.

1. НОВЫЙ ФОРМАТ ГОРОДСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ КАЗАНИ

Окончательно сформировалась программа Дней уличных искусств в Казани, которые нас ожидают в ближайшие субботу и воскресенье. Новый для столицы Татарстана формат городского мероприятия стартует 13 августа в 11:00 и продлится до позднего вечера 14 августа. При этом художественные инсталляции, одна из фишек будущего культурного события, будут доступны для зрителей круглые сутки. Все будет происходить в четырех парках центра Казани: Лядском саду, сквере Баки Урманче, саду «Эрмитаж», Фуксовском саду, а также на улицах, перекрестках и в других местах неподалеку от этих парков. Вход абсолютно свободный.

Как уже рассказывал «БИЗНЕС Online», ради Дней уличных искусств «поженились» фонд поддержки современного искусства «Живой город» и центр современной культуры «Смена», которые обещают публике яркий коктейль из совершенно разных как эстетически, так и идеологически мероприятий.

2. ЛЯДСКОЙ САД — ГЛАВНАЯ ТОЧКА ПРИТЯЖЕНИЯ

Главной площадкой Дней уличных искусств станет Лядской сад. К примеру, здесь неподалеку от фонтана расположится музыкальная сцена фестиваля. 13 и 14 августа — с 11:00 до 22:00 — на этой площадке прозвучат камерные оперы в исполнении симфонического оркестра, легкий джаз, татарские народные песни и неординарный диджей-сет из раритетных татарских треков, этнобарабаны, терменвокс, виброфон и­ многое другое.

На лужайке у входа со стороны перекрестка Горького — Муштари состоятся постановки театров «Птица» (Ижевск) и «Бродячий Вертеп» (Москва), музыкальные перформансы в исполнении Изабель Базэн (Лион, Франция), экс-бас-гитариста группы «Аквариум» Андрея Светлова (Санкт-Петербург­) и многое другое. В течение дня в Лядском саду можно стать зрителем спектакля «В розовом» (Казань) режиссера Регины Саттаровой и принять участие в семейном квесте «Папа, мама и я».

3. УЛИЧНЫЙ ТЕАТР ОТ ПРОФИ ИЗ ЛАТВИИ

Здесь же, в Лядском саду, а также рядом с другими площадками Дней уличных искусств пройдет серия театральных перформансов и хэппенингов, созданных в лаборатории уличного театра под руководством латвийского режиссера Виктора Янсона, профессионально занимающегося этим видом театрального искусства.

«Что происходит сейчас: мы выбираем реквизит, встречаемся, опять начинаем ходить по саду и проверять. Даже немножко репетировать в тех локациях, которые мы выбрали: это деревья, решетки, элементы зданий, которые окружают Лядской сад, — рассказывает «БИЗНЕС Online» Янсон, с которым сейчас работает два десятка молодых казанских артистов. — Чего ждать? Событий! Если человек предупрежден и подготовлен, для него это уже не будет событием и он будет ожидать от встречи уже каких-то классических взаимоотношений. Поэтому я ни за что не буду раскрывать интригу. В разное время в пространстве Лядского сада и вокруг, на нескольких улицах вправо-влево от сада что-то будет возникать. Бежать и смотреть это всем одновременно не надо, пусть­ это будет подарком тем, кто случайно оказался рядом».

4. О «КАЗАНСКОМ ФЕНОМЕНЕ» И НЕ ТОЛЬКО

Молодые художники школы фотографии и мультимедиа им. Родченко при поддержке Department of Research Arts — подразделения московской галереи «Триумф» — в саду Баки Урманче представят проект «Контуры. Смена × Research_Arts» об истории, культуре, повседневности Казани и Татарстана.

«Будут представлены работы 10 художников школы фотографии и мультимедиа имени Родченко (мастерская Владислава Ефимова), — говорит Наиль Фархатдинов, один из кураторов выставки. — Все они формально объединены одной темой — это Казань и Республика Татарстан, ее особенности и то, как художники увидели регион в рамках экспресс-резиденции и последующей работы. Название выставки — «Контуры» — отсылает к идее принципиальной невозможности ухватить региональную специфику. Выставка «Контуры», таким образом, размечает пространство сквера Баки Урманче в соответствии с теми очертаниями, которые стали ключевыми для художников. Это такие темы, как прошлое и будущее, образы которого конструируются в регионе, сочетание современной и традиционной культур в архитектурном обновлении Казани, культурная идентичность места, природа как точка сборки традиционности и современности, а также влияние пространства на зарождение городских преступных сообществ».

«Разумеется, это не цельная и не противоречивая краеведческая картина региона, а скорее набор контуров, наложение которых может дать неожиданный эффект и заставит увидеть в регионе и культуре то, что остается вне традиционного краеведческого взгляда, — считает Фархатдинов. — В этом смысле проект открыт для возможных интерпретаций и предполагает активное участие аудитории».

5. КАК ОДИН НЕУДАЧНЫЙ ВЫСТРЕЛ СДЕЛАЛ ПЕШКОВА-ЧИТАТЕЛЯ ПИСАТЕЛЕМ ГОРЬКИМ

Одним из главных героев Дней уличных искусств станет известный казанский художник Ильгизар Хасанов. В саду «Эрмитаж» и Фуксовском саду он представит зрителям инсталляции, посвященные двум историческим сюжетам, связанным с Казанью, — неудавшейся попытке суицида молодого Максима Горького («Горькая лавка») и увлечению Велимира Хлебникова орнитологией («Птицы»).

«Горькововедом я стал невольно, когда работал над проектом музея Горького, — объясняет нашей газете свой интерес к теме Хасанов. — Я знал, что он хотел рассчитаться с жизнью именно в Казани, потому что не мог поступить учиться, устал от жизни, да еще и барышня отказала ему во внимании. В результате он купил барабанный револьвер и выстрелил в себя. Но его спас хороший человек — сторож-татарин, который охранял Троице-Феодоровский монастырь. После этого Горький уехал в Нижний Новгород и практически сразу стал там публицистом, а потом писателем».

В чем же суть проекта? «Идея моего объекта в том, что один выстрел сделал Пешкова-читателя писателем Горьким. Причем лавка будет примерно в том же месте, где произошла попытка самоубийства — рядом с Фуксовским садом. В лавку вмонтирован револьвер, а в конце траектории пули — книга „Мои университеты“, одно из первых изданий, с портретом Горького; в середине — сама пуля», — интригует художник.

6. ТЕКСТЫ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА НА КРОНАХ ДЕРЕВЬЕВ В САДУ «ЭРМИТАЖ»

В саду «Эрмитаж» публику ждет оригинальное знакомство со знаменитым футуристом Велимиром Хлебниковым, чья юность также была связана с Казанью.
«Когда я столкнулся с поэзией Хлебникова в юности, мне было сложно, но интересно. Высказываться о нем всегда трудно, потому что это не обыденный поэт, а новатор, для его восприятия надо понимать контекст, — вспоминает художник Хасанов. — Я стал думать о произведении, которое рассказывало бы о Хлебникове, и у меня родилась простая идея. Живя в Казани, он увлекался орнитологией, слушал пение птиц и пытался записывать их язык. Мне показалось, что его строки на „птичьем языке“ было бы интересно показать самим птицам. Заодно и люди смогут прочесть, потому тексты будут висеть в кронах деревьев в саду «Эрмитаж».

7. ПЛАКАТЫ РАССКАЖУТ О КУЛЬТУРНЫХ ФЕНОМЕНАХ КАЗАНИ

У входа в Лядской сад со стороны пересечения улиц Горького и Гоголя разместится также экспозиция по результатам международной резиденции плакатного дизайна. Зрители увидят несколько десятков плакатов к культурным мероприятиям, домам-музеям и культурным феноменам региона. Например, среди тем — музей Гражданской войны в Свияжске и дом-музей академиков Арбузовых, судьба Мергасовского дома и история татарской письменности.

«Выставка итогов резиденции плакатного дизайна работает сразу с несколькими важными для современного краеведения темами, — рассказывает «БИЗНЕС Online» арт-директор «Смены» Кирилл Маевский. — Первая — это попытка поговорить со зрителем на языке современного мира о довольно консервативных домах-музеях Казани, которые сегодня не получают должного внимания, несмотря на содержащуюся в них историко-культурную ценность. Их „тихая“ жизнь во многом влияет на развитие казанской музеологии, местами идущее вразрез с принципами существующей научной дисциплины».

«Во втором блоке плакаты представляют актуальные события сегодняшнего дня как потенциальное завтрашнее краеведение — это попытка дать культурно-историческому знанию о регионе обратную перспективу, — продолжает Маевский. — Такой экспериментальный ракурс — попытка разглядеть в том, что Джон Сибрук назвал „информационным шумом“, важные актуальные городские события и посмотреть на них как на то, из чего складывается будущий архив, равно предмет исследования и изучения их роли в истории Казани. Эта выставка не манифест или рекламная кампания институций и событий города, а предложение посмотреть на сегодняшний день с позиции того, что из него будет передано будущему в качестве исторического источника, попробовать предвосхитить то, что потомки узнают о нашем настоящем».

.
Фото: inkazan.ru

8. РАЗГОВОРЫ О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО

В сквере Баки Урманче горожане смогут увидеть результаты резиденции режиссеров-документалистов, тема которой звучит как «Профессия — экскурсовод». В Дни уличных искусств авторы представят не завершенные картины, а черновой монтаж­ работ, с тем чтобы получить обратную связь от зрителей. Поэтому после самих показов вечером в субботу и воскресенье зрителей ждет дискуссия с режиссерами Михаилом Колчиным, Ариной Аджу, Натальей Касьяновой.

9. КАМЕРНЫЕ ОПЕРЫ ОТ SFORZANDO

Едва ли не главным событием на концертной площадке в Лядском саду обещают стать три камерные оперы, которые представит фонд Sforzando. «Это будет показ трех камерных опер на открытом воздухе с молодежным симфоническим оркестром Sforzando. Это будут новые постановки. Более того, оперу „Телефон“ Менотти никогда в Казани не ставили с оркестром. Очень интересная у нас будет постановка с современной хореографией „Бастьен и Бастьенна“ Моцарта. А также „Береника“ молодого казанского композитора Ляйсан Абдуллиной по произведениям Эдгара По. И вообще, камерные оперы на свежем воздухе — такое не каждый день встретишь. Мы делаем подобный эксперимент», — рассказал «БИЗНЕС Online» директор фонда Данияр Соколов.

«Это будут настоящие спектакли: с декорациями, со светом. Все как положено, как это должно быть в оперном театре. Не в таком масштабе, конечно, но на то они и камерные. Поэтому в каждой опере два-три действующих лица, небольшой состав оркестра, но он симфонический, хоть и маленький», — добавляет наш собеседник.

10. СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА

Дни уличных искусств в Казани не предполагают возрастных ограничений. Они включают в себя и специальную детскую программу для самых маленьких — от 0 до 7 лет: бэби-сторителлинг, игровые и художественные мастер-классы. На детской площадке Лядского сада выступят знаменитый театр Leo’s marionette show (Санкт-Петербург), человек-оркестр Владимир Нахимов (Санкт-Петербург), а также театры «Птица» и «Бродячий Вертеп».