Работы Рафаэля Сайфуллина хранятся в частных коллекциях Финляндии и Германии, его скульптуры украшают улицы Берлина, финского Турку, Челябинска Работы Рафаэля Сайфуллина хранятся в частных коллекциях Финляндии и Германии, его скульптуры украшают улицы Берлина, финского Турку, Челябинска Фото: Ирина Ерохина

«ВИКТОР ЦОЙ ПРИХОДИЛ КО МНЕ НА ФАКУЛЬТАТИВ КЕРАМИКИ»

В управлении архитектуры и градостроительства Казани решают серьезный вопрос: появится ли у стен кремля золотой конь? Скульптор Рафаэль Сайфуллин приехал из Хельсинки в столицу Татарстана на своем фургоне, в котором и живет уже полтора месяца в нашем городе со своей мечтой — подарить Казани 5-метровую статую «Конь-Страна».

Несмотря на то, что имя скульптора Сайфуллина практически незнакомо рядовым казанцам, его работы хранятся в частных коллекциях Финляндии и Германии, его скульптуры украшают улицы Берлина, финского Турку, Челябинска. Среди поклонников таланта художника Белла Ахмадуллина, Виктор Цой брал у него уроки художественного мастерства, а Рудольф Нуриев оттачивал свои навыки ставить щелбаны на его голове.

«Виктор Цой приходил на мою выставку пять раз, мы с ним курили, волновались, переживали... — рассказал Сайфуллин корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — В 1980-х, чтобы после учебы в Ленинграде остаться в городе, я год преподавал в Серовском художественном училище, и, оказывается (об этом я узнал позже), туда же пришел учиться изобразительному искусству и Виктор Цой. Он приходил ко мне на факультатив керамики. И лишь на выставке мы с ним познакомились лично».

«А Белла Ахатовна Ахмадуллина купила у меня одну работу, — продолжает наш собеседник. — Мы встречались с ней дважды. В то время у меня в Ленинграде проходила маленькая выставка, где были представлены черно-белые работы. Она выбрала картину, где была изображена лужа, мячик в этой луже и стул, как будто в нем только что кто-то сидел. Называлась она „Утро“. Она купила ее всего за 150 долларов! Сейчас уличные художники продают свои работы дороже. Но зато это Белла Ахмадуллина! Это было время перестройки».

В управлении архитектуры и градостроительства Казани решают серьезный вопрос: появится ли у стен Кремля золотой «Конь-страна»? В управлении архитектуры и градостроительства Казани решают серьезный вопрос: появится ли у стен кремля золотой «Конь-Страна»? Фото: Ирина Ерохина

Как же Сайфуллин стал финским скульптором? «В Финляндии я живу уже 27 лет, — признается художник. — Первая выставка прошла у меня в Хельсинки в 1988 году — во время проведения дней культуры Ленинграда. Я был известным художником Северной столицы, и Дом дружбы народов повез мои работы в Хельсинки. С тех пор я начал ездить по стране. Потом перестройка, стало трудно жить, я поехал в Финляндию, устроился в одну строительную фирму. Так и остался там».

«МЕТШИН МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ, ОН КРАСИВЫЙ»

В Казань Сайфуллин привез эскизы 5-метровой скульптуры — хочет подарить Казани своего коня. «Два великих гения — Микеланджело и Да Винчи — мечтали сделать 5-метрового коня. Не получилось. У Микеланджело эта задумка сорвалась из-за войн, а Леонардо пытался, но технически скульптура у него развалилась, есть рисунки, формы, как он собирался ее отливать, но, к сожалению, не удалось. И к этой мечте присоединяюсь я», — делится наш собеседник своими мыслями с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Скульптор живет сейчас в своем фургоне, на котором и приехал из Финляндии в столицу Татарстана. Говорит, что за это время написал серию рассказов под названием «Берег ожидания». Но успел встретиться и с мэром города Ильсуром Метшиным.

«Эскизы ему [Метшину] очень понравились, он сказал, что поддерживает идею» «Эскизы ему [Метшину] очень понравились, он сказал, что поддерживает идею» Фото: metshin.ru

«С Метшиным я встречаюсь уже второй раз, считаю, что это великий человек. Он мне очень нравится, он красивый. Видно, что этот город в хороших руках. Эскизы ему очень понравились, он сказал, что поддерживает идею, — делится своими впечатлениями от встречи с первым лицом города Сайфуллин. — Мне понравилось, что он сам позвонил мне, для меня это было неожиданным. Я гулял по Казани, и вдруг мне сам мэр города звонит. Это было очень приятно, думаю, что это высокая честь. Я обещал, что выложусь и постараюсь, чтобы это было чудо. Если мне доверят эту работу, постараюсь вложить в нее весь свой жизненный и творческий опыт».

«МОЙ НАРОД ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ДРЕВНИЙ»

По задумке художника, «Конь-Страна» должен будет расположиться напротив угловой башни кремля — на обзорной площадке возле станции метро «Кремлевская».

«Но конь — это только форма. Потому что в архитектуре вообще очень красиво сидит конь. Это мечта всех скульпторов. Но моя идея — не делать такого натурального коняшку, с хвостом, с гривой, чтобы все говорили: „Ой, как похож“. Мой конь — совсем другая история. Я беру произведения из прошлого моего народа. А мой народ очень-очень древний. Мы сейчас забыли, что татары происходят от сармат, произведения и лучшие шедевры которых сейчас привлекли внимание всего мира», — продолжает свой рассказ художник.

Особенность предлагаемого произведения в тщательной проработке деталей — мелких рельефов, фигурок людей, птиц, животных, знаков тамги, народных орнаментов. Они, переплетаясь вместе, словно восточный ковер, по задумке автора, должны вести бесконечный диалог со зрителем, в котором возникает разговор — размышление о нации, ее редкой идентичности. Скульптор уверен, что это будет редкое высокохудожественное произведение, где зритель увидит главное — красоту татарского народа.

На хребте коня миниатюрная татарская деревня — то, что в душе каждого татарина. Посреди домов — мечеть. Грива коня — россыпь ювелирных изделий древних булгар «На хребте коня миниатюрная татарская деревня — то, что в душе каждого татарина. Посреди домов — мечеть... Грива коня — россыпь ювелирных изделий древних булгар» Фото: Ирина Ерохина

«На хребте коня миниатюрная татарская деревня — то, что в душе каждого татарина. Посреди домов — мечеть. Когда упадет первый снег, люди будут проходить мимо и говорить: „Смотри, мою деревню накрыл снег“. Это такой шарм, романтика, — рассказывает Сайфуллин. — Грива коня — россыпь ювелирных изделий древних булгар. На коне найдут отражение все наши баиты, тамги, символы и так далее. Даже сами таможенники не знают, что слово „таможня“ произошло от татарского слова „тамга“ — герб, клеймо. Все эти мелкие детали будут отражены на этом коне».

«На коне будет тысяча деталей, которые будут отражать сокровенную часть, что таится в сердце каждого человека — любовь к Родине. Конь — это форма светлая, радостная, а содержание — неотъемлемая часть произведения — вызовет у зрителя чувство понимания, любви и сопереживания, — уверен автор. — Я не хочу делать изобразительный стенд. Все должно давать зрительное размышление. Искусство изображает. У меня есть любимая цитата Сократа: „Скажи мне что-нибудь, я хочу тебя увидеть“. Вот я и хочу, чтобы моя скульптура была такой же — скажи мне что-нибудь, и я тебя увижу, чтобы, увидев этого коня, зритель, человек, татарин, не татарин, любой человек — неважно, сказал бы: „Я горжусь“.

Расположится конь на щитах. „Щиты — как символ защиты государства, будут означать, что мы защищались. И по этим щитам будут дети ходить, гулять, — объясняет художник. — Следующая идея — это щиты воина, на которых эта страна стоит. Ведь наш многострадальный народ столько раз был под различными прессингами. Это и сейчас происходит, но страна [Татарстан] встает, и этот конь, мне кажется, прекрасный момент в жизни государства, в жизни города, тем более столицы — появится такой золотой конь, который вселяет в людей чувство благородства и любви к своему народу».

«Хотелось бы сделать такое произведение, которое было бы очень светлым, жизнеутверждающим и, самое главное, духовным. Сейчас самая большая опасность в России — это потеря духовности. А что такое духовность? Духовность — это знание истории, корней, — считает Сайфуллин. — Вот я прихожу на могилу своего отца, он похоронен там же, где и все его предки. А меня занесло далеко. Это, конечно, хорошо, что твои корни под землей, но нужно что-то делать и над землей. Надо, чтобы продолжалось дерево жизни татарского народа. Я поставил для себя задачу — сделать самую лучшую скульптуру Казани».

«ТАТАРСКИЙ КОНЬ С ИТАЛЬЯНСКИМИ КОРНЯМИ»

Конь, который ищет прописку в Казани, не простой, а с легендой. Имя «Конь-Страна» дал ему величайший, по словам Сайфуллина, художник из Милана Арнальдо Помодоро, чьи работы украшают улицы Ватикана и Нью-Йорка.

«Мы с ним знакомы давно, ему уже около 90 лет. В Ватикане стоит гигантский шар („Земной шар“), точно такой же шар расположен у входа в здание ООН в Нью-Йорке — это все его работы. Он мой хороший друг», — говорит наш собеседник.

Что же из себя представляет «Конь-Страна» технологически? «Стенки этой работы будут 5 миллиметров толщиной, она будет весить всего тонну- полторы, как „Жигули“. Это немецкая, итальянская технология отливки бронзы. У нас в России бронзовые скульптуры отливают, к сожалению, еще в сантиметрах. И представьте, одна только голова будет весить килограммов 200 - 300. А итальянские работы может поднять один человек плюс мастерство».

Но любая работа, даже если это подарок, требует определенных финансовых затрат. Чтобы отлить эту скульптуру, требуется порядка 100 тыс. евро. «Для меня это космическая сумма. По настоящему эта скульптура должна стоить раз в пять больше, чем я прошу. Я прошу на реализацию, на отливку и доставку. В Европе установлен такой порядок: самая минимальная цена включает в себя литье — это одна треть, а две трети — работа художника. Например, сумма 90 тысяч: 30 тысяч идет на литье, а 60 — авторский гонорар. Но туда входит: привезти-отвезти, 6 - 10 тысяч уйдет на напыление золотом, приобретение золота, я буду раз пять ездить в Германию».

«Большая часть моего народа живет вдали от своей исторической родины, и я в их числе — судьба занесла меня далеко. Но от этого моя любовь к родине не стала меньше. Татарстан находится в стадии возрождения. Это заслуга руководства республики и города. И я буду счастлив принять в этом большом деле свое скромное участие», — говорит с надеждой художник.

После этого Сайфуллин вспоминает имя еще одного знаменитого сына татарского народа, с которым он был знаком в детстве. Тогда он приезжал в Самару в гости к родной тете, а дальше двора его не пускали. Там маленький Рафаэль и познакомился с юношей, который от нечего делать и придумал игру с щелбанами. Юношу звали Рудольф Нуриев.