверили в ходе утренней беседы президента РТ, Shell перейдет исключительно на татарстанское топливо. Правда, они тактично дали понять, что пока в Татарстане выпускают не совсем то, что можно продавать под престижной маркой. «При соответствии данного топлива ГОСТу и внутренним требованиям компании, которые зачастую жестче, чем российские требования, — поставил условие Маслов. — Мы сейчас с компанией „Ядран-Ойл“ работаем в этом направлении, и я надеюсь, в ближайшее время на всех заправках Shell будет топливо, произведенное в Республике Татарстан».

Shell готов сотрудничать по топливу как с ТАНЕКО, так и с ТАИФ-НК, уточнил, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Маслов. По его словам, всего к 2020 году концерн и «Ядран-Ойл» планируют реализовывать в Татарстане порядка 200 млн. литров топлива ежегодно.

Экспансия в Поволжье находится в общем русле российской стратегии Shell: к концу этого года концерн увеличит общее число АЗС со 191 до 230, сказал Капитани. «Амбициозные наши планы, агрессивно растем. За 5 лет — 100 новых заправок было открыто, — передал его слова переводчик. — Для России эта цифра, быть может, не такая внушительная, но для нас она большая. Рынок основного роста для наших заправок — это Россия».

«ЯДРАН-ОЙЛ» ХОЧЕТ СВОЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ ЗАВОД

Пользуясь случаем выступить публично, компания «Ядран-Ойл» впервые провела в «Рамаде» любопытную, если не сказать сенсационную, самопрезентацию. Хотя в зале присутствовал сам Салихов, от лица «Ядрана» выступил член совета директоров Андрей Мирошниченко.

Он с гордостью отметил, что с 2008 по 2015 годы численность сотрудников «Ядрана» выросла с 5 до 1016 человек, а выручка только в 2013 - 2015-е взлетела вчетверо — с $0,5 млрд. до $2,1 миллиарда. Сначала компания занималась исключительно торговлей нефтью и нефтепродуктами, сейчас у «Ядрана», оказывается, есть и строительные, и сельскохозяйственные проекты, и проектное финансирование. Особо Мирошниченко отметил благотворительность: «Один из недавних примеров — это строительство детского реабилитационного центра в Республике Татарстан». Успех «Ядрана», по словам Мирошниченко, объясняется профессионализмом его сотрудников, «личным самопожертвованием и отдачей делу», «умноженными на небольшой начальный капитал».

Основная работа компании «Ядран-Ойл» идет все же в нефтяном секторе, рассказал Мирошниченко и сделал ряд важных заявлений. «Наша вовлеченность [в нефтяной сектор] до 2015 - 2016 годов ограничивалась проектами по нефтедобыче, торговлей нефтью и нефтепродуктами внутри российской территории, что поддерживалось и сопровождалось собственной транспортной компанией и экспортом нефти и нефтепродуктов в международном пространстве. Но существуют два пустых „пятна“, которые необходимо заполнить, — по созданию более эффективной вертикально интегрированной компании», — сказал он, продемонстрировав слайд с упомянутыми «пустыми местами». «Одним из первых шагов на этом пути мы видим рост собственной автомоторной розницы», — констатировал он, говоря о Shell.

«Вторым шагом является, естественно, создание нефтехимического и нефтяного комплекса. В данном смысле мы опираемся на наших давних друзей и партнеров — компанию „Татнефть“ с нефтеперерабатывающим комплексом „ТАНЕКО“ и ТАИФ, — сказал Мирошниченко, поспешив поблагодарить их перед лицом широкой публики. — Тем не менее мы считаем, что в настоящий момент существуют технологические и экономические предпосылки для создания новых предприятий в этой области, и мы с интересом смотрим на такие возможности».

Что имелось в виду под словосочетанием «новое предприятие», было не очень понятно, однако в пустующем окошке слайда появилось изображение производственного здания — по-видимому, с нефтеперерабатывающими установками. «По сути дела, этот слайд является неким бизнес-планом, который наша компания будет осуществлять в этой области», — подчеркнул серьезность намерений «Ядран-Ойл» Мирошниченко.

Кстати, «БИЗНЕС Online» обнаружил косвенные подтверждения того, что амбиции «Ядран-Ойла» в отношении Shell не ограничиваются и пределами Российской Федерации. Так, турецкий сайт www.ipeksa.com с логотипом компании Ipek&SA (напоминающим имя и фамилию Ирека Салихова) демонстрирует, что АЗС Shell с рестораном работает в городе Денизли. В свою очередь, некая швейцарская компания с похожим названием Ipek SA строит в казанской ДРКБ многопрофильный реабилитационный центр (см. слова Мирошниченко о реабилитационном центре). Эта же компания фигурирует в рамках одного из судебных процессов в качестве партнера ООО «Татнефть-АЗС Центр» по продаже топлива ТАНЕКО на экспорт.

Так что, если это все не цепь совпадений, есть основания полагать, что близкая «Ядран-Ойлу» швейцарская компания под названием Ipek SA имеет как минимум одну АЗС за рубежом. И кто знает, что еще?