ПОКА ЭТОМУ МЕШАЕТ НЕРАЗВИТАЯ ИНФРАСТУКТУРА ГАЗОВЫХ ЗАПРАВОК

Президент РТ Рустам Минниханов вчера в Набережных Челнах побывал на производственных объектах, выпускающих автомобильную технику для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, осмотрел камазовские грузовики и автобусы, переоборудованные под работу на бытовом газе. Причем отметил большую экономическую выгоду и экологическую эффективность от перехода с дизельного топлива на газ. За тем, как Рустам Минниханов изучал особенности работы техники, наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».

СНАЧАЛА ДОРОГО, ПОТОМ ДЕШЕВО

Перед выездным заседанием правительства Татарстана по проблемам ЖКХ, которое проходило вчера в автограде, президент РТ Рустам Минниханов вместе с председателем Госсовета РТ Фаридом Мухаметшиным и премьером Ильдаром Халиковым посетил две челнинских компании, так или иначе связанных с проблемами энергозатрат и ресурсоэффективности. На первом из них, в ООО "РариТЭК", президента познакомили с образцами техники, работающей на газовом топливе. Какую-то технику президент РТ оценил на глаз, а в один автобус даже зашел лично, чему-то сильно удивившись...

Удивление объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный конструктор компании Сергей Селиванов: «Это не новый автобус, а 2004 года выпуска, наработал аж 200 тысяч километров. Но прошел капремонт, и мы полностью его переоборудовали под газовое топливо».

Гендиректор ООО «РариТЭК» Рафаэль Батыршин все время визита пытался «продать» свои услуги правительству РТ, говоря об итоговой многолетней экономии, – хотя начальная стоимость техники превышает стоимость обычных машин (о чем Рустам Минниханов ему в конце концов мягко напомнил).

ЕВРО-4 ЗА МЕНЬШИЕ ДЕНЬГИ

Заинтересовало президента, прежде всего, то, что на газ можно перевести и спецтехнику для коммунальных услуг, а «перестройка» обычного двигателя в газовый – соответствующий стандартам евро-4 – в конечном счете стоит дешевле, чем попытка приблизиться к стандарту евро-4 на основе дизельных двигателей.

Компания «РариТЭК» предложила республике закупить 100 мусоровозов на газовом двигателе (520 млн. рублей экономии за 10 лет), 100 спецавтобусов для Универсиады (420 млн. рублей экономии) и целую программу «Энергосбережение через мини-ТЭС», приносящую потребителю 700 тыс. рублей экономии в год.  Минниханов обещал подумать, и дал поручение премьер-министру  проработать возможность использования газовых двигателей в хозяйстве республики.

В ТАТАРСТАНЕ ГАЗОВУЮ ТЕХНИКУ НЕ БЕРУТ

Как заявил гендиректор ООО «РариТЭК»  журналистам, сам сервисный центр по обслуживанию газовых "КАМАЗов" открыт «по поручению главы КАМАЗа Сергея Когогина» в 2007 году. С 2008 года в РариТЭК приступили к производству автомобилей с газовыми двигателями экологического стандарта евро-4. И хотя газовое топливо стоит в три раза дешевле дизельного, Батыршин признался, что пока в Татарстане компания ничего продать не сумела, – хотя в настоящее время производит технику для коммунальных, дорожных и строительных службслужб, а также пассажирские автобусы.

Однако в компании надеются, что какие-то кардинальные изменения в менталитете чиновников и руководителей компаний, закупающих подобную технику, произойдут в следующем году. Уже сейчас готовится ряд законов и постановлений о субсидировании пользователей техники на газовом топливе. И если в России пока с применением машин на газовом двигателе дела обстоят не очень, то в Европе использование подобной техники поощряется на государственном уровне. По словам Батыршина, если владелец машины на газовом топливе устанавливает надпись «Я еду на газе», – ему дают субсидию в 500 евро. К сожалению, в нашей стране такого денежнего стимула нет.

250 ЗАПРАВОК НА ВСЮ СТРАНУ

Ограничивает возможность использования газовых двигателей на госслужбе и неразвитая инфраструктура. Сейчас в стране всего 250 метановых заправок, к тому же зачастую расположенных далеко от автовладельцев. Поэтому производители газовых двигателей предлагают внедрять модульные заправки, которые могли бы заправлять везде, где есть доступ к бытовой и магистральной газовой сети и источнику электроэнергии. Впрочем, для установки одной такой заправки для обслуживания 50 единиц техники необходимо 10 млн. рублей. Президент РТ заметил, что это дороговато. В компании поспешили ответить, что, в принципе, такие заправки обязан устанавливать сам Газпром. Собирается ли заняться этим в ближайшем будущем крупнейшая газовая компания страны, впрочем, неизвестно.

«ГАЗОВЫЕ АВТОБУСЫ» ДЛЯ УНИВЕРСИАДЫ

 Минниханов признал, что техника на газовом топливе могла бы сэкономить бюджету РТ немалые деньги. «Газовые системы двигателей дают колоссальный эффект экономии, – заявил президент позже, уже на заседании кабмина РТ по вопросам ЖКХ. – КАМАЗ готов производить газовые двигатели, соответствующие экологическим стандартам евро-4. Стоимость газа на заправке в два раза дешевле дизельного топлива, а если установку по заправке ставишь у себя, то топливо будет обходиться вообще в четыре-пять раз дешевле».

В числе приоритетов президент РТ назвал внедрение техники, работающей на газе, в сельском хозяйстве и «газовые автобусы» для Универсиады: «Мы сейчас посчитаем себестоимость установки двигателей. КАМАЗ, кроме того, сделал и газовые двигатели, которые можно устанавливать в котельных, что даст в два раза более дешевую электроэнергию, чем на рынке. Раз технологии позволяют так экономить, мы должны иметь целую программу по этой теме».

Обратил президент РТ внимание и на инновации в супермаркете «Эссен», где были установлены современные газовые поршневые машины, которые, по словам  Минниханова, позволяют получить не только электроэнергию и тепло, но и холод. В перспективе подобные инновации могли бы дать положительный экономический эффект и на республиканском уровне.

Сергей Афанасьев
Фото и видео автора