Чистая прибыль ПАО «Казаньоргсинтез» в январе-июне выросла на 27% до рекордных 11,7 млрд. рублей Фото: prav.tatarstan.ru

РЕКОРД ЗА РЕКОРДОМ

Нефтехимия остается «непотопляемым авианосцем» экономики Татарстана — по крайней мере, летняя статистика говорит именно об этом. Чистая прибыль одного из крупнейших предприятий отрасли — ПАО «Казаньоргсинтез» — в январе-июне выросла на 27% до рекордных 11,7 млрд. рублей. Такие данные приводятся в опубликованном на днях бухгалтерском отчете компании по стандартам РСБУ. Конечно, динамика далека от первой половины 2015 года, когда прибыль КОСа выросла в 3,3 раза до 9,3 млрд. рублей, но без малого 12 млрд. «чистыми» — результат, безусловно, впечатляющий. При этом выручка одного из ключевых активов ГК «ТАИФ» увеличилась на 12% до 38,4 млрд. рублей.

Валовая прибыль КОСа выросла на 3,8 млрд. рублей также до рекордных 17,6 миллиарда. В то же время коммерческие расходы (хранение, транспортировка, сбыт) прибавили на треть до 475 млн. рублей, опережая темпы роста выручки. Мало приятного обнаружилось и в статье «Управленческие расходы», которые увеличились сразу на 47% до 2,15 млрд. рублей. Стал ли тому причиной зарплатный аппетит менеджмента компании, мы узнаем только по итогам текущего года.

Впрочем, подобные «мелочи» не помешали КОСу нарастить операционную прибыль на четверть, или на 3 млрд. рублей, до 15 млрд. — и это тоже исторический максимум.

СПРОС ДЕРЖИТ ЦЕНЫ НА УРОВНЕ МИРОВЫХ

Рецепт очередных рекордов казанских нефтехимиков хорошо известен. «Высокое качество продукции ПАО „Казаньоргсинтез“ позволяет устанавливать цены до уровня мировых без снижения объемов продаж на протяжении многих лет», — сообщили составители ежеквартального отчета КОСа за январь-март 2016 года (за полугодие развернутой отчетности пока нет). То есть возможные заявления отдельных переработчиков о том, что продукция может в чем-либо уступать продукции таких гигантов, как BASF, Total Petrochemicals или Dow Chemical, отметаются с порога. Ну а раз качество мировое, то и цены соответствующие.

И все же чувствовать себя столь вольготно КОСу позволяет в первую очередь ситуация на рынке полиэтилена, который последние годы остается дефицитным. «При определении уровня цен учитываются конъюнктура рынка и издержки производства. Однако у ПАО „Казаньоргсинтез“ ограничены возможности контролировать цены на свою продукцию, которые большей частью зависят от конъюнктуры мирового рынка, а также баланса спроса и предложения в отдельных регионах России», — так звучит еще одно оправдание завода его ценовой политики. Так что менеджмент и владельцы КОСа всего лишь заложники благоприятной конъюнктуры, а покупатели и переработчики (последние в Татарстане попали в непростую ситуацию и весь прошлый год высказывали возмущение прайсами «дочек» ТАИФа) должны понять и простить. При таком раскладе и на издержки можно не слишком-то обращать внимание.

Уточним, что КОС является доминирующим игроком на рынке полиэтилена низкого давлении (ПНД) — по итогам 2015 года на него приходилось около 52% от общего объема производства в стране. Доля казанского завода на рынке полиэтилена высокого давления (ПВД) в прошлом году, по данным plastinfo.ru, составила около 30%. Сама компания в годовом отчете за 2015 год отмечает, что в целом ее доля составила 44% от всех произведенных в РФ полимеров и сополимеров этилена.

Что касается динамики цен, то, по данным plastinfo.ru, индекс «ППИ — БТ (PPI — ST)» (показывает общую динамику изменения цен 9 крупнотоннажных полимеров ПЭВД, ПЭНД, ЛПЭНП, ПП, ПС, УПС, ПВХ-С, ПЭТФ и ПС-В в России) вырос на 14%: с диапазона 86 - 94 тыс. рублей за тонну в первом полугодии 2015 года до диапазона 102 - 103 тыс. рублей за тонну в первом полугодии 2016-го. Как видим, динамика средней цены на полиэтилен соответствует динамике выручки КОСа (12%), так что о росте объемов производства всерьез говорить не приходится.

Их стагнация с лихвой компенсировалась ростом наценки. С каждого рубля выручки в первом полугодии КОС получил 46 копеек валовой прибыли — на 6 копеек больше, чем в первом полугодии 2015 года. О таком уровне наценки может мечтать не только большинство производителей, но и известные своей доходностью нефтяные компании. Далеко за примерами ходить не надо: та же «Татнефть» с каждого рубля выручки за январь-июнь текущего года заработала только 37 копеек валовой прибыли.

В результате график себестоимости и выручки КОСа начинает напоминать крокодила, разинувшего пасть, чтобы захватить и проглотить как можно больше прибыли. Хочется верить, что бюджет Татарстана в сухом остатке также остается в выигрыше от роста уплачиваемого налога на прибыль, который перекроет падение производства у переработчиков полимеров.

ДЕФИЦИТ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Пожалуй, общая конъюнктура рынка заслуживает отдельного рассмотрения. Насколько серьезными преимуществами сегодня обладают местные производители перед иностранцами? Главная часть ответа «зашита» в курсе российской валюты. В сравнении первых полугодий 2015 и 2016 годов средний курс евро вырос на 21,9% до 78,4 рубля, а доллар подорожал на 21,7% до 70,2 рубля. Стоит обратить внимание, что отдельные конкуренты КОСа расположены в зоне действия других валют: корейской воны, индийской рупии и китайского юаня. Те также сдали позиции к доллару и евро, однако не столь существенно, как российская валюта — плюс в копилку местных игроков. Кроме того, в рамках Евразийского союза у россиян есть и другое преимущество в виде импортных пошлин на полиэтилен в первичных формах.

Как следствие, суммарный объем выпуска полиэтилена в РФ вырос на 3%, или на 26,3 тыс. т, до 830,6 тыс. тонн. Основной прирост производства пришелся на ПНД, в то время как выпуск ПВД и линейного полиэтилена (ЛПНП) сократился. Если конкретизировать, то выпуск ПНД в России в январе-июне 2016 года вырос на 14% до 501,9 тыс. тонн. Правда, заслуги КОСа в этом нет: объемы нарастили все местные производители, исключение составил только «Казаньоргсинтез» — сообщается в обзоре «ДатаСкоп» компании «Маркет Репорт». Причем наибольший прирост объемов производства показал главный конкурент казанцев, лукойловский «Ставролен», полтора года назад вернувшийся на рынок после пожара 2014 года. В результате объем импорта полиэтилена в первом полугодии снизился на 11%, или 29,7 тыс. т, до 230,8 тыс. тонн. Причем солидное сокращение импорта зафиксировано в сегменте ПНД (что логично) и ЛПНП, в то время как импорт ПВД вырос.

Увеличение импортных поставок ПВД отраслевые эксперты объясняют его серьезным дефицитом и заметно выросшими ценами. Нехватка этого полиэтилена начала ощущаться еще во второй половине марта. В апреле дефицит достиг апогея, вслед за этим очередных рекордных значений достигли цены ПВД. В июне мог возникнуть новый пик: часть мощностей на профилактический ремонт останавливал «Уфаоргсинтез», а в третьей декаде июня на месячную профилактику уходил «Томскнефтехим» («дочка» СИБУРа), где производство возобновилось лишь 25 июля. К слову, на сибирском заводе параллельно с профилактическим ремонтом осуществлялся последний этап модернизации производства полиэтилена, который предполагает увеличение мощностей на 40 тыс. тонн в год до 280 тыс. т в год.

Словом, первое полугодие принесло хорошие барыши российским производителям в первую очередь благодаря дефициту полиэтилена и сравнительно низкому курсу рубля. А будут ли столь же благоприятными следующие 6 месяцев?

Первое полугодие принесло хорошие барыши российским производителям в первую очередь благодаря дефициту полиэтилена и сравнительно низкому курсу рубля
Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕВРОПА ПЕРЕХОДИТ В АТАКУ

Есть высокая вероятность, что отечественным игрокам придется поумерить аппетиты и подвинуться по марже. В июле европейские производители полиэтилена пошли на дальнейшее снижение экспортных цен полимера для рынков стран СНГ, сообщается в ценовом обзоре ICIS-MRC. Участники рынка констатируют дальнейшее (третий месяц подряд) снижение экспортных цен у европейских производителей, вопреки росту стоимости этилена. Что ж, нормальная практика для захвата новых рынков и полная противоположность местечковому «продадим так дорого, как сможем». В июле в некоторых случаях снижение цен составляло до 50 - 70 евро за тонну. Сделки на июльские отгрузки ПНД заключаются в диапазоне 1070 - 1170 евро за т на условиях поставки FCA (Free Carrier — обязательство продавца считается выполненным, когда он поставляет товар после его таможенного оформления в режиме экспорта перевозчику, назначенному покупателем, в указанном месте). Переговоры относительно поставок на этих условиях трубного черного ПЭ100 в июле велись в диапазоне 1280 - 1320 евро за тонну.

Не исключено, что если Старый Свет продолжит ужиматься в наценке, на аналогичные меры придется пойти и россиянам. Впрочем, пока речь идет только об одном, хотя и ключевом для КОСа сегменте. Серьезность угрозы зависит от настроя европейских производителей, которые в борьбе за рыночную долю могут пойти на принцип, как это уже случилось на нефтяном рынке, где два года назад Саудовская Аравия решила вернуть утраченные позиции.

Позиции местных игроков (пока мы не рассматриваем протекционистские меры) защитит разве что плавающий курс рубля — при плохой для отечественной валюты конъюнктуре, разумеется, а с просьбами не дать рублю слишком укрепиться к президенту и правительству РФ уже обращались многие отечественные производители.

Одной из главных причин невозможности наращивать объемы и на полную мощность загрузить производственные мощности на КОСе называют нехватку сырья Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗАМОРОЖЕННАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

Что касается закупок сырья, то в последнем квартальном отчете за январь-март текущего года, в отличие от прошлогодних, не уточняются доли основных поставщиков: «Газпрома» (основной поставщик этана), «Нижнекамскнефтехима» (пропан-бутан, этилен) и «Татнефти» (этан). Напомним, что по итогам 9 месяцев 2015 года доля «Газпрома» в поставках сырья составляла 37%, НКНХ — 13% и «Татнефти» — 15%.

Также в текущем году не уточняются детали по динамике стоимости сырья, отмечается только подорожание этана и бензола и удешевление этилена.

С учетом доли сырья (60%) в основных издержках, сохранения объемов производства и фактической заморозки себестоимости (всего плюс 1,5% до 20,8 млрд. рублей) существенного подорожания сырья зафиксировано не было.

Напомним, одной из главных причин невозможности наращивать объемы и на полную мощность загрузить производственные мощности на КОСе называли как раз нехватку сырья. В первую очередь речь шла про этан, поставки которого Газпром не спешит наращивать, и приоритеты «национального достояния» понять можно — у него есть свой потребитель, «Газпром нефтехим Салават». По словам президента РТ Рустама Минниханова, часть сырьевого обеспечения для КОСа возьмут на себя новые мощности ТАНЕКО. Также он пообещал «работать с другими поставщиками», уточнив, что у республики «есть некоторые планы по обеспечению сырьем».

ИЗ СПАСЕННЫХ — В СПАСАТЕЛИ

Заканчивая разбирать отчет КОСа, отметим хорошую динамику по полученным и выплаченным компанией процентам. Выплаты сократились на 272 млн. рублей до 407 млн. рублей, для чего есть все основания. Ведь краткосрочные кредиты уменьшились за 12 месяцев на 300 млн. рублей до 3,9 млрд., а долгосрочные — на 4 млрд. рублей до 3,9 млрд. на 30 июня 2016 года. При желании КОС может легко покрыть все займы за счет полугодовой чистой прибыли, даже после вычета 30% дивидендов, хотя вряд ли сами кредиторы обрадовались бы такому повороту — каждый надежный заемщик сегодня у банкиров наперечет.

Напомним, что основной долгосрочный займ в свое время был предоставлен предприятию Сбербанком. В кризисном 2009 году первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев лично лоббировал реструктуризацию долгов КОСа, стараясь избежать допэмиссии акций в пользу ВТБ и одного из главных игроков нефтехимической отрасли — «Сибур холдинга», подконтрольного Леониду Михельсону.

Сегодня же владельцы КОСа если и вспоминают 30 млрд. рублей удушающего долга 2009 - 2010 годов, то лишь как страшный сон — за последние 5 лет эта нагрузка полегчала в 3,8 раза.

В свою очередь, полученные заводом проценты выросли на 278 млн. рублей до 797 миллионов. Если взять сальдо выплаченных и полученных процентов, то разница окажется в пользу КОСа — плюс 390 млн. рублей. А с учетом того, что КОС в июле вложил 4 млрд. рублей в виде субординированного депозита в капитал Татфондбанка, объем полученных процентов должен увеличиться.

Резюмируя сказанное, сделаем вывод, что пока серьезных рисков снижения цен на полиэтилены не просматривается, можно ожидать очередных рекордов по объему выручки и прибыли КОСа. В то же время темпы роста показателей могут существенно замедлиться.

==table1274==