ПРИСЛУШАЮТСЯ ЛИ В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ И МЭРИИ СТОЛИЦЫ К МНЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОСТИ?

Сегодня стало известно о том, что конкурсная комиссия подвела итоги народного голосования по выбору названия новой станции метро, открытие которой запланировано на декабрь нынешнего года. Сегодня эти данные были переданы мэру Казани Ильсуру Метшину. Ожидается, что к концу этой недели будет принято окончательное решение. Как стало известно «БИЗНЕС Online», в ситуацию с названием на днях вмешался лично президент Рустам Минниханов…   

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО СКАЖЕТ МЕТШИН

Сегодня на сайте мэрии Казани появилось сообщение о том, что конкурсная комиссия подвела итоги народного голосования по выбору названия новой станции, открытие которой запланировано на декабрь нынешнего года, сообщает пресс-служба мэрии. Стоит напомнить, что жителям Казани было предложено несколько наименований: «Козья слобода», «Энергоуниверситет», «Ак Барс», «Тандем», «Молодежная», «Казан Су» и ряд других. По итогам опросов и голосования в сети Интернет, большинство горожан отдало свои голоса за название «Козья слобода», второе место заняло название «Энергоуниверситет» и третье – станция метро «Молодежная», сообщает пресс-служба мэрии. Сегодня комиссия передала эти данные мэру Казани Ильсуру Метшину. Ожидается, что к концу этой недели глава города примет окончательное решение о том, как будет называться новая станция метро.

Как сегодня стало известно «БИЗНЕС Online» из источников, близких к Казанскому Кремлю, на днях в ситуацию вмешался лично президент РТ Рустам Минниханов. Как сообщил наш источник, глава республики отреагировал на дискуссию, которая развернулась в столице по поводу названия станции, и порекомендовал казанским властям обязательно прислушаться к мнению общественности.

ДИСКУССИЮ НАЧАЛИ СТУДЕНТЫ

Напомним об основных этапах дискуссии, которая развернулась вокруг названия станции. 

Она шла в том числе и на сайте газеты «БИЗНЕС Online», где свои мнения высказали эксперты и десятки читателей газеты.

Впервые о необходимости изменить название «Козья слобода» громко заговорили в январе 2009 года. Совет студентов и аспирантов КГЭУ предложил название «Энергетический университет»  и собрал под соответствующим обращением тысячу подписей студентов, преподавателей, сотрудников и аспирантов вуза. Аргумент: «Козья слобода» - неблагозвучно. Но в мэрии Казани, по согласованию с тогдашним премьер-министром РТ  Миннихановым, решили, что логичнее переименовать в «Заречье». В ряде документов метростроевцев станция появляется именно под этим названием. А 27 октября президент РТ Минниханов официально заявил, что «Козья слобода» будет переименована – название для нее отберут на конкурсной основе. При этом он усилил интригу, предложив свой вариант названия - «Ак Барс».

2 ноября «БИЗНЕС Online» провела опрос на тему: «Как бы назвали станцию вы?» Отвечавшие (а ими были, в основном, известные чиновники и предприниматели) почти дружно высказались в сторону необходимости переименования. В частности, генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов сказал следующее: «На мой взгляд, «Козья слобода» не очень понятное название. Я даже рад, что станцию хотят переименовать. Название не подходит тому микрорайону, в котором находится. Мне кажется, мало кто помнит историческое название этой местности. По названию станций у меня много предложений. Там рядом находится «АК БАРС" Банк – хорошее название, звучное. Считаю, что к названию каждой станции нужно подходить индивидуально: не обязательно называть ее по местоположению. Например, то же название «Ак Барс» – для населения будет понятно, где располагается станция, а для гостей столицы будет ассоциироваться с символом Татарстана. «Ак Барс» будет звучать на мировой арене как брэнд, – пусть гости столицы думают, что мы назвали станцию в честь хоккейной команды».

В ПАМЯТИ НАРОДА

Результаты опроса вызвали без преувеличения бурю - в основном негодующих читательских откликов. Опрошенных обвинили в «прогибе», досталось и «БИЗНЕС Online» - за «ангажированность».

В это же время сразу на двух казанских порталах началось голосование. Посетителям официального сайта МУП «Метроэлектротранс» предложили варианты «Козья слобода», «Ак барс», «Энергоуниверситет», «Тандем», «Молодежный центр», «Заречье», «Издательство», «Универсиада». В лидеры сразу же с большим отрывом вырвалась «Козья слобода» (59.6% голосов), следующим по популярности вариантом стал «Энергоуниверситет» (28.3%). Голосование на неофициальном сайте казанского метро показало такую картину (по убыванию): «Козья слобода», «Энергетический университет», «Заречная», «Чистопольская», «Энергетическая», «Кизическая», «Проспект Ибрагимова», «Гривская», «Молодёжная».

Одновременно «БИЗНЕС Online» попросила по поводу названия высказаться экспертов.

Известный казанский краевед Сергей Саначин заявил: если в памяти народа сохранилось название «Козья слобода», нечего и рассуждать - надо его сохранять: «А если о нем знают только с десяток историков и краеведов, можно и новое название поискать. Я это с трудом, конечно, говорю, потому что мне близки исторические названия. «Козья слобода» - пусть и не уникально (такие топонимы есть и в других городах), но «заречий» и «институтов» – точно миллион».

Проектировавший «спорную» станцию метро главный архитектор проектов ОАО «Казгражданпроект» Азат Мустафин рассказал нам, что создавал именно «Козью слободу»: «Получилось или нет – вопрос другой. Но если бы я проектировал станцию с названием «Энергоуниверситет», она выглядела несколько иначе».

ПРИ ЧЕМ ТУТ КОЗЫ?

Мнения экспертов подлили масла в огонь и вывели дискуссию на исторический уровень. Читатели, приславшие комментарии в «БИЗНЕС Online», усомнились в достоверности самой исторической оправданности названия - Козья слобода. Была выдвинута и красивая «альтернативная» версия: никаких «коз» в названии нет, оно происходит от татарского слова «кизяу» («родник») - Родниковая слобода. Тогда мы обратились за разъяснениями к человеку, первым (это было в середине 80-х) предложившему «козье» название для станции метро – казанскому краеведу Борису Гришанину. Он аргументировано доказал «правомочность» названия «Козья слобода» и высказал свое отношение к идее переименования: «Название станции должно нести просветительскую миссию. Человек задается вопросом: почему «Козья слобода»? Всплывает пласт истории… Надо цепляться за каждое старое название, будь оно русское или татарское, должны мы сохранить то, что было в веках. К тому же так слобода называлась не только до революции, так было еще до середины прошлого века, и почему это название должно уйти? Любое старое название должно иметь преимущество перед новым. Ничего не надо выдумывать, все уже есть».

БАНК ЗДЕСЬ НИ ПРИ ЧЕМ

Тем временем по городу ходили упорные слухи, что станцию решено назвать «Ак Барс». 4 ноября начались неполадки на сайте Метроэлектротранса (в голосовании по-прежнему лидировала «Козья слобода»). 8 ноября Метроэлектротранс вдруг сообщил, что голосование приостановлено по техническим причинам: «Пришлось временно отключить модуль голосования по причине медленной работы. Постараемся исправить проблему в скором времени». По последним данным сайта, голосование, среди прочих, дало и такие результаты: «Козья Слобода» - 1588 голосов (50,5% опрошенных), «Ак Барс» - 17 голосов (0,5%).

Тем не менее, 22 ноября генеральный директор «Метроэлектротранса»  заявил «БИЗНЕС Online», что станция будет носить имя «Ак Барс»: «Во-первых, название «Ак Барс» стало лидером по итогам голосования, а во-вторых, руководство республики считает, что одна из станций должна называться в честь государственного символа Татарстана – Ак барса. И это никак не связано с названием «АК БАРС» Банка.

Еще более удивительную информацию Галявов выдал в ответ на реплику о том, что результаты на сайте Метроэлектротранса говорят о популярности названия «Козья слобода»:

«Это не наш сайт, и большой вопрос, кто это проводит опрос».

На момент сдачи этого материала в номер, на сайте МУП «Метроэлектротранс» значилось: «Сайт временно закрыт по техническим причинам».

Как видим, «технические причины» удивительным образом совпали с моментом, когда вопросом начали заниматься лично первые лица города и республики.

История вокруг названия станции, на наш взгляд, имеет символическое значение. Ее исход покажет, что важнее  для властей – гнуть свою линию до конца или прислушиваться к общественному мнению. В любом случае вокруг названия сломано столько копий, что эта дискуссия  само по себе может стать одной из казанских легенд, которую можно рассказывать гостям столицы.     

Тимур Латыпов