«Я МЕЧТАЮ, ЧТОБЫ ТАКУЮ КАРТИНУ СДЕЛАЛИ О ХРИСТЕ»

Когда недавно в Москве Никита Михалков увидел этот фильм, он воскликнул, что это шедевр, и добавил: «Честно скажу, я мечтал бы, чтоб такую картину сделали о Христе». Он также признался, что при просмотре фильма у него несколько раз на глазах наворачивались слезы. Речь шла о работе иранского режиссера Маджида Маджиди «Мухаммад — Посланник Всевышнего». На этой неделе в Казани в кинотеатре «Мир» состоялся закрытый показ фильма, устроенный специально для организаторов XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который по традиции пройдет в начале сентября. Мне посчастливилось быть среди тех нескольких человек, кто оказался на этом закрытом спецпоказе.

Михалков был прав. Это действительно шедевр. Масштабная эпическая картина про пророка Мухаммада. Иранские кинематографисты вновь закрепили за собой статус одних из лидеров мирового кино и абсолютных кинолидеров в исламском мире.

Фильм про Пророка снимать тяжело. Его имя свято для более чем миллиарда человек на земле. И здесь недопустимы какие бы то ни было вольности. Однако режиссер усложнил себе эту и без того сложную задачу: он ограничил свое киноповествование о Пророке периодом его детства, которое не отличается большим изобилием зафиксированных событий. И надо сказать, что он справился со своей задачей мастерски: трехчасовой фильм смотрится на одном дыхании. При этом режиссер достаточно скрупулезно следует историческому материалу. Он берет зрителя не спецэффектами, не авторским прочтением, как это было, например, в фильме «Ной» Даррена Аронофски, а тем, что умело погружает зрителя в атмосферу эпохи Пророка, атмосферу беспредельной любви и безграничного милосердия.

Любовь и милосердие. Казалось бы, скучный морализаторский нарратив, от которого тянет зевнуть. Но только не в работе Маджиди. Он делает со зрителем что-то немыслимое. Признаюсь честно, у меня, как у Михалкова, во время просмотра тоже несколько раз наворачивались на глазах слезы. От фильма возникает такое светлое, теплое ощущение, как будто ты соприкасаешься с чем-то невообразимо прекрасным, словно внутри тебя просыпается маленький, чистый ребенок, который, как бабочка, беззаботно порхает под небосводом любви и заботы. Фильм действительно пробуждает что-то глубокое в душе, наверное, ту самую Божью искру внутри нас, которая вдохновляет быть добрее и делать мир вокруг лучше.

Сам по себе фильм очень красочный. Для его съемок было построено два кинематографических городка — древние Мекка и Медина. Колоритные исторические костюмы, панорамные съемки, до мелочей продуманные образы героев — с киношной стороны здесь не к чему придраться. Собственно, над картиной работали профессионалы высшего уровня. Сам Маджиди — номинант на премию Оскар. Музыку к фильму писал композитор «Миллионера из трущоб» индиец Алла Ракха Рахман, дважды оскароносец. Кстати, он полностью отказался от своего гонорара. «Я хотел сделать что-то от души для этого великого человека», — говорил он о Пророке, объясняя свое решение. От большей части гонорара отказался и оператор фильма, обладатель Оскара итальянец Виттторио Стораро («Последний император», «Апокалипсис сегодня»). Создатели фильма не на словах, а сердцем прониклись тем, кому была посвящена их работа. И это чувствуется в каждом кадре. Их искренность передается зрителю.

КАЗАЛОСЬ БЫ, ДАВНЯЯ ВРАЖДА ИРАНА И ИЗРАИЛЯ ПЕРЕНЕСЛАСЬ ИЗ МИРА ПОЛИТИКИ В МИР ИСКУССТВА. НО НЕТ!

Маджиди работал над фильмом 7 лет. Из них не меньше трех ушло на консультации с учеными и богословами. Он подошел к работе не только как художник, но и как мусульманин, поэтому хотел максимально точно передать образ и эпоху Пророка.

Следуя предписаниям ислама, в фильме не демонстрируется лик Посланника Всевышнего. Такой подход для мусульман является выражением высшей степени уважения к нему. Однако, будучи иранским режиссером, Маджиди получил благословение шиитских богословов на то, чтобы в кадре звучал голос мальчика, который играет Пророка. Нам также показывают этого актера со спины, его руки и волосы. Есть и другие аналогичные моменты. У нас, в суннитском исламе, так не принято, поэтому к картине не стоит подходить как к некоему учебному пособию, кинематографической хрестоматии. Она остается прежде всего художественным произведением.

Точно так же и некоторые сцены фильма были обусловлены не своей историчностью, а стремлением режиссера передать атмосферу того времени, суть происходивших тогда событий. Например, в одной из финальных сцен мы видим огромное количество учеников Пророка, которые держали в руках то ли свечи, то ли горящие лампады и все до единого были устремлены к его дому, из которого струился яркий свет. Море света, устремленного к тому, кто озарил жизненный путь бесчисленного множества людей. Эта кинематографическая метафора не для историков-буквоедов, а для тех, кто хочет погрузиться в ощущение того времени.

Или, например, в конце фильма мы видим множество рук: детских и взрослых, женских и мужских, черных и белых. И все они до единого припадают к кристально чистому источнику воды. Если говорить о фактах, то такого никогда не было. Но если говорить о сути, то это действительно то, что Пророк подарил миру.

Лично для меня оказалось неожиданностью, как иранский режиссер отразил и межконфессиональный вопрос. Одним из главных злодеев в фильме был еврей Самиул, который на протяжении всей картины вынашивал недобрые планы по отношению к будущему Пророку. Казалось бы, давняя вражда Ирана и Израиля перенеслась из мира в политики в мир искусства. Но нет! В конечном итоге раввины, еврейские мудрецы решительно осуждают действия Самиула и даже изгоняют его из своей общины. Режиссер нам как бы говорит: люди разные. И среди арабов были те, кто строил козни против Божьего Посланника, и среди евреев были такие же. Но и там, и там были люди, которые равно стремились к истине и справедливости.

Международного казанского фестиваля мусульманского кино
Кадр из фильма Маджиди «Мухаммад — Посланник Всевышнего»

Не знаю, пришлось ли Маджиди настаивать на своем режиссерском решении, есть ли в Иране идеологическая цензура, но то, что деятель искусства протягивает руку дружбы народу, чья страна находится в нескончаемом противоборстве с его страной, — это говорит о том, что перед нами Мастер с большой буквы, художник, который действительно услышал призыв Пророка и воплотил его в своем творчестве.

Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы привезти этот фильм на Казанский фестиваль мусульманского кино. Возможно, и сам режиссер согласится и сможет найти время, чтобы приехать в Казань. Бесспорно, он найдет здесь в лице татарстанских зрителей для себя много благодарных друзей, а сам фильм станет событием не только для мусульман, но и для всех любителей хорошего кино.

Вне всяких сомнений, фильм Маджиди «Мухаммад — Посланник Всевышнего» должен стать фильмом-открытием XII международного казанского фестиваля мусульманского кино. Можно сказать и иначе: быть может, все эти годы фестиваль шел в нашем городе по воле Бога лишь для того, чтобы однажды мы смогли увидеть именно эту картину. Картину о бесконечной любви и милосердии. Картину о том, что делает нас добрее и лучше.

Рустам Батыр

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции