«КОЛИЧЕСТВО КЛИЕНТОВ РАСТЕТ БЫСТРО»

– Екатерина, «Правовой центр «Реформа» занимается оказанием юридической помощи в разных направлениях. Какая сфера пользуется наибольшим спросом в последнее время?

– Наиболее востребованной услугой можно считать банкротство физических лиц. Более того, мне удалось одной из первых в Татарстане завершить банкротство физического лица и освободить его от долгов. Всего завершено в республике 7 дел по этому направлению, однако половина из них – это индивидуальные предприниматели, которых с недавних пор банкротят по правилам, установленным для физических лиц.

– Насколько длительный процесс банкротства?

– К примеру, у моего клиента не было имущества, и он не был трудоустроен. Эти два обстоятельства ключевым образом сказались на сроках дела, что позволило нам сразу перейти к процедуре реализации, минуя реструктуризацию. Реструктуризацию суд вводит, если имеется хоть какой-то источник доходов. Всего нам потребовалось 8 месяцев для завершения дела.

Екатерина БурнашевскаяФото Руслана Саттарова, предоставлено ООО «Правовой центр «Реформа»

– Сколько аналогичных дел вы ведете?

– Поскольку у нас связка арбитражных управляющих, количество клиентов растет быстро. В данный момент несколько десятков клиентов, из них 60 процентов – физические лица.

– Как вас находят потенциальные клиенты?

– Здесь стоит пояснить один важный момент. При введении в действие закона о банкротстве многие юристы помогали подавать должникам заявления о банкротстве, при этом не имея согласия арбитражного управляющего на дальнейшую работу. В результате после принятия судом к рассмотрению заявлений о банкротстве физические лица вынуждены были сами искать опытных арбитражных управляющих. Мы на рынке с 1997 года и за 19 лет работы смогли объединить уникальный коллектив профессиональных юристов и антикризисных управляющих, что позволяет гарантировать качество предоставляемых услуг. Помимо опыта и высокого сервиса мы выстроили лояльную финансовую политику, что, безусловно, привлекает клиентов.

– Кстати, о деньгах, бытует мнение, что банкротство – очень дорогая процедура, защищающая интересы только крупного олигархического бизнеса…

– Это совершенно не так. Естественно, везде разный ценник, всегда найдется тот, кто сделает дешевле, но если вам обещают провести всю процедуру, к примеру, за 25 тысяч рублей, стоит крепко задуматься о целесообразности сотрудничества с такими людьми, результат может быть самый непредсказуемый. Конечно, стоимость услуг у всех разная, но думать надо не только о средствах, которые вы потратите, но и том, кто будет вести ваше дело. Выбирать стоит человека, который сможет гарантировать результат и дорожит своей профессиональной репутацией.


«ВСТРЕЧА С АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ ПОХОЖА НА ИСПОВЕДЬ»

Как найти опытного управляющего?

– Первое: необходимо понимать, что работать над процедурой банкротства будет именно арбитражный управляющий. Именно поэтому вам не нужны типичные юридические конторы, у которых одно из направлений работы — «Банкротство». Они просто выступят посредниками, что скажется на итоговой стоимости. Изучите рынок, почитайте отзывы. Также не спешите расставаться с деньгами за услуги, которые вам еще не оказали. Так делают некоторые организации, которые заинтересованы в быстром заработке.

– Имеет ли значение возраст арбитражного управляющего?

– Лично мое мнение, что при поиске арбитражного управляющего стоит сделать выбор в пользу энергичного специалиста средних лет, они более мобильны и оперативны, активно пользуются современными информационными технологиями. К примеру, помимо основных правовых систем у меня подключено приложение «КЛУБ АУ» – это клуб арбитражных управляющих, где мы обмениваемся опытом в режиме онлайн. Это сокращает время на изучение вопроса, а ведь любому клиенту хочется, чтобы этот кошмар поскорее закончился. И еще один важный момент: арбитражному управляющему нужно максимально доверять и быть с ним предельно откровенным!

– Почему это так важно?

– Если вы скроете какую-то информацию о долгах или имуществе, дело может повернуться не в вашу пользу. Ваша первая встреча должна быть похожа на исповедь. В моей практике был случай, когда клиент утаил несколько фактов о задолженности, потому что рассчитывал погасить часть долгов к началу процесса. Не успел, теперь приходится выкручиваться из сложившейся ситуации.

Всегда ли должнику списываются долги?

– Все зависит от добросовестности должника в преддверии банкротства (не должно быть факта вывода имущества), а также при получении кредитов. Если он заведомо не мог обслужить свои кредиты, то списать будет крайне сложно. Если во время финансового анализа мы можем доказать, что заемщик мог обслуживать долги, но по стечению обстоятельств был лишен такой возможности, то списать долги реально. Кстати, банкротство – идеальное спасение для тех, кто выступал поручителем. Потому что кредит они не брали, но поручились за человека, а сейчас на них висит долг.

Они по той же схеме списывают долги?

– Да. Не могут списать долги те лица, которые являлись контролирующими у предприятий, и с них была взыскана субсидиарная ответственность в рамках банкротства предприятия. Или есть долги, возникшие в результате уголовно наказуемых деяний.

«БАНКРОТСТВО ИМЕЕТ ПОСЛЕДСТВИЯ»

Сколько надо накопить долгов физическому лицу, чтобы обратиться к вам?

– В законе сказано, что списывать долг можно начиная с задолженности в 500 тысяч рублей. Можно и меньше, если очевидно, что нет дохода. Главная задача в таком случае – доказать, что человек неплатежеспособен. Но надо помнить, что банкротство имеет последствия, и основное из них – проблемы с оформлением кредитов в будущем.

В любой крупной компании и тем более в государственных органах мощные службы безопасности. Наличие в вашей биографии пункта «Банкротство» вряд ли осчастливит вашего потенциального работодателя. Если взять шире, то после процедуры банкротства вы точно не станете, к примеру, арбитражным управляющим. Да и второй раз провести процедуру банкротства будет крайне сложно, потому что суд вряд ли поверит, что добросовестный плательщик опять стал жертвой обстоятельств.

– Насколько отличается закон о банкротстве физических лиц от банкротства юридических лиц?

– Пока закон можно считать сырым, и многое приходится делать по аналогии с законом о банкротстве юридических лиц. Так сказать, подстраховываться. Например, опись имущества гражданина – такая же процедура, как инвентаризация имущества, проводимая с юридическими лицами, но в законе не указано, что по физлицам я должна опубликовать по итогам заметку на сайте сведений о банкротстве, а по юридическим лицам такая обязанность есть. То же самое с оценкой имущества. По юрлицам четко прописано, что по итогам оценки должен быть составлен отчет независимого оценщика, Что касается физических лиц, то указано, что арбитражный управляющий должен самостоятельно оценить имущество физического лица, но в какой форме это должно произойти и где опубликованы результаты – не прописано. Из имущества оценивается все, что принадлежит должнику, кроме единственного жилья и того, из чего невозможно получить существенную выгоду путем реализации. А так в дело идет все: от недвижимости до драгоценностей.

– Какие еще есть нюансы?

– Самый главный нюанс – страх. «Физики» пока боятся идти, ждут положительных результатов в решении других исков, чтобы знать о рисках. Пока идут самые продвинутые и смелые. Многих, в принципе, деморализует сам факт того, что они банкроты. А кто-то не верит, что возможно списать долги. Но ничего невозможного нет, а учитывая наш опыт, можно смело рассчитывать на положительный исход.