Сергей Канавский Вопрос о ходе проекта Свияжского мультимодального логистического центра поднял исполнительный секретарь Делового совета ШОС Сергей Канавский (второй справа) Фото: Ирина Ерохина

«ЕЩЕ ПАРУ ЛЕТ НАЗАД СВИЯЖСКИЙ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗВУЧАЛ...»

Вопрос о ходе проекта Свияжского мультимодального логистического центра (СММЛЦ) поднял исполнительный секретарь Делового совета Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Сергей Канавский. Вообще-то он приехал с дипломатической целью — открыть в Казани первый международный футбольный турнир на Кубок Секретариата Делового совета ШОС, но, видимо, татарстанские правительственные и деловые круги решили получить от визита и практический выхлоп — собрали круглый стол по теме транспортного коридора Шелкового пути, частью которого, по идее, должен стать и СММЛЦ.

Напомним, логистический хаб, способный ежегодно обрабатывать до 2 млн. т контейнерных и до 10 млн. т строительных грузов, планировалось построить еще к 2015 году. На на сегодня там возвели только причальную стенку, проложили железнодорожную ветку и автодороги, а складов, грузовых терминалов и прочих функциональных зданий до сих пор нет. Первую очередь проекта, на которую государство потратило 12,5 млрд. рублей, торжественно запустили в декабре 2015 года, а теперь на месте СММЛЦ создается особая экономическая зона, куда привлекаются частные инвесторы. Пока единственным резидентом логоцентра числится «Татфлот», который контролирует Равиль Зиганшин, директор производственно-строительного объединения «Казань» — подрядчика строительства логоцентра.

«Еще пару лет назад Свияжский мультимодальный центр звучал, — отметил Канавский. — А сейчас он находится немножечко в стороне. В чем причина? В том, что запущен процесс и он ждет какого-то дополнения? Или что-то не срабатывает?»

На доброжелательный вопрос попытались ответить несколько чиновников, но удалось это, пожалуй, только бывшему замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ, а ныне управляющему партнеру компании SCM Consult Инсафу Хайруллину: «Сергей Иванович, в свое время я был первым заместителем министра транспорта Татарстана, до этого был в министерстве экономики. Мы занимались проектом СММЛЦ как особой экономической зоной еще в 2008 году. Но не случилось — по одной причине: внутренние водные пути до сих пор не открыты для иностранных судов. По идее, мы бы уже сегодня имели площадку — серьезную, работающую — если бы эти водные пути были открыты... Второй немаловажный вопрос — вопрос нашей госкорпорации „Автодор“. Уже почти что 10 лет мы никак не можем согласовать с ней маршрут, хотя вы знаете, что республика давно занимается тем, что строит платные дороги, Шали — Бавлы. У нас 95 процентов готово полностью дорожного полотна, остаются верхний асфальт, покрытие, инфраструктура. Нужно только утвердить, и госкорпорация должна сегодня с нами работать по концессии». Как напомнил Хайруллин, Китай свой участок построил еще в 2012 году, а мы до сих пор не строим. Главная причина в том, что неизвестно, как пройдет маршрут. Это и тормозит рвение инвесторов, иначе бы «мы набрали их, они бы пришли и все сделали». Третья проблема — железная дорога. «Восемь часов в сутки вагон идет, а остальное время стоит. Естественно, груз медленно двигается, а все потому, что пропускная способность станций катастрофически низкая», — отметил управляющий партнер компании SCM Consult.

Пока единственным резидентом логоцентра числится «Татфлот», который контролирует директор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин — подрядчик строительства логоцентра Пока единственным резидентом логоцентра числится «Татфлот», который контролирует Равиль Зиганшин, директор ПСО «Казань» — подрядчика строительства логоцентра. Фото: president.tatarstan.ru

КАК ОБОЙТИ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕПОНЫ: РЕЦЕПТ ДЛЯ ТАТАРСТАНА

В ответ Канавский предложил Татарстану искать пути выхода, не перекладывая ответственность на федеральные структуры: «Я не осуждаю позицию с точки зрения того, что действительно федеральные структуры должны содействовать. Там свои заморочки, свои тараканы, вы знаете, касающиеся и финансов, и согласований. Вопрос в том, что если бизнес почувствует, что будут отдача, нормальная инфраструктура, где будет представлен крупный хороший бизнес, то можно создать такую программу, в которой привлечение федеральных средств будет вторичным... Я не буду переходить на личности, но есть очень хорошая пословица: «Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет оправдания». Если не брать государственные деньги, мы имеем возможность работать более гибко, более активно с привлечением частного капитала. Мы с вами знаем, как иногда обходятся бюрократические препоны: просто людей ставят перед фактом, что существуют реальные выходы на реализацию того или иного проекта. Как только услышат, что есть интересный проект для стран-членов ШОС, хороший пример развития транспортно-логистического коридора, что из этого следует, как вы думаете? Постановление правительства. Все вопросы снимаются тут же. Но глава государства должен увидеть, что идет конкретная работа, что руководитель республики поддерживает, что он создал специальные механизмы, чтобы эта структура заработала». По словам Канавского, именно так и заработал логистический центр в Первоуральске, который не имел федеральной поддержки: «Проект получился спонтанно: люди работали, привлекая средства иностранных инвесторов, при этом Первоуральск не значился ни в одной программе! И получилось. Мы увидели взаимодействие бизнеса, который взял на себя ответственность».

Занятно было слышать такое поучение в Татарстане, который по части обхождения препон при продавливании вского рода проектов сам кому хочешь даст фору...

Между тем, как уверили Канавского сотрудники республиканских минэкономики и минтранса, работа над проектом идет полным ходом. «Инсаф Рашитович все сказал», — констатировал начальник управления стратегического развития минтранса РТ Ильнур Нурмухаметов, имея в виду сложности проекта, однако, по его словам, работа в последнее время активизируется. Дело в том, что СММЛЦ до конца 2016 года должны передать из федеральной собственности в республиканскую, сейчас минтранс еженедельно проводит совещания с Росимуществом и министерством земельных и имущественных отношений РТ, утрясая бюрократические детали. «Также мы еженедельно проводим совещания по привлечению инвесторов, — заверил Нурмухаметов. — У нас есть инвесторы: то есть мы не просто тут сидим — работаем! Также велись деловые переговоры с китайскими партнерами, но когда мы начали спрашивать, на каких условиях они готовы войти в данный проект, то они написали: готовы работать с вами, если федеральный центр выступит гарантом». По словам Нурмухаметова, участием в СММЛЦ интересовались и латыши, но вмешались европейские санкции.

«По поручению президента мы создаем территорию опережающего социально-экономического развития, позволяющую нам через преференции, которые имеют особые экономические зоны, привлекать новые компании, и проект не исключает возможностей участия логистических компаний», — напомнил замминистра экономики РТ Булат Хазиахметов.

«ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ ПОЧТИ УНИЧТОЖЕН»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты согласились с тем, что «речная» проблема весьма острая для проекта СММЛЦ, а в оценках самого факта передачи проекта на региональный уровень разошлись во мнениях.

Фоат Комаров — совладелец холдинга «СМП-Нефтегаз» (строит в РТ участок дороги Шали — Бавлы протяженностью 130 км международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай):

— Здесь комплекс проблем, и в первую очередь они связаны с речными перевозками. В Советском Союзе это был самый дешевый транспорт, поток грузов по внутренним водным путям был колоссальным! Сегодня водный транспорт почти уничтожен, поэтому говорить о том, что проблема только в маршруте Европа — Западный Китай, не совсем правильно, ведь это же логистический центр, который подразумевает комплексное использование: тут и авиасообщение, и железнодорожное, и речной путь, и автомобильный транспорт. Если говорить о проекте «Европа — Западный Китай», то в 2017 году госкорпорация «Автодор» планирует провести конкурс среди инвесторов на строительство этой дороги, наш отрезок будет учтен. Маршрут уже согласован: Санкт-Петербург — Москва (Центральная кольцевая дорога), Нижний Новгород — Казань и Кумертау — Оренбург. Официального постановления я не видел, но все этапы согласования маршрута пройдены.

Считаю, что Свияжский центр, перейдя под юрисдикцию республики, станет более привлекательным, ведь в Татарстане более прозрачные правила. Если у нас существуют какие-то договоренности, то они, как правило, выполняются. Как пример могу привести ситуацию с Турцией. Власти Татарстана не стали обострять ситуацию и принимать скоропалительных решений: турецкий бизнес как работал, так и работает в республике. И это пример стабильности и гарантий иностранных инвестиций на территории республики. Что касается инвесторов... Дело в том, что в России не созданы условия для государственно-частного партнерства. То есть почти ни в одном виде бизнеса четко прописанных правил нет. Вопрос же в гарантиях государства. А если постоянно меняются правила и подход к бизнесу как к системе жуликов... Во всем мире бизнес поддерживается государством, потому что малый и средний бизнес — становой хребет любой страны. А у нас отношение такое...

Вадим Хоменко — вице-президент Академии наук Республики Татарстан, доктор экономических наук:

— Этот проект надо рассматривать как мультимодальный центр, который стоит на перекрестке трех международных логистических транспортных коридоров: Север – Юг — речной и морской путь, Запад – Восток — сухопутный, в частности железнодорожный, путь, Европа – Западный Китай — автотранспортный путь. И потенциально большая мощность Свияжска рассчитана именно на работу трех коридоров. Но ни один из них не реализован до конца. На Севере — Юге нет потребного объема, есть ряд нерешенных инженерных проблем. Коридор Европа — Западный Китай пока не сформирован. Татарстан интенсивно идет к формированию своего участка, но ведь от нас не все зависит: коридор большой. И вопрос проходки по России через другие регионы — это вопрос Транссиба, надо вплотную взаимодействовать с РЖД. Хайруллин прав в том, что проблема должна решаться не только в Татарстане, потому что проект международного уровня. Республике без участия федеральных властей, других регионов тяжело решать такие задачи. Татарстан делает максимум из того, что может. У Свияжского центра очень большая мощность, и, чтобы ее загрузить, необходимо взаимодействие с общефедеральными организациями. Я бы подключил сюда еще международные соглашения. Надо помогать Татарстану, только так можно привлечь инвесторов.