Сегодня 10 российских СМИ с общей аудиторией свыше 6 млн. человек объявляют о создании общественного комитета #СтопВарламов (stopvarlamov.ru). Его цель — положить конец нечистоплотному бизнесу известного блогера Ильи Варламова. Журналисты призывают своих коллег присоединиться к бойкоту информационных поводов, создаваемых блогером, который превратил злоупотребление авторскими правами в постоянный источник заработка.

К настоящему моменту от имени Варламова подано не менее 33 исков, в которых он требует взыскать в общей сложности 11,4 млн. рублей за перепечатку фотографий из его блога. Среди ответчиков не только региональные, но и федеральные СМИ — ВГТРК, РБК, «Комсомольская правда» и т. д. Количество и сумма исков продолжают расти.

В подавляющем большинстве случаев претензии касаются публикаций, освещающих деятельность самого Варламова. Как правило, блогер, известный в качестве общественного деятеля, учредителя фонда «Городские проекты», приезжает в региональные центры и критикует (или наоборот хвалит) местные власти, аргументируя свои заявления фотоснимками. После отъезда столичной знаменитости СМИ, освещавшие это событие, получают иски, в которых ИП Варламов уже как «профессиональный фотограф» требует компенсации — по 10 — 20 тысяч за каждую опубликованную фотографию из своего блога.

Изобретательность блогера не знает границ. К примеру, в Омске пострадали СМИ, разместившие новости о том, что Варламов назвал в честь их города котенка. «Он сыграл на чувствах омичей. Он создал информационный повод, мы обязаны были об этом написать. А как можно писать, что какой-то Варламов назвал кота Омском, и самого кота не показывать? Для читателя в этом новость и заключается. Естественно, мы поставили фото со ссылкой», — рассказывает президент омского издательского дома «ТРИЭС» Сергей Сусликов. С омских журналистов блогер требует 270 тыс. рублей.

Под угрозой также интернет-СМИ, размещающие пользовательский контент.

По свидетельству главного редактора тверского издания ТИА (Tvernews.ru) Натальи Сердобинцевой, на их сайте якобы от имени читателя были размещены новости, содержащие фото Варламова. «Сейчас мы понимаем, что, скорее всего, народная новость была нам прислана намеренно, чтобы потом подать иск в суд», — считает Сердобинцева. В общей сложности Варламов отсудил у сайта 230 тыс. рублей.

Сам блогер утверждает, что якобы не против использования своих снимков — надо только спросить у него разрешения. Однако даже в этом случае никаких гарантий нет: «Единственное его условие было в том, чтобы журналисты просили разрешения, чем мы каждый раз и занимались. Чисто по-человечески мы его понимали, писали, спрашивали, можно ли нам взять фотографии. Он отвечал: „Ну да, конечно. Берите“. Мы прекрасно понимали, что юридической силы не имеют вот эти наши разговоры. Но вот такие мы простые люди — мы надеялись, что живем в одной стране, и в этой стране принято слово держать. Потом прилетели иски…» — вспоминает Дмитрий Шлыков, главный редактор екатеринбургского портала «66.ру», с которого Варламов требует 550 тыс. рублей.

Между тем российское законодательство, в частности, ст. 1274 ГК РФ достаточно четко защищает право СМИ без согласия автора и выплаты ему вознаграждения цитировать те или иные произведения с информационными, критическими и полемическими целями, доводить до всеобщего сведения увиденное или услышанное журналистами при освещении текущих событий. Однако неоднозначная трактовка этих положений судами сплошь и рядом создает опасные прецеденты, ограничивающие свободу слова и распространения информации.

«Мы уважаем право профессиональных фотографов, стрингеров получать вознаграждение за использование их снимков в качестве иллюстраций. Но случай Варламова совершенно из другой оперы. Видимо, понимая, что за деньги его фото почти никому не нужны, он создал целый конвейер для монетизации своего блога через провокации и суды, — убежден шеф-редактор газеты „БИЗНЕС Online“ Алексей Брусницын. — К сожалению, пример может оказаться заразительным. В век соцсетей СМИ постоянно цитируют резонансные высказывания, фото и видео из блогов публичных персон. Это наш профессиональный долг. Если же суды будут идти на поводу у Варламова, завтра Дмитрий Медведев, Алексей Навальный или Ксения Собчак могут запросто разорить все СМИ страны». С татарстанского издания, выступившего одним из инициаторов создания комитета, Варламов требует свыше 1,2 млн. рублей — в основном за публикации о его визитах в Казань и Уфу.

Помимо организации бойкота, который, разумеется, не касается распространения информации о нечистоплотной деятельности Варламова, общественный комитет ставит перед собой следующие задачи:

— предупредить коллег из других региональных СМИ о том, какими последствиями чревато освещение деятельности Варламова;

— предоставить юридическую помощь СМИ, ставшими жертвами абсурдных исков;

— добиться принятия на уровне высших судебных инстанций таких разъяснений правоприменительной практики, которые сделают невозможным злоупотребление авторским правом со стороны публичных персон, при необходимости инициировать внесение соответствующих поправок в законодательство.

Более подробная информация, а также последние новости кампании #СтопВарламов доступны на сайте stopvarlamov.ru