... На протяжении двух дней «тихий центр» Казани — Лядской сад, сквер Баки Урманче, сад «Эрмитаж», Фуксовский сад — превратится в театральные подмостки, концертную площадку, галерею современного искусства, кинотеатр и прочее

«НАДЕЮСЬ, КОКТЕЙЛЬ ИЗ УЛИЧНОГО БЕЗУМСТВА И НОВОГО КРАЕВЕДЕНИЯ БУДЕТ ИНТЕРЕСНЫМ»

Сегодня в Лядском саду проходит презентация Дней уличных искусств, которые ожидают столицу Татарстана 13 - 14 августа. Полтора десятка стульев для журналистов расставили сегодня в саду у фонтана, чтобы анонсировать детали масштабного действа.

Публику ждет большое мероприятие формата, который в Казани еще не был опробован. Для его организации объединились ЦСК «Смена» и фонд «Живой город» — две самые успешные организации в части продвижения современного искусства и изменения культурного облика города. На протяжении двух дней «тихий центр» Казани — Лядской сад, сквер Баки Урманче, сад «Эрмитаж», Фуксовский сад — превратится в театральные подмостки, концертную площадку, галерею современного искусства, кинотеатр и прочее.

«Нельзя сказать, что это какой-то суперновый формат, но он как-то не практиковался в Казани», — рассказал «БИЗНЕС Online» Кирилл Маевский, арт-директор «Смены», которая впервые в таком масштабе из своего уже по-своему культового кирпичного здания на улице Бурхана Шахиди выбирается на уличные пространства. Для самой «Смены» Дни уличных искусств — это финальный аккорд фестиваля искусства и краеведения «Искра», который проходит с мая 2016 года в формате художественных резиденций, выставок и различных акций, результаты которых будут в том числе презентованы в середине августа.

«Одна из задач — соединение академического или любительского, публицистического краеведения с современным искусством. Краеведение — это одна из живых линий фестиваля», — говорит Маевский. К примеру, на фестивале публику ждут две инсталляции главного идеолога «Смены», известного казанского художника Ильгизара Хасанова. Одна из них — «Горькая лавка» в Фуксовском саду — посвящена трагическому событию, попытке самоубийства, которую совершил в Казани будущий выдающийся писатель Максим Горький. «Ильгизар исходит из того, что до попытки самоубийства Горький был читателем, а в Казани он стал писателем», — рассказывает арт-директор «Смены». Второй проект Хасанова, который можно будет увидеть в саду «Эрмитаж», не менее оригинален — он рассказывает об увлечении некогда студента Казанского университета, а впоследствии одного из основоположников русского футуризма Велимира Хлебникова, орнитологией.

Кирилл Маевский Кирилл Маевский: «Одна из задач — соединение академического или любительского, публицистического краеведения с современным искусством. Краеведение — это одна из живых линий фестиваля»

«Смена» отвечает за такую интеллектуальную составляющую всего мероприятия. Мы как «Живой город», тут у нас немного другая задача», — продолжает разговор один из соучредителей фонда поддержки современного искусства Артем Силкин. — Обычно на наши мероприятия ходит, скажем так, подготовленная публика. Здесь же мы хотели создать классическое уличное действо. Когда уличные коллективы, как раз и ориентированные на такие пространства, собираются в одном месте и день-два веселятся, шумят и радуют публику».

По словам Силкина, когда состоялась встреча со «Сменой», то были сомнения, можно ли «поженить» эти два проекта. «Надеюсь, коктейль из уличного безумства и нового краеведения будет интересным и даст ту искорку, которая привлечет народ к искусству вообще и культурной жизни», — выразил надежду в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из руководителей «Живого города» и по совместительству директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск».

«ТАКАЯ МУЗЫКА ПОДВЛАСТНА ЛЮБОМУ ЗРИТЕЛЮ, ТОЛЬКО НАДО ЕГО ПРИВЕСТИ И ДАТЬ ЕМУ ЭТО»

Между тем за еще одну фишку будущих Дней уличных искусств отвечает фонд развития исполнительского искусства Sforzando, который презентует в Лядском саду сразу три постановки камерных опер. Об этом «БИЗНЕС Online» поговорил с директором фонда Данияром Соколовым.

— Данияр, что именно фонд Sforzando собирается презентовать на Днях уличного искусства в Казани?

— Это будет показ трех камерных опер на открытом воздухе с молодежным симфоническим оркестром Sforzando. Это будут новые постановки. Более того, оперу «Телефон» Менотти никогда в Казани не ставили с оркестром. Очень интересная у нас будет постановка с современной хореографией «Бастьен и Бастьенна» Моцарта. И вообще, камерные оперы на свежем воздухе — такое не каждый день встретишь. Мы делаем подобный эксперимент.

— Еще одну оперу — «Беренику» — молодого казанского композитора Ляйсан Абдуллиной по произведениям Эдгара По казанская публика уже могла видеть.

— Да, «Беренику» зрители уже могли видеть и в «Углу», и в выставочном центре «Манеж». Но на фестивале будет представлена совершенно новая постановка.

Это будут настоящие спектакли: с декорациями, со светом. Все как положено, как это должно быть в оперном театре. Не в таком масштабе, конечно, но на то они и камерные. Поэтому в каждой опере два-три действующих лица, небольшой состав оркестра, но он симфонический, хоть и маленький.

— Насколько трудоемок и сложен сам процесс работы над таким проектом?

— Да, как оказалось, делать это очень непросто. Мы знали, что будем заниматься этим проектом еще в декабре, но многие наши ребята — певцы и музыканты — учатся в консерватории, и было элементарно трудно их всех собрать для репетиций, начать этот процесс. А он очень длительный и серьезный: разучивание партий с концертмейстером, работа с режиссером, параллельно учит оркестр, потом идут спевки, работа над хореографией...

И у нас сейчас настолько концентрированно идет репетиционный период, что я хочу сказать большое спасибо всем ребятам, которые фактически ради этого пожертвовали собственным летом. Но они, конечно, здесь получают колоссальный опыт. Здесь мы ставим три камерные оперы за два месяца. В принципе, так работает и любой оперный театр.

Для меня это тоже колоссальный опыт как для организатора, когда ты не просто собираешь музыкантов и делаешь какой-то продукт, а здесь и певцы, и режиссеры, и декораторы. Получается такой камерный, маленький, но театр. Я думаю, что это должно жить и быть интересным публике. Камерные оперы — это огромный пласт музыки, который редко где увидишь. А у нас есть в Казани для этого площадки. По сути, для этого подойдет любое достаточно вместительное помещение, где есть крыша. И даже там, где ее нет, поскольку 13 - 14 августа мы будем выступать в Лядском саду без крыши.

Вернее, крыша будет, но мы ее используем как сцену. Там декорации, там какой-то выставится свет, там происходит действие. Оркестр сидит как в яме внизу, как и положено. Поэтому, если будет небольшой дождь, то это, конечно, будет беда. Но мы надеемся, что все будет хорошо.

— Насколько обычный зритель, далекий от мира классической музыки, будет готов к восприятию этих произведений?

— Такая музыка подвластна любому зрителю, только надо его привести и дать ему это послушать. Музыка Моцарта — это очень красиво. И то, что мы делаем это на открытом воздухе и это сможет увидеть большое количество людей — это очень здорово. У некоторых людей слово «классика» ассоциируется с чем-то странным и непонятным. А почему? Да потому что молодежь этого не слышала. Конечно, не каждый влюбится в такую музыку при первом же соприкосновении, но ты хотя бы будешь уже знать, о чем идет речь.

— А условные фанаты Ахмеда Агади из числа завсегдатаев казанского оперного театра не будут разочарованы, к примеру, вокалистами?

— Не будут разочарованы. Мы зовем только самых лучших молодых ребят, у нас есть отбор. Но вы на самом деле все сами услышите.

Инна Яркова Инна Яркова рассказала, что бюджет всего мероприятия небольшой — порядка 4 млн. рублей

«У КАЗАНИ ЕСТЬ ИНТЕРЕСНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — ЗАХВАТИТЬ РЕГИОНАЛЬНУЮ НИШУ УЛИЧНОГО ФЕСТИВАЛЬНОГО ДЕЙСТВА»

Бюджет всего мероприятия небольшой — порядка 4 млн. рублей, сообщила нашей газете директор «Живого города» Инна Яркова. «Это, конечно, очень небольшие деньги. Потому что только от „Живого города“ приезжают 50 артистов и музыкантов из Питера, Москвы. А проезд до Казани и обратно — это уже полмилллиона. Так что для уличного фестиваля это очень маленький бюджет», — рассказала она «БИЗНЕС Online», но добавила, что организаторы чувствуют всестороннюю поддержку своего начинания от властей. «Исполком Казани нам очень помогает. Мы быстро получили разрешение на проведение всех мероприятий. Нам помогают с размещением рекламы в туристических местах, в общественном транспорте. То же самое о поддержке я могу сказать и о министерстве культуры Татарстана. По-моему, в этом плане у нас в городе совершенно нем проблем во взаимодействии с местными или республиканскими властями. Все работают на одно дело», — говорит Яркова.

Главным проектом «Живого города» в рамках Дней уличных искусств станет лаборатория уличного театра, которая начинает свою работу в эти дни под руководством режиссера и педагога из Латвии Виктора Янсона. Но руководители фонда поддержки современного искусства уверяют, что результаты работы лаборатории в виде перформансов, подготовленных его участниками, не будут похожими на живые статуи — излюбленное увлечение туристов в курортных городах по всему миру. «Это совершенно другие вещи. Мы рассматривали и этот вариант, но тема с живыми статуями настолько замыленная, хотя она, конечно, народ тоже веселит и радует, — рассказывает «БИЗНЕС Online» Силкин. — С другой стороны, когда ты отсматриваешь картинку с подобных фестивалей в других городах, например в Петербурге или Перми, то фотографы, которые несильно проанализировали программу и содержание мероприятий, снимают исключительно эти живые статуи. Как-будто это какой-то один человек, который перемещается из города в город, вымазав себя золотой краской. Итоговая картинка нам не дает представления о том, что же там происходило».

Виктор Янсон Главным проектом «Живого города» станет лаборатория уличного театра, которая начинает свою работу в эти дни под руководством режиссера и педагога из Латвии Виктора Янсона

«Это будет скорее что-то на стыке уличного искусства и contemporary art — это скорее перформансы, которые рождают какие-то мысли, какие-то смыслы», — добавляет соучредитель «Живого города».

Кстати, Силкин сетует на то, что в Казани есть объективные проблемы с выбором места проведения подобных мероприятий: «У нас элементарно в городе нет большого парка. К примеру, в Москве таких проблем с этим нет, там есть парковые пространства. В Лядском саду мы даже испугались поначалу, где разместить сцену, артистов — настолько немного пространства. Казани нужно развивать зеленые зоны и прекратить их точечные застройки, потому что потомки нас за это осудят».

Тем не менее, несмотря на трудности, организаторы полны решимости и даже вспоминают опыт «культурной революции» в Перми, затеянной там Маратом Гельманом, но так и не доведенной до конца. «Был такой фестиваль в Перми „Белые ночи“. Настолько он хорошо звучал. Почти все мои друзья были на этом фестивале, приезжали оттуда в полном восторге. Сейчас этот фестиваль почил в бозе по разным причинам. И у Казани есть интересная перспектива — захватить региональную нишу уличного фестивального действа. Это интересно и с точки зрения городской экономики, и туризма. Если мы поднимем этот проект и будем его проводить ежегодно, то он может стать не просто городским мероприятием, а еще одной точкой интереса к нашему городу», — уверен Силкин.

Единственное, что вызывает на данный момент опасения, — это погода. «Все зависит от погоды. Придется все радикально менять, если будет дождь», — считает Маевский. При этом арт-директор «Смены» категорически не согласен в этом случае «забираться под крышу», поскольку в таком случае рушится сама концепция Дней уличных искусств.

Впрочем, несмотря на любые каверзы небесной канцелярии, организаторы уверены, что мероприятие состоится и будет масштабным. «Мы хотим показать некие практики, которых в городе пока просто не существует, но которые легко здесь осуществить, которыми интересно и прикольно заниматься», — резюмирует Силкин.