Ядром строительного кластера республики станет инициатор его создания компания «Сувар Девелопмент»  Ядром строительного кластера республики станет инициатор его создания — компания «Сувар Девелопмент» Фото: prav.tatarstan.ru

«МЫ МОЖЕМ ВОЗМЕСТИТЬ ДО 50 ПРОЦЕНТОВ ЗАТРАТ»

Сегодня в Торгово-промышленной палате РТ состоится знаковое — по крайней мере, для строительной отрасли республики — событие. Около 30 компаний (список потенциальных участников — в справке к тексту) подпишут соглашение о создании строительного кластера, ядром которого станет один, хотя и крупный игрок — «Сувар Девелопмент». В кооперацию с застройщиком войдут его проверенные партнеры — производители и поставщики стройматериалов, а также КГАСУ и технополис «Химград». Впрочем, в дальнейшем круг участников может быть расширен без каких-либо ограничений, сообщил «БИЗНЕС Online» Ленар Ахметов — руководитель АНО «Камский центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства» (эта структура курирует в республике кластеры).

Бубновый интерес участников кластера лежит на поверхности. Они смогут получать из федерального бюджета через министерство промышленности и торговли РФ компенсацию — при модернизации производства, по лизинговым платежам, субсидированию процентной ставки и др. (подробнее — в справке). Но рассчитывать на эти деньги компаниям можно будет лишь в случае, если они выстроят кооперационную цепочку, а внутреннее потребление (объем продукции, произведенной каждым участником кластера и используемой другими его участниками) составит не менее 20%. Из других плюсов работы в кластере — гарантированный сбыт, возможность инвестирования в проекты партнеров.

Что такое кооперационная цепочка? В качестве примера Ахметов приводит «оконную» цепочку. «Сувар Девелопмент» для своих объектов приобретает окна у поставщиков. Те, в свою очередь, покупают комплектующие у Российской стекольной компании (есть вероятность, что звено этой цепочки будет заменено на компанию «СТИС» или «Казань Стекло»), чей завод есть в Казани. Производитель же стеклопакетов закупает комплектующие у компании из другого региона, но теперь согласился работать с «Тракья Гласс Рус» из ОЭЗ «Алабуга» (важное условие, потому что территория кластера ограничивается 200 км). «Мы переговорили со всеми участниками цепочки, они все готовы работать друг с другом, готовы поставлять сырье по особым ценам. Таким образом выстраивается кооперационный проект, на который мы можем возместить до 50 процентов затрат (в зависимости от степени кооперации)», — говорит Ахметов. Конечно, не все цепочки новые: около 60% связей уже работали и только были официально оформлены, но оставшиеся 40%, по его словам, сформированы с нуля.

НА КОНУ — 10 ПРОЕКТОВ НА 2 МЛРД. РУБЛЕЙ

В качестве пряника команда рассчитывает получить федеральные субсидии на свои проекты. Сегодня их в кластере уже 10 на общую сумму порядка 2 млрд. рублей. Связаны они с производством труб, стеклопакетов, опор освещения, теплозоляционных материалов. Пока трудно прогнозировать, какая часть затрат производителям будет компенсирована (для каждого проекта сумма будет определяться индивидуально), но уже ясно, что и количество проектов, и их общий бюджет будут увеличиваться.

Один из проектов — от компании «СК Регион Климата», занимающейся производством воздуховодов. Фирма небольшая, работают в ней 80 человек, 25 - 30% продукции приходится на «Сувар», остальное — на других заказчиков. «Мы планируем расширить нашу автоматическую линию, которая сейчас рассчитана на 30 - 35 тысяч квадратных метров воздуховодов в месяц. Хотелось бы увеличить ее мощности вдвое, — рассказал „БИЗНЕС Online“ генеральный директор компании Сергей Каримов. — В планах также начать выпуск продукции, который применяется непосредственно для сборки воздуховодов, — это шинорейка и уголки. Их в Казани пока еще никто не изготавливает, поэтому хотели бы их начать изготавливать для себя, а также на рынок, в продажу». Модернизация производства ориентировочно потребует 20 - 25 млн. рублей, и, конечно, компенсация части расходов пришлась бы компании весьма кстати.

Среди потенциальных участников кластера такая крупная компания, как «Тракья Гласс Рус» - производитель стекла и зеркал, расположенная на территории ОЭЗ «Алабуга» Среди потенциальных участников кластера такая крупная компания, как «Тракья Гласс Рус» (производитель стекла и зеркал), расположенная на территории ОЭЗ «Алабуга» Фото: «БИЗНЕС Online»

Рамиль Гарафутдинов, генеральный директор компании «Альфа-тех» (производство опор ЛЭП и труб ППУ, изоляции для горячего водоснабжения и отопления), говорит о том, что как производственной компании им для компенсации подходит практически каждый пункт. Модернизация предприятия может обойтись примерно в 60 млн. рублей. «Нам интересны закупка оборудования, лицензирование, лизинг, покупка программного обеспечения», — отмечает он. Упоминает Гарафутдинов и о другом немаловажном обстоятельстве: «Мы будем уверены в постоянстве нашего заказчике, а он — в нас. Это уже немаловажно, особенно сегодня. Понимая, какие объемы нас ожидают, мы сможем более детально планировать нашу деятельность».

«СУВАР» ИГРАЛ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ?

Для самого «Сувар Девелопмента» выгода в другом: получая компенсацию, производители стройматериалов смогут поставлять застройщику продукцию со скидкой, а это позволит якорной компании удешевить себестоимость жилья, рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор фирмы Андрей Мочалов. «Второй плюс — наша компания сможет объединить вокруг себя производителей, которых мы считаем лучшими и надежными. Мне с ними удобно работать, а им со мной — выгодно, потому что большие объемы и возможность компенсации», — пояснил он.

Стоит признать — «Сувар» одержал серьезную лоббистскую победу. Как известно, кто первым встал, того и тапки, и компания, первой перенесшая кластерный опыт в строительство, получит приличное преимущество перед конкурентами (если, конечно, кластер в кризисных условиях окажется жизнеспособным).

Андрей Мочалов: «Наша компания сможет объединить вокруг себя производителей, которым мы считаем лучшими и надежными. Мне с ними удобно работать, а им со мной — выгодно»  Андрей Мочалов: «Наша компания сможет объединить вокруг себя производителей, которых мы считаем лучшими и надежными. Мне с ними удобно работать, а им со мной — выгодно» Фото: «БИЗНЕС Online»

Может сложиться впечатление, что последние месяцы «Сувар» работал с прицелом именно на будущий кластер. По крайней мере, на падающем рынке он развил такую активность, что ее масштабы у самых осторожных наших читателей начали вызывать опасения. Так, компания получила разрешение на строительство двух домов в 19 этажей в жилом комплексе «Волжские просторы». Поскольку весь ЖК занимает сразу 29 га, то его строительство было разделено на этапы. Первый из них получил название «Сказочный лес» — это пять домов высотой в 19 - 23 этажа с квартирами доступного формата. Второй этап будет состоять из 6 - 7 домов высотой в 23 - 25 этажей. В общей сложности «Волжские просторы» будут рассчитаны на 12,3 тыс. человек, площадь домов — 273 тыс. кв. м, жилая — 259 тыс. кв. метров.

Фактически к старту активного сезона у «Сувара» приурочены и другие проекты. В сентябре стартовали продажи в самом масштабном ЖК республики «Станция «Спортивная», закладывать первый камень которого в августе вместе с гендиректором холдинга Евгением Корольковым приезжал президент РТ Рустам Минниханов. Также в сентябре были открыты продажи во второй очереди «Южного парка», в том же «Сказочном лесу», в новом доме в ЖК «Залесный Сити». Отметим, что еще не начали продаваться квартиры в новом ЖК «ВДНХ», строительство которого официально стартовало тоже в августе с участием министра строительства РТ Ирека Файзуллина. По новым проектам «Сувар» этой осенью вообще самый активный игрок на рынке.

По нашим сведениям, о создании строительного кластера думали и некоторые другие крупные строительные холдинги Татарстана, но первым застолбить эту нишу, как видим, удалось «Сувару», что выглядит как полноценная заявка на лидерство, по крайней мере, среди частных компаний.

«Есть желание как минимум по 250 тысяч квадратных метров в год осваивать», — говорил Мочалов в интервью «БИЗНЕС Online». Для сравнения: общий объем ввода жилья за прошлый год по Казани — 762 тыс. кв. м с учетом соципотеки и ИЖС.

БОЛЬШЕ КЛАСТЕРОВ ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

Само понятие «кластер», главным теоретиком и популяризатором которого считается профессор Гарварда Майкл Портер, уже давно вошло в лексикон чиновников всех мастей. Однако, как говорит Ахметов, именно сегодня эту форму поддержки федеральный центр двигает как одну из приоритетных. «Кластерную политику называют некой альтернативой существующей промышленной политике. Кластер хорош тем, что достигается синергетический эффект. Поддержку получает не одно предприятие, а начинает работать цепочка. Кроме того, у компании есть гарантированный сбыт. Есть случаи, когда предприятия получили господдержку, но оказались без сбыта с шикарным оборудованием», — говорит он.

В 2012 году минэкономразвития РФ запустило программу поддержки инновационных территориальных кластеров. С этого года «разведением» своих, не таких как у Улюкаева, кластеров занялось и ведомство Дениса Мантурова В 2012 году минэкономразвития РФ запустило программу поддержки инновационных территориальных кластеров. С этого года «разведением» своих, не таких как у Улюкаева, кластеров занялось и ведомство Дениса Мантурова Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

Еще в 2012 году минэкономразвития РФ запустило программу поддержки инновационных территориальных кластеров — их уже придумано 27, в том числе Татарстан представлен монументальным «Иннокамом» с проектами на 750 млрд. рублей. Однако с этого года «разведением» своих, не таких как у Алексея Улюкаева, кластеров занялось и ведомство Дениса Мантурова.

В рамках этой программы в ответ на получение финпомощи получатель компенсации должен будет на 15% увеличить количество высокопроизводительных рабочих мест плюс выполнить один из четырех пунктов: либо снизить на 10% затраты на закупку комплектующих у внешних организаций, либо на 10% увеличить выручку участников проекта, либо на 10% нарастить долю добавленной стоимости инициаторов проекта, либо на все те же 10% должны вырасти затраты на закупку комплектующих у инициаторов проекта.

Сегодня в России создано 125 промышленных кластеров, объединяющих 1,9 тыс. компаний. В Татарстане строительный кластер — первый, но в других направлениях создано уже пять. Пищевой сформирован на базе «Агросилы групп», IT-кластер — под крышей IT-парка, кластер производителей полимерных изделий — «Казаньоргсинтеза» и «Нижнекамскнефтехима». Машиностроительный кластер формируется из двух кустов — первый создан на базе КАМАЗа, второй — ряда машиностроительных предприятий («Тиссан», «Начало», «Новые литейные технологии», «Автодизайн», резиденты КИП «Мастер»). В ближайшее время официально будут созданы мебельный кластер (на базе турецкого завода «Кастамону» в ОЭЗ «Алабуга») и кластер легкой промышленности.

Из них по 45 млн. рублей — в основном на сертификацию продукции, но также и на маркетинг, бизнес-планирование, выставочную деятельность — пока получили лишь машиностроительный и IT-кластеры. Это, мягко говоря, немного. Причина в том, что как таковой программы поддержки промышленных кластеров не было, а в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства субсидируются затраты только на процессные мероприятия — лицензирование и сертификация, разработка документации, повышение квалификации, аттестация производства и оборудования. Вот только эти расходы гораздо меньше сумм, которые требуют технологические мероприятия (закупка оборудования, строительство зданий, сооружений и т. д.), говорит Ахметов.

Видя, мягко говоря, небольшое количество заявок от регионов, правительство РФ пошло на смягчение требований к кластеру. Так, буквально на днях премьер-министр Дмитрий Медведев своим постановлением снизил требуемый уровень кооперации с 50% до 20% и упразднил ее региональный уровень — теперь в объединение могут входить и компании из других регионов. Но главное — отныне на компенсацию можно претендовать и в части технологических мероприятий. Для бизнеса это более интересно, поскольку подразумевает компенсацию в связи с приобретением оборудования, оплатой лизинговых платежей, оплатой процентов по соответствующим кредитам и пр.

Чтобы получить заветную компенсацию, нужно сперва попасть в соответствующий реестр минпромторга РФ. Пока это удалось пищевому кластеру, который стал первым представителем Татарстана в этом перечне. Сегодня на компенсацию претендуют два проекта общей стоимостью 2 млрд. рублей — это строительство нового элеватора в Заинском районе и проект глубокой переработки мяса. Каждый из проектов может возместить около 150 млн. рублей из своих затрат на реализацию проекта. Получается, что в данном случае при стоимости проекта в 1 млрд. рублей сумма компенсации составит 15%. Впрочем, окончательное решение минпромторгом еще не принято.

Строительный кластер планируют включить в реестр минпромторга до конца года, а в следующем — подать на компенсацию затрат.

Первая же раздача подарков от минпромторга состоялась в июле этого года. Из шести прошедших на тот момент все бюрократические круги проектов деньги в 2016 году получат три: кластер производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области, станкостроительный кластер «Липецкмаш», а также промышленный электротехнический кластер Псковской области. По словам замглавы минпромторга РФ Дмитрия Овсянникова, которого цитирует пресс-служба ведомства, пока речь идет лишь об апробации нового механизма, а в следующем году министерство ожидает роста объемов поддержки.