К открытию в конце ноября готовится только один новый ТЦ — «Горки Парк» на пересечении улиц Зорге и Даурской К открытию в конце ноября готовится только один новый ТЦ — «Горки Парк» на пересечении улиц Зорге и Даурской

«УНИСТРОЙ» НАШЕЛ «КВАРТИРАНТОВ»

Традиционный обзор событий на рынке торговой недвижимости Казани стоит начать с того, что, как мы уже отмечали, к открытию в этом году готовится только один новый ТЦ — «Горки Парк» от компании «Унистрой» на пересечении улиц Зорге и Даурской. Как выяснил «БИЗНЕС Online», новый торговый центр откроется в конце ноября, его общая площадь — 38 тыс. кв. м, торговая — 27 тыс. кв. метров.

По двум другим планируемым объектам «Унистроя» ясности пока нет. Первый — это «Галерея Казань» (рабочее название) на улице Павлюхина. В рамках застройки ЖК «Сокольники» предполагается возвести торгово-развлекательный центр общей площадью около 100 тыс. кв. м и торговой площадью порядка 60 тыс. кв. метров. Еще один ТЦ от «Унистроя» должен появиться на улице Ершова на территории Октябрьского городка. Предполагается, что это будет lifestyle-центр c торговой зоной и зоной leisure (отдых, досуг). Однако пока что оба объекта находятся в стадии проектирования.

Что касается уже практически готового торгового центра «Горки Парк», то, как выяснил «БИЗНЕС Online», его заселят довольно интересные «квартиросъемщики». Минимум три из них впервые выходят на рынок в Казань. Как рассказали нашей газете в СBRE (компания, специализирующаяся на коммерческой недвижимости), это супермаркеты «Лента» (продовольствие), Hoff (гипермаркеты мебели и товаров для дома) и гипермаркет детских товаров «Бубль Гум». Магазины «Ленты» работают уже в трех городах Татарстана — Альметьевске, Набережных Челнах и Нижнекамске, и в Казань питерская сеть планировала зайти не один год. Сеть Hoff (12 гипермаркетов и 3 магазина формата mini в России) разместила на своем сайте список вакансий для гипермаркета в Казани. Так, разыскивается не только линейный персонал (сборщик мебели, специалист по приемке товара, специалист склада, кладовщик, старший товарный бухгалтер, старший кассир и др.), но и директор казанского гипера. В сети не ответили на письменный запрос газеты. Розничная сеть «Бубль Гум» (более 40 магазинов по России) разместила на сайте HeadHunter вакансию — ищет «управляющего в гипермаркет товаров для детей». Первые гипермаркеты сети в Сибири и европейской части России начали открываться лишь в 2012-м, до этого сеть осваивала преимущественно Дальний Восток. Впрочем, несмотря на наличие вакансий в Казани, в самой компании оказались не готовы подтвердить, что сеть выходит в Татарстан. «Согласно информации от отдела развития компании, ни в 2016-м, ни в 2017 году открытие магазина в Казани не запланировано», — пришел ответ на запрос газеты из отдела рекламы компании.

«КОЛЬЦО»: ПРОЩАЙ, CENTRO, ЗДРАВСТВУЙ, «МАКДОНАЛДС»

Наиболее гнетущее впечатление произвел ТЦ «Кольцо». Мы насчитали целых 6 вакантных помещений под магазины Наиболее гнетущее впечатление произвел ТЦ «Кольцо». Мы насчитали целых 6 вакантных помещений под магазины

Новички продолжают выходить на казанский рынок и через действующие ТЦ. Корреспондент «БИЗНЕС Online» обошла тройку самых популярных и посещаемых торговых центров Казани — «Мегу», «Парк Хаус» и «Кольцо», чтобы посмотреть, кто выбыл, а кто прибыл в полку ретейлеров.

Наиболее гнетущее впечатление произвел ТЦ «Кольцо». Мы насчитали целых 6 вакантных помещений под магазины — витрины в них заклеены разноцветной бумагой. Не горит свет в магазине Centro, но в темноте видно, что прилавки и коробки с обувью стоят на месте. Впрочем, чуть ранее в этом году директор ТРЦ «Южный» в Казани Лилия Ибатуллина рассказывала нашей газете, что в этом году локальный рынок покинули в том числе игроки «Центробувь» и Centro. А весной СМИ сообщали, что в отношении руководства сети «Центробувь» возбуждено уголовное дело.

Не горит свет в магазине Centro, но в темноте видно, что прилавки и коробки с обувью стоят на месте Не горит свет в магазине Centro, но в темноте видно, что прилавки и коробки с обувью стоят на месте

На первом этаже «Кольца» за последний год магазин марки Adidas заменила обувная сеть Kari, марку Swatch — офис оператора Tele2. Анонсируется скорое открытие большого магазина одежного бренда Zarina — вместо работающего на том же этаже. У нового площадь визуально будет больше, по меньшей мере, в два раза. На втором этаже также есть пустующие площади. А вот на третьем этаже «Кольца» царит оживление — в середине августа там открылся «Макдоналдс» — рядышком с кинотеатром «Каро».

«МЕГА»: БОЛЬШОЙ РЕМОНТ И ПРИШЕСТВИЕ «СВЯТОЙ»

В семейном торговом центре «Мега», несмотря на идущий ремонт, не протолкнуться

В семейном торговом центре «Мега», несмотря на идущий ремонт, не протолкнуться. Сейчас и на прилегающей территории, и в коридорах центра, и в некоторых магазинах идут активные работы по обновлению и ремонту. Напомним, до середины 2017 года в «Меге» будет выполнена реконструкция стоимостью 37 млн. евро — новая концепция называется Ice Crystals. По состоянию на конец августа в торговом центре можно было увидеть растяжки об обновлении целого ряда магазинов. Сроки окончания работ не указаны, и пресс-служба торгового центра не ответила на запрос «БИЗНЕС Online», но, вероятно, косметический ремонт помещений уже работавших магазинов будет завершен до конца года. В частности, будут обновлены магазины «М.Видео» (продолжает работу), Minomin (косметика, средства по уходу), Koton (одежда), обувная сеть Salamander, «Снежная королева», в новом дизайне откроется Lush и Swatch. Также появится обновленный «концептуальный магазин» Colin’s. Анонсировано скорое открытие магазина косметики Inglot (сегодня у марки только один магазин в «Парк Хаусе») и магазина Armani Exchange (о нем мы подробно писали в предыдущем обзоре). Во второй половине августа в «Меге» открылся обновленный и на большей площади магазин Befree (ранее располагался на меньшей площади).

Откроется в «Меге» новый для Казани магазин — SuperStep — мультибрендовый обувной магазин Откроется в «Меге» новый для Казани мультибрендовый обувной магазин SuperStep

На месте закрывшейся в начале июля «Уютерры» другого бренда пока не появилось. Напомним, российская сеть по продаже товаров для дома начала закрывать магазины из-за вступления в процедуру банкротства. По стране сеть закрыла в этом году около 20 магазинов. Всего по «Меге» наша газета обнаружила три пустующие площади. Откроется в «Меге» и новый для Казани мультибрендовый обувной магазин SuperStep. Судя по сайту «Меги» в Самаре, где присутствует эта сеть, в магазине представлена обувь марок Timberland, Lacoste, New Balance, Fred Perry, Tommy Hilfiger и другие.

Наиболее примечательным событием в «Меге» можно назвать открытие в середине августа магазина казанской марки одежды «Святая» Наиболее примечательным событием в «Меге» можно назвать открытие в середине августа магазина казанской марки одежды «Святая»

Наиболее же примечательным событием в «Меге» можно назвать открытие в середине августа магазина казанской марки одежды «Святая». Расширением это считать нельзя, так как при открытии нового основатели закрыли магазин в ГУМе. Как они пишут сами о себе на сайте бренда, «Святая» появилась в 2013 году в Казани как модная марка одежды для девушек. Создатели — казанский фотограф Рустем Гарипов и стилист Регина Сафина (в городе многие могли видеть ее брендированный под логотип марки одежды автомобиль Lexus). В 2016 году бренд запустил мужскую линейку. Гарипов отказался прокомментировать «БИЗНЕС Online» открытие магазина. Известно, что производство компании находится в Казани. Гарипов сам же снимает фотокампании для марки, редко привлекая сторонних фотографов.

«ПАРК ХАУС»: ТРАВЫ СИБИРИ И КОФЕЙНЯ ИЗ ЧЕЛНОВ

В атриуме «Парк Хаус» всего три пустующие площади под магазины, причём одна из них — место закрывшегося магазина одежды Mango В атриуме «Парк Хауса» всего три пустующие площади под магазины, причем одна из них — место закрывшегося магазина одежды Mango

Наконец, в атриуме «Парк Хауса» корреспондент газеты насчитала всего три пустующие площади под магазины, причем одна из них — место закрывшегося магазина одежды Mango. Интересно, что в этом магазине еще в начале лета была устроена грандиозная распродажа, а сам магазин уже был полупустым, однако консультанты в нем упорно отрицали его закрытие в ответ на расспросы посетителей. Возможно, магазин обновится, но информации об этом на растяжках в ТЦ нет.

На первом этаже торгового центра в начале сентября открывается первый в Татарстане магазин Natura Siberica. «Мы заняли уникальную нишу как единственный российский производитель натуральной и органической косметики экспортного уровня на основе диких трав Сибири и других северных регионов, сертифицированной крупнейшими европейскими экоинститутами», — рассказали нашей газете в пресс-службе компании. Площадь магазина составит 94,9 кв. м, причем часть площади отдана под спа-кабинет. Также в магазине в Казани будет работать «кедровая лаборатория» — в торговом зале на глазах у посетителей вручную будут отжимать кедровое масло и разливать во флаконы.

На первом этаже торгового центра в начале сентября открывается первый в Татарстане магазин Natura Siberica На первом этаже торгового центра в начале сентября открывается первый в Татарстане магазин Natura Siberica

Кроме этого, в торговой галерее на первом этаже анонсировано открытие магазина женской одежды M.Reason. Согласно информации на сайте, он открывается по франшизе. В открытых источниках отмечается, что средний чек в розничных торговых точках марки — 11 тыс. рублей, а бренд представлен в 94 городах России, Украины и Казахстана.

Также на первом этаже осенью появится дополнительная галерея — рядом с «Ашаном». В ней откроются магазины «Снежная королева» (1 тыс. кв. м) и новый обувной магазин Deichmann (400 кв. метров). Меховой салон ранее был представлен только в торговых центрах XL и «Мега». Обувной магазин этой марки будет первым в Казани. На сайте компании указано, что ее история началась в Германии в 1913 году и сегодня сеть насчитывает более 3,6 тыс. магазинов в 24 странах. В России в магазинах сети представлены бренды AM, Venice, 5th Avenue, Elefanten, Adidas, Nike, Fila и др.

Также анонсировано открытие магазина женской одежды M.Reason Также анонсировано открытие магазина женской одежды M.Reason

На втором этаже «Парк Хауса» до конца года откроется кофейня сети из Набережных Челнов Beanhearts. Первое заведение сети в Казани появилось в середине июля на улице Островского. Также до конца года компания откроет третью кофейню в торговом центре «Южный».

ПАДЕНИЕ ОБОРОТОВ РЕТЕЙЛА ЗАМЕДЛИЛОСЬ

Некоторому оживлению на рынке способствует хотя бы относительная стабилизация доходов населения. Согласно официальным данным Татарстанстата, в первом полугодии реальные денежные доходы (с учетом инфляции) населения Татарстана по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 1,1%. Впрочем, оборот розничной торговли в Татарстане продолжает снижаться — за январь-июль он упал по сравнению с первыми 7 месяцами прошлого года на 2,2%. Радует лишь то, что темпы падения значительно замедлились. Так, за весь прошлый год розница в Татарстане сократилась почти на 13%.

Казанский рынок продолжает оставаться привлекательным, а качественные торговые площади — дефицитными. По данным управляющего директора отдела торговых центров компании CBRE в регионах России Михаила Рогожина, рынок торговой недвижимости Казани насчитывает на сегодняшний день 12 качественных торговых центров с общей арендопригодной площадью 387 тыс. кв. м, что в пересчете на численность населения составляет 406 кв. м на 1 тыс. человек. Для сравнения: по данным CBRE, самое большое число торговых метров на душу населения среди городов-миллионников наблюдается в Екатеринбурге, Самаре и Нижнем Новгороде — более 500 кв. м на 1 тыс. жителей. В то же время обеспеченность торговой площадью москвичей, по данным компании Cushman&Wakefield, ниже, чем в Казани — 376 кв. м на 1 тыс. человек.

Казанский рынок продолжает оставаться привлекательным, а качественные торговые площади — дефицитными Казанский рынок продолжает оставаться привлекательным, а качественные торговые площади — дефицитными

По мнению экспертов, базовым трендом на рынке остается замена премиального сегмента в торговле на марки средний и нижней ценовой категории. «Выходящим на рынок ретейлерам нужно быть готовыми к дальнейшему падению трафика по мере ужесточения конкуренции, тем более на падающем рынке. В подобных условиях выживут только ретейлеры и бренды с лояльной к покупателям ценовой политикой», — говорит финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин.

Умерили свои аппетиты и арендодатели. «На фоне падения среднего чека при совершении покупок и снижения посещаемости торговых центров Казани владельцам торговых центров не остается ничего другого, как предоставлять арендаторам скидки и разнообразные преференции. Владельцы недвижимости относительно легко идут на 5-процентную скидку. Впрочем, в ряде случаев гораздо выгоднее договориться о замене платежей на схему „процент с оборота плюс фиксированная ставка“ и/или о фиксации верхней и нижней границы курса доллара при валютных ставках, что снижает курсовые риски ведения бизнеса, — рассказывает аналитик „Финам“. — По некоторым оценкам, за последние два года арендные ставки в Казани с учетом всех скидок в рублевом выражении стагнировали, а торговая недвижимость на этом фоне подорожала лишь в пределах 5 - 8 процентов (что, кстати говоря, чуть лучше общероссийских показателей) при том, что инфляция за аналогичный период составила около 20 процентов».