Петр Колтыпин Петр Колтыпин Фото: president.tatarstan.ru

«КОГДА РАБОТАЕШЬ В МОСКВЕ, В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ, ТО СЧИТАЕШЬ, ЧТО УЖЕ ВСЕ ЗНАЕШЬ И УМЕЕШЬ»

— Петр Николаевич, вы уже бывали в Казани прежде?

— Впервые побывал здесь четыре года назад. Тогда в Казани проходила очередная Сбербанкиада — это своего рода внутрикорпоративная олимпиада, где соревнуются разные территориальные банки Сбербанка. Я тогда в ней участвовал, но времени прогуляться по городу, познакомиться с местными достопримечательностями у меня не было. Второй раз приезжал в Казань вместе с коллегами, мы смотрели площадку под производство томатных кетчупов для одной крупной компании. Я в то время возглавлял другой территориальный банк Сбербанка, изучал местный опыт.

— И какие у вас впечатления от Казани, от Татарстана?

— Самые положительные! Чистота, порядок, транспортная логистика выстроена, пробок нет. Решены проблемы с ветхим жильем. По набережной прогулялись — все сделано для людей: спортплощадки; интернет-зоны; кто-то на рояле играет; кто-то книги читает. Такую картину я мало где видел — чтобы вот так, в комплексе, все было сделано, причем настолько качественно!

Что касается экономического потенциала республики, то сейчас начинаю более подробно с ним знакомиться. Встречался с президентом РТ, с его заместителями, обсуждали направления дальнейшего взаимодействия. Обязательно будут встречи с нашими корпоративными клиентами — не только с крупнейшим, но и с малым, и с микробизнесом. Будем открыто обсуждать все проблемы. Можно гордиться, что в Сбербанке растет индекс удовлетворенности клиентов, что наши показатели лучше западных ориентиров. Но когда общаешься с клиентом лично, говоришь с ним открыто, то сразу выискиваются резервы для улучшений.

Так что планирую постоянно к вам приезжать, потому что я не «кабинетный начальник». Кстати, это было одной из причин моего переезда из столицы в регион. Когда работаешь в Москве, в центральном аппарате, то считаешь, что уже все знаешь и умеешь. А когда начинаешь общаться непосредственно с людьми на местах, понимаешь, что все не совсем так или совсем не так...

— А какие вопросы были в центре внимания на встрече с президентом Татарстана? Обсуждались ли перспективы развития исламского банкинга?

— Мы говорили с Рустамом Миннихановым о совместных проектах — как действующих, так и на перспективу. Исламский банкинг, безусловно, в числе приоритетных направлений. Президент предложил нам активизировать совместную работу по развитию партнерских финансовых инструментов и реализовать в 2016 году пилотный проект. В настоящее время Сбербанк проводит работу по подготовке и экспертной оценке возможных способов структурирования сделок на условиях исламского финансирования под инвестиционные проекты. Реализация пилотного проекта не обязательно потребует создания отдельной финансовой структуры. Сейчас этот вопрос в работе.

«МЫ ДОЛЖНЫ КАЖДУЮ ОТРАСЛЬ ЗНАТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ КЛИЕНТЫ, ЕСЛИ ХОТИМ, ЧТОБЫ ОНИ НАМ ДОВЕРЯЛИ»

— Какова, на ваш взгляд, специфика Волго-Вятского региона? Планируется ли какое-то увеличение кредитования экономики?

— До конца этого года мы планируем принять стратегию развития Волго-Вятского банка на ближайшие 3 - 5 лет. Такой стратегии прежде не было. В ней будет прописана наша цель — очень серьезно вырасти и с точки зрения объемных, и с точки зрения качественных показателей.

— Что значит «серьезно вырасти»?

— В разы.

C заместителем председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России — управляющим отделением «Банк Татарстан» Рушаном Сахбиевым C заместителем председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России — управляющим отделением «Банк Татарстан» Рушаном Сахбиевым Фото: president.tatarstan.ru

— За счет чего? Драйверов роста у банков осталось мало...

— Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны каждую отрасль детально проанализировать на перспективы и риски. Тогда мы сможем сказать, в каких отраслях будем активно наращивать кредитный портфель, а в каких — занимать более консервативную позицию. Мало того, обсуждая этот вопрос с Рушаном Флюровичем (Рушан Сахбиев — заместитель председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России — управляющий отделением «Банк Татарстан»прим. ред.), я сказал, что мы должны каждую отрасль знать лучше, чем клиенты, если хотим, чтобы они нам доверяли. Наша задача — защитить наших клиентов от каких-то кризисных влияний и катаклизмов, которые, к сожалению, периодически встречаются в нашей стране. Мы должны работать над значительным снижением затрат наших клиентов и повышением их доходов.

Соответственно, чем эффективнее будут наши клиенты, тем лучше будет и нам. Поэтому все, что касается новых технологий, трендов, которые можно применять как в Сбербанке, так и на предприятиях, — это общий менеджмент, одна составляющая. Для этого Рушан Флюрович с командой уже активно занимается обучением, в том числе на предприятиях.

— И что, вскоре специалисты по нефтехимии будут работать в банке?

— В каждом головном отделении — нет, но в каждом региональном отделении могут быть свои компетенции. Например, базовая компетенция Татарстана — нефтехимия, в другом регионе — какая-то другая. Мы будем следить за основными трендами, участвовать во всех мероприятиях, выставках, изучать новые технологии, причем не только в нашей стране, но и за рубежом, кроме того, и в производственный процесс входить, подсказывать нашим клиентам, как повысить эффективность инвестирования. С одной стороны, учиться у них, а с другой — учить их, а иначе мы не сможем добиться стопроцентного доверия.

— Трудно представить, чтобы ТАИФ или «Казаньоргсинтез» воспринимали сторонние советы. Это же их зона компетенции и ответственности...

— Да, но это не значит, что мы совместно не можем выработать какие-то механизмы, которые позволят крупным компаниям отвечать на новые тренды и вызовы. Таких клиентов, как ТАИФ, — единицы по всей стране. Но у нас есть целые сегменты крупного, среднего, малого и микробизнеса, которые можно многому научить.

Например, сейчас в Татарстане совместно с Google мы реализуем прекрасный образовательный проект «Бизнес класс». При этом нам важно не просто обучить предпринимателей, а сделать так, чтобы в дальнейшем они применяли эти знания на практике.

— Сколько предпринимателей зарегистрировались в этом проекте?

— Всего более 14 тысяч зарегистрировавшихся, из них проходят регулярное обучение 7166 человек, то есть половина. В принципе, это неплохо — мы рассчитывали на менее активный отклик. Больше всего заявок поступило из крупных городов — Казани, Набережных Челнов, Альметьевска и Нижнекамска. Хотя если анализировать более детально, то важнее другая статистика: не то, сколько желающих было изначально, а то, сколько человек осталось и закрепилось в проекте. Так, «индекс активности» среди казанских предпринимателей составляет 54 процента, среди челнинских — 48 процентов, нижнекамских — 45 процентов, по Альметьевску — 34 процента.

Рейтинг активных районов и муниципалитетов возглавляют Лаишевский район, где доля активно обучающихся — 87 процентов, Аксубаевский район (77 процентов) и Кукморский район (75 процентов). От Елабужского района представлено 588 человек, из которых обучаются 352 человека (около 60 процентов), что больше количества зарегистрировавшихся из Аксубаево, Лаишева и Кукмора вместе взятых.

«ЕСЛИ КРЕДИТНУЮ ЗАЯВКУ КАЧЕСТВЕННО ОТРАБОТАЛИ НА УРОВНЕ ТАТАРСТАНА, ТО ОНА, КАК ПРАВИЛО, ОДОБРЯЕТСЯ»

— Какие сейчас позиции у Волго-Вятского банка и у «Банка Татарстан»?

— Волго-Вятский банк среди всех территориальных банков Сбербанка по итогам прошлого года был на 6-м месте. Мы поставили перед собой амбициозную цель — стать лучшей командой в системе Сбербанка. Если говорить конкретно про «Банк Татарстан», то он безусловный лидер в системе Волго-Вятского банка. В татарстанском отделении на сегодняшний день у нас очень сбалансированный портфель активов и пассивов.

«Если говорить конкретно про «Банк Татарстан», то он — безусловный лидер в системе Волго-Вятского банка» «Если говорить конкретно про «Банк Татарстан», то он безусловный лидер в системе Волго-Вятского банка» Фото: Оксана Черкасова

— На каком уровне принимаются решения о крупных кредитах?

— В Сбербанке уже давно применяют технологию распределения принятия решений по кредитам. У нас есть несколько центров принятия решений, и мы не знаем, в какой из них попадет заявка, в каком конкретно территориальном подразделении будет принято решение. Соответственно, если кредитную заявку качественно отработали на уровне Татарстана с учетом всех рисков, то она, как правило, одобряется.

— Расскажите о вашей стратегии при кредитовании мелких, средних и крупных сельхозпроизводителей в Татарстане. Есть ли примеры, когда банк идет навстречу сельхозпроизводителям, даже если у компании дела идут не очень хорошо?

— Большая часть кредитов сельхозпредприятиям выдается на проведение сезонных полевых работ. В нынешнем году на эти цели сельхозтоваропроизводителям сегмента малого бизнеса было предоставлено более 146,2 миллиона рублей, тогда как на инвестиционные цели (обновление сельскохозяйственной техники, ремонт, строительство животноводческих и складских помещений, приобретение КРС и прочее) — около 54,5 миллионов. Совокупный текущий кредитный портфель сельхозпроизводителям (в сегменте малого бизнеса) составляет 1,9 миллиарда рублей.

При анализе деятельности клиента банк очень часто идет ему навстречу. Заемщикам, чьим основным видом деятельности является сельское хозяйство, предлагаются пониженные ставки, уменьшен первоначальный взнос под залог приобретаемого имущества (техники, оборудования, недвижимости), увеличены сроки кредитования.

«МЫ ЭТУ СОЦИАЛЬНУЮ МИССИЮ НЕСЕМ ДАЖЕ В УБЫТОК СЕБЕ»

— Многие банки, в том числе Сбербанк, сокращают свои отделения в сельской местности и в небольших городах из-за их убыточности...

— В Татарстане в этом году не было закрыто ни одного подразделения. Действительно, сельская сеть у нас убыточна. Но мы эту социальную миссию несем даже в убыток себе. При этом стараемся повысить эффективность сельской сети. И мне очень приятно, что с точки зрения инфраструктуры ваша республика не стоит на месте. До каждого села проложены качественные дороги, есть интернет — это дает нам возможность поэтапного, постепенного перевода наших клиентов на дистанционные каналы — «Сбербанк Онлайн», «Сбербанк Бизнес Онлайн» и др. В сельской местности этот процесс более медленный. Чтобы его ускорить, мы должны развивать финансовую грамотность населения. Кроме этого, на территории республики действуют пять передвижных офисов Сбербанка, которые позволяют предложить наши услуги в еще большем количестве населенных пунктов. Понятно, что с работой сельской сети связаны определенные риски с точки зрения безопасности, которые мы стараемся решать.

На встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым На встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым Фото: president.tatarstan.ru

«РЕКОМЕНДУЮ НАШИМ КЛИЕНТАМ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВСЕ РАСЧЕТЫ ВНУТРИ СИСТЕМЫ СБЕРБАНКА»

— Сейчас, наверное, банки больше волнует проблема кибербезопасности? Хакеры воруют у банков и их клиентов миллионы. Что предпринимается для минимизации таких рисков в Сбербанке?

— В Сбербанке работает специальная команда, которая занимается предупреждением подобных рисков. И если подсчитать в удельном весе, то по противодействию мошенническим схемам у нас показатель, наверное, лучший среди всех европейских банков. Сбербанк — лидер по инвестированию в разработку новых средств защиты и предупреждения киберугроз. Плюс к этому мы много сил тратим на обучение наших клиентов основам финансовой грамотности. Не секрет, что зачастую мошенники пользуются беспечностью и доверием людей. В этих случаях мы стараемся оперативно среагировать и вернуть похищенные деньги, если, конечно, они не успевают уйти в другие коммерческие банки. Тогда возврат денег может затянуться надолго.

Поэтому я всегда рекомендую нашим клиентам осуществлять все расчеты внутри системы Сбербанка, потому что в этом случае мы всегда можем мгновенно подключиться и решить возникшие проблемы. Кроме того, специальная команда осуществляет мониторинг расчетов, и если она видит нестандартные операции, то старается связаться с клиентом и проверить, насколько они соответствуют его запросам. Это позволило нам предотвратить уже достаточное количество мошеннических схем.

«Я ТОЖЕ НЕСКОЛЬКО ПОДВЕРЖЕН ЭТОЙ «БОЛЕЗНИ» — ХОЧЕТСЯ ДАТЬ ЧЕЛОВЕКУ ЕЩЕ ОДИН ШАНС»

— С вашим приходом какие-то кадровые перестановки планируются? Может быть, вы пришли со своей командой?

— Я официально в должности с 5 августа работаю. Как вы думаете, сколько уже человек я с собой привел? Ни одного! Как можно сейчас принимать какие-то кадровые решения? Это было бы абсолютно неправильно с моей стороны. Безусловно, у каждого руководителя есть такое качество, и я тоже несколько подвержен этой «болезни», — хочется дать человеку еще один шанс, а потом понимаешь, какой был дурак, сколько времени потерял. В умных книжках нас учат тому, что надо прощаться быстро, а подбирать медленно. То есть нужно очень качественно подходить к подбору на ключевые позиции и очень быстро расставаться, если видишь неэффективность. Но я бы хотел отметить, что команда в Волго-Вятском банке амбициозная, сильная, сплоченная, и это очень важно. Здесь открыто обсуждают проблемы, что мне, безусловно, импонирует. Так и надо: о победах и достижениях можно очень кратко упомянуть, а основное внимание уделить недочетам: что нам необходимо сделать, где улучшить, что поправить.

— Стоит ли ожидать с вашим приходом ужесточения работы с должниками?

— Все зависит от того, насколько порядочно ведут себя клиенты по отношению к банку. Если у клиента есть сложности, но он честен по отношению к банку, то есть не пытается вывести активы, быстренько распродать свою залоговую массу и совершить какие-то маневры, которые нарушают закон, то мы будем этому клиенту помогать, структурировать его кредит, восстанавливать его платежеспособность. А если клиент поворачивается к нам спиной, пытается обмануть банк, то с такими клиентами, безусловно, мы будем решать вопрос в более жестком порядке, потому что есть ценности, которые для нас приоритетны. Мы работаем с деньгами наших вкладчиков и должны по первому их требованию исполнять свои обязательства. Поэтому очень важно, чтобы наши заемщики, особенно крупные, тоже вели себя достойно.

— А каковы приоритеты в работе с населением?

— В свое время мы активно развивали ПСС — производственную систему Сбербанка, главной целью которой было совершенствование различных процессов и внедрение стандартов, что позволило нам на каждом участке работы проводить каждодневные улучшения. При этом для нас важно, чтобы во всех направлениях и, безусловно, в розничной сети наши сотрудники были неравнодушными и креативными, работая не только по стандартам.

Безусловно, стандарты облегчают работу и позволяют трудиться производительнее, но это не значит, что нужно быть неким роботом, для которого шаг влево, шаг вправо — это катастрофа. Постоянно возникает масса каких-то нестандартных ситуаций, которые невозможно заранее предусмотреть и прописать в инструкциях. Поэтому важно каждому человеку работать над собой для того, чтобы проявлять эмпатию, становиться на сторону клиента, его глазами видеть ту или иную проблему и стараться ее решить. Это самое важное.