В Арбитражном суде РТ кипят страсти, вызванные давним раздором между банкиром Робертом Мусиным (на фото) и его бывшими партнерами по ТФБ братьями Ринатом и Рашитом Губайдуллинами В Арбитражном суде РТ кипят страсти, вызванные давним раздором между банкиром Робертом Мусиным (на фото) и его бывшими партнерами братьями Ринатом и Рашитом Губайдуллиными Фото: prav.tatarstan.ru

ОТ САМОЛЕТОВ ОСТАЛИСЬ «РОЖКИ ДА НОЖКИ»

В Арбитражном суде РТ снова кипят страсти, вызванные давним раздором между банкиром Робертом Мусиным и его бывшими партнерами по Татфондбанку братьями Ринатом и Рашитом Губайдуллиными. Некогда близкий к последнему кипрский офшор Brass Holdings Limited потребовал от Российской Федерации в лице службы судебных приставов возмещения убытка в 180 млн. рублей, причиненного трем его самолетам Ту-154М. В деле в качестве третьих лиц участвуют ПАО АИКБ «Татфондбанк» (кредитор), солидарный должник Рашит Губайдуллин, а также компания ООО «Ваш туроператор».

Как выяснилось, произошел занимательный кульбит. Еще в 2010 году судебные приставы из-за долга офшора Brass Holdings перед Татфондбанком в размере 11 млн. рублей арестовали его единственное имущество — три самолета Ту-154М. Но за несколько месяцев до ареста офшор успел передать самолеты в доверительное управление некой туристической компании из Москвы ООО «Ваш туроператор». Тот из-за ареста не успел ни воспользоваться бортами, ни оформить затем в собственность, как планировал, и самолеты юридически повисли. Все эти годы они стояли на территории у казанского аэропорта, и, как теперь утверждает представитель Brass Holdings, от них на данный момент остались лишь «рожки да ножки».

В пресс-службе международного аэропорта «Казань» газете «БИЗНЕС Online» уточнили, что самолеты не находятся у них на ответственном хранении и стоят на территории, которая к ним не относится. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что «собственники не хотели платить за стоянку самолета, аэропорт вынужден был их вывести за пределы режимной зоны, и стоят они, по сути, без охраны». Внешне самолеты выглядят укомплектованно, но за эти годы «наверняка там все ценное поснимали».

Приставы должны ответить на «несохранненость самолетов в том виде, в котором они арестованы», посчитали в офшоре и выставили иск. Причем сумма может измениться — офшор настаивает на экспертизе, которая, по предположению истца, приведет к увеличению суммы.

Напомним, ранее кипрский офшор Brass Holdings Limited пытался получить более солидный реванш — он предъявил Татфондбанку претензии на $116 млн. и 439 млн. рублей. Позднее истец в два раза умерил аппетит и сократил свои требования до $61 млн. и 255 млн. рублей, но итоговая сумма в пересчете на российскую валюту все равно составляет астрономические 4,4 млрд. рублей. Суд в требованиях отказал, и офшор пообещал продолжить спор в апелляции.

... На судебном процессе прозвучала астрономическая сумма долга офшора и Губайдуллина перед Татфондбанком. «Долг не приблизился, а превысил 1 миллиард рублей», — сообщил юрист банка Фото: prav.tatarstan.ru

НИКТО НЕ ХОТЕЛ ПЛАТИТЬ ЗА ОХРАНУ

Юрист Brass Holdings Limited на судебном процессе отметил, что самолеты после ареста были переданы на ответственное хранение исполняющему обязанности заместителя генерального директора авиакомпании «Татарстан» Николаю Бутынину. Согласно процедуре, он как ответственный хранитель должен был выставлять счета приставам за хранение, которые в свою очередь должны были взыскивать их с должника, то есть офшора. Однако никаких счетов хранитель приставам не выставлял. При этом компания отмечает, что «есть письмо в материалах исполнительного производства еще от 2011 года, что они хотят отказаться от ответственного хранения, так как стоимость его составляет 150 тыс. рублей в месяц»: «Но закон предусматривает, что вам выставляют счет, а вы с нас взыскиваете [приставам]».

Сам Бутынин на процессе подтвердил, что он действительно подписывал документы от собственного лица, но вскоре после принятия самолетов уволился из «Татарстана» и больше к документации доступа не имел. Добавим, что в июне 2014 года «Татарстан» и сам был признан банкротом, а с декабря того же года находится в стадии ликвидации.

Также офшор заявляет, что с самолетов должен быть снять арест: исполнительное производство было завершено в марте 2013 года. Приставы же заявляют, что арест был наложен судом, и только он может его снять, а с заявлением о снятии ареста к ним никто не обращался.

В пресс-службе международного аэропорта «Казань» рассказали, что самолеты не находятся у них на ответственном хранении и стоят на территории, которая к ним не относитсяФото: Ирина Ерохина

Представитель приставов на суде заявила, что ведомство намеревалось продать самолеты, но споткнулось на том самом «доверительном управлении» — оно по законодательству мешает реализации имущества. Компания «Ак Барс — Авиа Ал», которой офшор также задолжал приличную сумму, в суде пыталась оспорить передачу самолетов «Вашему туроператору», но не смогла — суды решили, что «заключение договора доверительного управления не влечет перехода права собственности». Приставы заявляют, что Brass Holdings как собственник сам должен был нести бремя содержания судов, но не предпринимал никаких действий. Кроме того, туркомпания должна была застраховать самолеты на полную стоимость, однако этого не сделала. Офшор парировал — из-за того, что самолетам было запрещено летать.

Что касается состояния самолетов, то, по данным приставов, их износ на момент передачи составлял 91%, 97% и 90%, их общая стоимость оценивалась в 56 млн. рублей. Все три самолета были выпущены в 1988 году, таким образом, им сейчас 28 лет, в то время как назначенный ресурс самолета — 24 года.

Бутынин на суде сообщил, что переданные ему самолеты уже не летали. «Сначала отказали дорогостоящие детали самолетов. За счет одного самолета эксплуатировались два других. Потом второй остановился, потому что не было запасных частей», — рассказал он.

Когда самолеты покупались, они были актуальны, но сегодня Ту-154 в парках авиакомпаний практически не осталось. Главная причина — неэкономичность в эксплуатации и слишком большой расход топлива, прокомментировал «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким. Сегодня Ту-154М используют только несколько авиакомпаний на севере из-за их стойкости к низким температурам. Но даже этим компаниям спорные самолеты будут не нужны, поскольку после стольких лет простоя им вновь нужен дорогостоящий капремонт. «Так что только если на металлолом. При таком раскладе за все три самолета в общем можно выручить максимум миллионов 5 в рублях. Или сдать их в музей или парки — пусть там стоят», — заключает эксперт.

Ринат Губайдуллин — знаменитый в прошлом агропромышленник, депутат Госдумы РФ двух созывов Ринат Губайдуллин — знаменитый в прошлом агропромышленник, депутат Госдумы РФ двух созывов Фото: архив «БИЗНЕС Online»

КАК БАНКРОТЯТ ГУБАЙДУЛЛИНЫХ

Между тем на судебном процессе прозвучала астрономическая сумма долга офшора и Губайдуллина перед Татфондбанком. «Долг не приблизился, а превысил 1 миллиард рублей», — сообщил юрист банка.

Неудивительно, что параллельно в отношении Рашита Губайдуллина введена процедура реструктуризации долгов (как правило, после этой процедуры должник становится банкротом). Данное решение принял Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 21 июля 2016 года по требованию Татфондбанка из-за одного из долгов в размере 27 млн. рублей. При этом в тексте решения указывается, что речь идет об остатке долга, присужденного к взысканию решением Вахитовского районного суда еще от апреля 2011 года. С тех пор с должника в пользу кредитора было взыскано $517 796,43 из общей суммы долга в 39 млн. рублей.

Напомним, что ранее ТФБ списал со счетов офшора $36 млн. и почти 150 млн. рублей в связи с поистине детективной историей по загадочному подмосковному девелоперскому проекту, о которой ранее уже писал «БИЗНЕС Online». Также в 2011 году Татфондбанку удалось выиграть иск по взысканию солидарно с Brass Holdings Limited и Рашита Губайдуллина $17 млн. долга и процентов. Также в пользу банка был взыскан заложенный участок в 165 тыс. кв. м недалеко от поселка Васильево. На что был взят кредит в документах суда не указывалось. В 2012 году арбитраж взыскал с Brass Holdings Limited в пользу Татфондбанка 135 млн. рублей долга и процентов из-за того, что Губайдуллин взял в банке кредит в размере 147 млн. рублей (офшор выступил поручителем), но долг так и не выплатил.

Банкротство Рашита Губайдуллина, если оно состоится (а шансы весьма велики), станет еще одним громким эхом краха «Золотого колоса». Напомним, в начале года в процедуру банкротства по инициативе «Ак Барс Холдинга» Ивана Егорова вошел его младший брат Ринат Губайдуллин — знаменитый в прошлом агропромышленник, депутат Госдумы РФ двух созывов. Губайдуллин-старший тоже был весьма влиятельной фигурой — до рокового для семейства 2010 года он был первым зампредом банка «Зенит», а до 2005 года входил в состав наблюдательного совета «АК БАРС» Банка.