«АВГУСТ БЫЛ ЖАРКИМ»

Шостакович — проект, предложенный фирмой «Мелодия», главным рекординговым брендом страны, был одновременно и подарком, и вызовом. Подарком — потому что я мечтал исполнить все симфонии Шостаковича, чье наследие видится мне важнейшим с точки зрения исторической и художественной ценности. Это история страны в звуках. Вызовом — потому что не только в России, но и в мире, по-моему, нет коллективов, которые бы вот так на одном дыхании могли записать весь корпус из 15 симфоний и 6 инструментальных концертов выдающегося и однозначно не самого простого композитора ХХ века. В год 110-летия Шостаковича ни один из известных мне оркестров не поставил перед собой такой амбициозной и сложной задачи, как та, перед которой стояли мы. Не просто стояли — выстояли.

Август был жарким — отдыхать бы, а не записываться изо дня в день в Государственном большом концертном зале имени Сайдашева, где из-за микрофонов требовалось отключать кондиционеры, шум которых мог помешать записи. Конечно, мы играли и под дождем, и на холоде — достаточно вспомнить наши open air у Дворца земледельцев с тенором Роберто Аланьей или с сопрано Симоной Кермес. Горжусь, что испытание нынешней августовской жарой оркестр тоже выдержал: ну чем не олимпиец?! Если понадобится высадиться и сыграть на Луне, мне кажется, наш оркестр сможет и это. Сейчас самому еще сложно понять, как за 27 августовских дней мы смогли записать 13 симфоний и 6 инструментальных концертов, при том что у нас, кроме этого, был плановый выезд в Нижнекамск, где мы дали концерт в честь 50-летия города, а 30 августа мы выступали еще и на традиционном open air, посвященном Дню города.

«РАЗВЕ НЕ ЧУДО, ЧТО ВОКРУГ НАШЕГО КОЛЛЕКТИВА УДАЛОСЬ СОБРАТЬ РЕБЯТ — ЛАУРЕАТОВ XV КОНКУРСА ИМЕНИ ЧАЙКОВСКОГО»

Режим записей, график репетиций, приезды-отъезды солистов... Все это — результаты предварительной работы, сложной логистики, совместных с представителями «Мелодии» действий. Для нормального человека это своего рода закулисье, организаторская и подготовительная работа. Однако, чтобы прогнозировать, точнее, гарантировать качественный результат «симфоническому Шостаковичу от ГСО РТ», одной логистики и даже реального концертного опыта мало. Разве не чудо, что вокруг нашего симфонического коллектива удалось собрать ребят — лауреатов XV конкурса имени Чайковского. Им — опыт, нам — пристрелка по части перспективных партнеров: наград на таком конкурсе случайные люди не получают.

Виолончелисты Саша Бузлов и Саша Рамм, скрипачи Павел Милюков и Сережа Догадин и, конечно, пианисты Дима Маслеев и Лукас Генюшас. Сейчас их имена знают очень многие не только в стране, но и за рубежом. Понятно, что такой коллекционный исполнительский контингент резонирует и нынешней репутации нашего оркестра. Мы ведь тоже коллектив молодой, и чувство современности нам очень важно. По крайней мере, опыт записи Шостаковича доказал: мы умеем включать пятую космическую скорость. Два дня у нас уходило на запись симфонии. И смена (а в случае фортепианных концертов — полсмены) требовалась для записи инструментальных концертов. Это не просто очень хорошие показатели, это показатель уникальной скорости, какую наш оркестр удерживал не неделю-другую, а целый месяц. Учитывая, что Шостакович — материал сложнейший, в котором очень много составляющих — из музыки русской и зарубежной, способность оркестра к переключению чисто музыкальных задач даже меня иногда восхищала.

Радовало и то, с каким терпением и выдержкой наши ребята записывали инструментальные концерты Шостаковича с молодыми лауреатами конкурса имени Чайковского. Кто-то из них уже имел студийный опыт, а кто-то — нет. Во всех случаях оркестранты проявляли к солистам невероятную партнерскую чуткость. Мне чисто человечески приятно констатировать это. Ну и конечно, важна была реальная готовность коллектива к серьезнейшему взаимодействию с наследием Шостаковича: я бы сказал, важно было понимание каждым того, на что они идут.

Дело в том, что мы первыми и пока единственными в ХХI веке отважились на всего симфонического Шостаковича в том виде (я имею в виду аудиозапись), который автоматически превращает нашу работу в исторический документ. Из мировых прецедентов подобного рода могу назвать только опыт исполнения всего Бетховена Венским филармоническим оркестром.

«НАМ ВЫПАЛА ЧЕСТЬ ОТКРЫВАТЬ НАСТУПАЮЩИЙ СЕЗОН МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ»

Но «Венские филармоники» — легендарный коллектив с большой историей возглавлявших его дирижеров-легенд. Венскому филармоническому оркестру 164 года, и он национальная гордость австрийцев, один из лидеров мирового рейтинга симфонических оркестров. А Государственному симфоническому оркестру Татарстана лишь 50 лет. И он находится в статусе регионального — даже не столичного — российского оркестра. Кстати, без ложной скромности замечу: сейчас ГСО РТ в стране не просто известен. Он звучит! Нам выпала честь открывать наступающий сезон Московской филармонии: в зале Чайковского мы будем играть Пятую симфонию Шостаковича и два его фортепианных концерта с Денисом Мацуевым.

Наверное, надо сказать, что концерты и записи — далеко не одно и то же. При том что наш прекрасный звукорежиссер Владимир Рябенко старался записывать нас большими блоками, все равно, выполняя его пожелания, нам порой приходилось «упираться» в мелкие и дотошные детали: «Тут фортепиано поровнее... Там кларнет поярче... Где-то покорректнее... Где-то поагрессивнее...» Справились. Выдержали. И то, что к нам на запись Шостаковича приходил президент Татарстана, дорогого стоит!

Фото: president.tatarstan.ru

Именно в этот день мы записывали Симфонию №11 Шостаковича, с которой начиналась история нашего оркестра при Натане Рахлине. Но самое, быть может, важное, что при любом режиме оркестр не забывает о календарном графике, обязывающем нас быть не просто какой-то симфонической лабораторной единицей, а участником всего, что происходит в жизни. Наш концерт 30 августа у Дворца земледельцев, мне кажется, акцентировал принадлежность ГСО РТ ко всему тому, что происходит и творится вокруг нас. От симфонического студийного Шостаковича мы всего лишь на день отвлеклись для праздничного концерта с оперной и эстрадной составляющими. Просто для того, чтобы праздник Дня города всеми жителями Казани был «услышан» и осознан настоящим и музыкально содержательным событием.

Александр Сладковский

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции