ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «АК БАРС» СДЕЛАЛА СТАВКУ НА МОРСКИЕ ПАССАЖИРСКИЕ ТЕПЛОХОДЫ ДЛЯ БУДУЩЕЙ ОЛИМПИЙСКОЙ СТОЛИЦЫ
На ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» в пятницу торжественно заложили судно проекта А145. С ним связывают новую эпоху в истории предприятия, которое вчера еще и отметило 115-летие, в конце концов, морских скоростных пассажирских судов в Зеленодольске до сих пор не делали.
ХВАТИТ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Впервые зеленодольцы закинули удочку в Сочи в 2007 году, когда на проходившем в этом городе международном инвестиционном форуме татарстанские корабелы представили ближайшего родича А145 – проект А45, разработанный петербургским ОАО «Агат Дизайн Бюро». На сегодня в Зеленодольске сделано пять таких теплоходов (причем четыре из них – в 2008-2009 годах) для дальневосточных речников, что автоматически вывело завод им. Горького в лидеры – это единственная судостроительная верфь России, работающая на скоростное пассажирское судостроение. Сильный козырь – программы в этой области ныне объявлены государством приоритетными.
Далее, по словам председателя совета директоров ОАО «АК БАРС» Банк Роберта Мусина, между ним и генеральным директором ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (она владеет 74,99% акций завода им. Горького) Иваном Егоровым произошла беседа следующего содержания: «Иван Михайлович пришел ко мне и сказал: «Сколько угодно можно проводить маркетинговые исследования, но мы должны совместно с нашими питерскими коллегами строить эти новые корабли. Они будут востребованы».
Ясность была достигнута на сочинском инвестиционном форуме этого года.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор завода Ренат Мистахов, на прошедшей в рамках форума встрече президента ТРТ Рустама Минниханова и губернатора Краснодарского края Александра Ткачева было решено, что «эти корабли очень нужны»: «Было принято решение. Нам пошел навстречу Ак Барс Лизинг, мы начинаем строить эти корабли. К сентябрьскому международному форуму, который пройдет в Сочи в 2011 году, будет два судна проекта А145. Вообще же, думаю, будет серия таких судов, поскольку они очень востребованы, благодаря своим техническим и экономическим характеристикам».
СПЕЦИАЛИСТЫ ЕЩЕ СОХРАНИЛИСЬ
Мнение гендиректора поддержал Мусин, заявивший, что заложенное судно – «только первая ласточка»: «Надо выходить на двенадцать кораблей в год». По всей видимости, имелись в виду именно скоростные пассажирские суда. Примерно столько на заводе выпускалось в благословенные советские времена, которые усиленно вспоминались на торжественном мероприятии.
Всего в достроечно-стапельном цехе №25, специализирующемся на постройке судов из белого металла, где и заложили головной А145, было сделано 300 «Метеоров». Начальник цеха Сергей Макаров рассказал «БИЗНЕС Online», что заводчан радует продолжение традиции строительства судов из алюминиевых сплавов, и специалисты еще сохранились: «У нас есть специалисты, правда, не сказать, что в достаточном количестве, поскольку кризисные годы немного выпали из производства. Чтобы сохранить специалистов осваивали конструкции из черного металла. Но есть старый контингент работников, которые, уверен, научат молодежь. На будущее очень много предложений, заказчиков на такие суда». По словам Макарова, головное судно будет строиться 8 - 9 месяцев, а последующие - быстрее.
В востребованности А145 заверил и вице-президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Анатолий Тюков: «Очень приятно, что ваши руководители приняли мудрое решение, и сегодня закладывается новое судно, которое так необходимо России». Заинтересованность столицы зимних Игр-2014 в А145 выразил заместитель начальника управления по курортному делу и туризму администрации Сочи Алексей Грачев.
КАСПИЙСКИЙ ДОЛГОСТРОЙ
Выступая на церемонии, вице-президент ОСК с некоторым сожалением напомнил, что зеленодольский завод все еще не входит в корпорацию. Напоминание интересно тем, что в июне во время визита на предприятие президента ОСК Романа Троценко Минниханов заявил, что принадлежащие правительству РТ акции зеленодольского завода в количестве не менее блокирующего пакета (у правительства РТ 25% + 1 акция) будут переданы ОСК в этом году. Ход процесса передачи связывался с подготовкой трехстороннего (между ОСК, правительством РТ и холдинговой компанией «Ак Барс») соглашения по механизму совместного управления заводом. Ожидается, что взамен на акции Татарстан получит долю в уставном капитале корпорации. По всей видимости, не все гладко. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о перспективах вхождения предприятия в ОСК, Мистахов заметил, что «работа ведется»: «Сегодня в наш совет директоров вошли вице-президент ОСК Анатолий Павлович Тюкови руководитель направления внешнеэкономической деятельности ОСК Владимир Викторович Белуков». Но никаких сроков пока нет: «Идет обсуждение вопроса о вхождении с учетом акций».
Напомним, что во время визита в Зеленодольск президент ОСК заявил о разработке комплексной программы модернизации входящих в корпорацию предприятий, в том числе и зеленодольского: «Мы не заинтересованы оставлять на заводе имени Горького все так, как есть». Троценко пояснил, что речь идет и об увеличении процента гражданской продукции: «71 процент продукции завода - военное кораблестроение, доля которого должна сократиться».
Кстати, как рассказал «БИЗНЕС Online» Мистахов, два проходящих ныне испытания на Балтийском море фрегата «Гепард» уйдут к заказчику – ВМС Вьетнама – зимой и весной. Но, что самое интересное, во втором квартале 2011 года на воду будет спущен главный долгострой (не по вине предприятия) завода – фрегат «Дагестан», заложенный еще в 1988 году и предназначенный для Каспийской флотилии.
Тимур Латыпов
Фото газеты «Зеленодольская правда»
Справка ОАО «Зеленодольский завод им.Горького». В 1895 году по решению министерства путей сообщения в Паратском затоне были основаны судоремонтные мастерские. В 1918 году они были преобразованы в Волжский автономный судостроительный механический завод московского комиссариата, который в 1922 году получил название «Красный металлист». В 1932 году заводу присвоено имя Горького. В 1943 году за успехи по выпуску боевой техники и боеприпасов завод награжден переходящим Красным знаменем Государственного Комитета Обороны, а в 1966 году - орденом Трудового Красного Знамени (за заслуги в создании и производстве новой техники). За 115 лет заводом построено около полутора тысяч военных и гражданских судов для ВМФ СССР и России, а также ГДР, Югославии, Ливии, Египта, Сирии, Китая, Вьетнама, Кубы, Алжира. Сегодня завод строит фрегаты, малые ракетные корабли, быстроходные теплоходы, суда транспортного флота. На заводе создается судоремонтное предприятие. Другие направления производства - машиностроение, металлургия, мостостроение. Цех титанового литья - один из крупнейших в мире по производству фасонных титановых отливок судостроительной, авиационной, аэрокосмической, нефтегазодобывающей промышленности. На заводе утверждена программа поэтапного техперевооружения производственных фондов. Основной объем работ по техническому перевооружению намечен на 2011 - 2013 годы. А145. Разработка - ОАО «Агат Дизайн Бюро» (Санкт-Петербург). Судно предназначено для перевозок пассажиров по прибрежным морским путям на линиях протяженностью до 200 миль. Водоизмещение – 80 тонн, дедвейт – 16 тонн, скорость – не менее 40 узлов, пассажировместимость – 150 человек. Движительный комплекс состоит из двух движителей ВД-525М производства завода им. Горького. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.