НЕСМОТРЯ НА ПРОБЛЕМЫ С КРЕДИТОРАМИ, ТАТТРАНСКОМ НАМЕРЕН ВЕРНУТЬ СЕБЕ В 2011 ГОДУ ДОКРИЗИСНУЮ ДОЛЮ В 32% НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ РТ

Таттранском холдинг передал банкам-кредиторам значительную часть своих автосалонов и теперь вынужден брать их в долгосрочную аренду с правом дальнейшего выкупа. При этом автодилер активно подписывает новые контракты с иностранными производителями – среди них такие брэнды как Skoda, SsangYong, Citroen. О том, как компания борется за выживание, председатель совета директоров Таттранскома рассказал в интервью «БИЗНЕС Online». 

У НАС НЕТ НАМЕРЕНИЯ КОГО-ТО ОБМАНУТЬ

- Ильдар Зиганшевич, две недели назад в интервью «БИЗНЕС Online» вы рассказали, каким образом намерены урегулировать проблемы с одним из кредиторов Таттранскома – Сбербанком. Но у вашей компании есть и другие крупные кредиты. Как обстоят дела с ними?

- Весь наш кредитный портфель на начало кризиса составлял 4,3 миллиарда рублей. Из них почти четверть составляли кредиты "АК БАРС" Банка – 1,3 миллиарда рублей. Сегодня все взаимоотношения с ним урегулированы. Мы провели реструктуризацию. Кредит полностью погашен передачей имущества, а именно автосалонов. После этого мы взяли эти объекты в долгосрочную пятилетнюю аренду с правом дальнейшего выкупа. 

- Это автосалоны на Спартаковской? 

- Нет, объекты в Челнах.

- А что с МДМ-банком?

- Да, не решен вопрос с одним из крупных кредиторов МДМ-банком (кредитный портфель в нем составляет 800 млн. рублей – ред.). То есть не совсем не решен. Соглашение подписано, но оно не исполняется – не по нашей вине. Мы подписали, но в самом банке сейчас какой-то организационный момент, который не завершился после объединения двух банков (УРСА-банк и МДМ-банк). Там идет реорганизация, поэтому вести переговоры пока не с кем.

- А что подразумевает соглашение?

- Наше соглашение предусматривало создание совместного предприятия, куда и мы входим с определенной долей, и они. Только сегодня разговаривал со старшим вице-президентом Леоновым. У нас нет антагонизма, и нет намерения кого-то обмануть. Идет процесс, который завершится до конца это года. Но пока идет переговорный процесс суды с МДМ-банком продолжаются.

БАНК ВСТАЛ НА ТРОПУ ВОЙНЫ

- Был еще Абсолют-банк?

- Да, с Абсолют-банком мы ни о чем договориться не можем. Он встал на тропу войны и с нее не сходит. Все попытки договориться ни к чему не приводят. Но, с другой стороны, там практически нет залогов. Есть одни объект непроизводственного характера в Кирове – это многоуровневая парковка для хранения автомобилей. Она перекрывает две трети суммы долга. То есть все, что заберет банк на финише, – это парковку. Мы рисков для бизнеса не несем. А по остальной задолженности – она не имеет решения. По всем нормам судебных тяжб долг списывается.

- Вы как-то говорили, что стоите в очереди заемщиков на урегулирования задолженности с ВТБ?

- У ВТБ в залоге у нас три объекта – земельный участок в Нижнекамске и два автоцентра в Набережных Челнах. Земля в Нижнекамске не имеет коммерческого использования, это просто актив, который мы отдадим в счет погашения кредита (общая сума задолженности перед ВТБ около 400 млн. рублей – ред.), и это никак не отразится на бизнесе. Земля не генерирует доход. Мы договорились, что эти два автоцентра мы выкупаем. Если все будет идти по плану, то это произойдет до конца года.

- Какова сегодня кредитная нагрузка на компанию?

- Меньше 2 миллиардов, где-то в районе 1,8 миллиарда рублей. А первоначально, напомню, было 4,3 миллиарда рублей.

- С чем была связана такая активная политика заимствований? 

- Никто не мог и предположить, что может быть кризис. Мы встретили кризис с почти 10 автоцентрами на начальном этапе строительства. В самых разных городах – Челны, Киров, Сыктывкар. Сейчас все эти стройки законсервированы. Одну из них можно увидеть из окна нашего офиса (на ул. Спартаковская – ред.). Тогда мы не брали инвестиционные кредиты по двум причинам. Первая – это сложность их получения, а вторая – дороговизна. Поэтому пошли по пути наименьшего сопротивления, и брали кредиты на "оборотку". На эти деньги и строили. Конечно же, и свою заработанную прибыль инвестировали. Нам не хватило года. Это как Сталину, который проводил модернизацию страны накануне войны, и ему не хватило года. Тогда бы Германия никуда не дошла, а получила по ушам в районе Бреста.

Наряду с тем, что мы имели к кризису 10 автоцентров, которые не были построены и не начали генерировать доход, свое влияние оказало и то, что другие автосалоны, построенные в последние два-три года до кризиса, не успели выйти на проектную мощность. Не окупили себя.

РЫНОК УПЕРСЯ В ОТСУТСТВИЕ МАШИН

- В декабре прошлого года вы с опаской говорили, что авторынок России продолжает падать. Когда рынок начал оживать? 

- Во втором квартале этого года. Но рынок очень быстро уперся в отсутствие машин. За последние 10 месяцев авторынок России рос на 22 процента, а Сапсан по тому же периоду показал рост на 54 процента. То есть мы восстанавливаемся в два раза быстрее рынка. Но восстановление пошло бы еще в два раза быстрее, если бы было больше машин. Часть производителей из-за кризиса перестраховалось, сократив выпуск, кто-то испытывает экономические трудности. Например, Sollers. Так, у нас было четыре автоцентра "Фиат", которые продавали по 300 машин в месяц, но в 2010 году мы снизились до неприличной величины. Только в октябре, когда заводы Sollers заработали, реализовали уже 150 машин. Почти в 10 раз в России сократились продажи Хонды.

- Почему?

- Первая причина – это курс иены, из-за чего пострадали все японские производители. А во-вторых, у Хонды, в отличие от Тойоты, нет производства в России. Последнее сильно удешевляет товар. В-третьих, Хонда решила сделать упор на другие страны мира. Это только с виду кажется, что рынок России большой, но для нее он составляет два процента от всех продаж. Если раньше мы продавали ежемесячно 300 машин, то сейчас машин 25. Шкода – хороший бренд, но чувствуется голод на машины. Такая же ситуация по Форду. Но думаю, что этот вопрос решится. Шкода решит вопрос с дефицитом машин к декабрю. То же обещает и американский производитель.

- Какие брэнды сегодня в дилерском портфеле Сапсана?

- Форд, Фиат (4 контракта), SsangYong, Cитроен, Вольво, Ауди, Хонда (4 контракта), Шкода (4 контракта) и Мазда. Накануне кризиса мы потеряли контракты КИА. Правда, я получил письмо от президента "КИА Моторс Рус", который дал предварительное согласие на восстановлении дилерства КИА. Это массовый брэнд и до кризиса был нашим локомотивом продаж.

ВЕРНУТЬ ДОКРИЗИСНУЮ ДОЛЮ

- Летом 2010 года БИЗНЕС Online стало известно о том, что Таттранском получил дилерство Фольксваген...

- Сейчас идут тендеры на дилерство Фольксваген в Казани (как сообщил источник "БИЗНЕС Online", первоначально одним из условий тендера был выкуп автосалона бывшего дилера НУР-Авто со всеми долгами, но желающих тогда не нашлось – ред.). Можно предположить, что будет участвовать ТТС. Результаты станут известны в конце ноября. Ваши публикации про историю со Сбербанком немного подпортили ситуацию, но мы им отправили документы. Договорились о том, что у нас будет дилерство на Шкоду в Альметьевске. Из других новых брендов – восстановили SsangYong и ведем переговоры по представлению этого брэнда в Казани и Кирове. Также ведутся переговоры с Пежо и Ситроеном. Эти два брэнда открыли в Калуге заводы и сейчас становятся массовыми. Мы работаем с ними на получение дилерских прав в Казани и Кирове. Ситроен у нас есть в Челнах, а Пежо мы хотим представлять в Челнах и Казани.

- А как решается вопрос дилерства Фольксваген в автограде?

- Мы ведем переговоры. У нас есть салон Мазда в Челнах, и мы думаем организовать там автосалон Фольксваген (по данным "БИЗНЕС Online", открытие запланировано на декабрь этого года – ред.).

- Как оцениваете долю Сапсана на авторынке Татарстана?

- Я как раз занимался подсчетами рынка. Предварительно, объем всего авторынка России оценивается в 1,2 миллиона иномарок. Из них 2,6 процента занимает Татарстан, а это 34 тысячи машин. До кризиса у нас была доля в 32 процента, а сейчас упала до 16 процентов. Поэтому перед нами стоит задача в следующем году вернуть докризисную долю рынка.

Арслан Минвалеев