Лидерство среди дорогих брендов сохраняет BMW - жители республики поставили на учет 1701 авто с бело-синей эмблемой — на четверть больше, чем годом ранее Лидерство среди дорогих брендов сохраняет BMW: жители республики поставили на учет 1701 авто с бело-синей эмблемой — на четверть больше, чем годом ранее Фото: Сергей Елагин

BMW ЗАПРЯГ ПОДЕШЕВЕВШУЮ «ТРОЙКУ» И ПОДОРОЖАВШИЙ X4

Тяга к прекрасному у наших сограждан неудержима, особенно когда речь идет о дорогих и качественных авто. По крайней мере, спрос на премиальные легковушки по результатам 6 месяцев увеличился на 6,5% (с 1597 до 1701 машины) по сравнению с первой половиной 2015 года. Об этом говорят данные агентства «Автостат», учитывающие количество регистраций новых авто. Правда, продажи дилеров замедлили свой рост — по итогам первого квартала они прибавили 11,2%, но люксовый сегмент по-прежнему чувствует себя заметно лучше авторынка в целом. Ведь спрос на новые легковые автомобили по всем маркам просел на 3,8% (подробнее о рынке в целом и более доступных марках — во второй части нашего традиционного обзора). Что характерно, хорошее настроение продавцам премиальных внедорожников и лимузинов обеспечила не столица Татарстана — в Казани спрос просел на 3,3% до 942 авто, а другие города и веси.

Небольшая справка для понимания, как изменилась цена рубля по отношению к основным валютам за это время. Если сопоставить первые полугодия текущего и прошлого годов, средний курс евро вырос на 21,9% (с 64,3 рубля до 78,4 рубля), но в сравнении с первым кварталом текущего года мы наблюдаем снижение на 5,2% с отметки 82,7 рубля. Аналогично доллар в сравнении полугодий подорожал на 21,7% (с 57,7 рубля до 70,2 рубля), но относительно первого квартала подешевел на 6,3% от уровня 74,9 рубля.

Лидерство среди дорогих брендов сохраняет BMW. По итогам января-июня жители республики поставили на учет 1701 авто с бело-синей эмблемой — на четверть больше, чем годом ранее (в Казани спрос на BMW за полгода вырос на 21% до 293 авто). Правда, и баварцы замедлили темпы своей экспансии по сравнению с 33% в первом квартале текущего года. Но тут можно вспомнить разве что поговорку: «У кого-то щи жидкие, а у кого-то жемчуг мелкий». По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая регистрирует продажи новых машин, в целом по России продажи BMW сократились на 2% до 14161 авто. По сравнению с этим в Татарстане продукция концерна разлетается на ура, невзирая ни на какие кризисные явления.

Первое место по популярности в модельном ряду бело-синих по-прежнему занимает кроссовер Х5, хотя в сравнении полугодий здесь наблюдается символический откат на 6% до 125 авто. Зато можно констатировать снижение цен: если в начале января за версию 25d образца 2015 года продавцы просили 3,7 млн. рублей, то к «макушке лета» ее ценник опустился на 200 тыс. рублей. Аналогичная версия 2016 года выпуска сегодня обойдется от 3,7 млн. рублей против зимних 3,95 млн. рублей. Напомним, что этот любимец зажиточной публики собирается на калининградском заводе «Автотор», что и обеспечивает ему ценовую привлекательность в сравнении с ближайшими конкурентами. Автомобилистам хорошо знакомо негласное правило: чем дальше «уходит» год, тем бóльших скидок можно ожидать на авто предыдущего и текущего года выпуска. Однако в данном случае размер скидки совпадает с тем, насколько успел укрепиться рубль, — 5 - 6%.

Второе место по популярности у татарстанцев, как и по итогам первого квартала, удерживает среднеразмерный купейный кроссовер Х4 (цена от 2,7 млн. рублей). При этом Х4 демонстрирует наилучшую, чемпионскую динамику среди всех моделей BMW. Если по итогам первых трех месяцев 2015-го спрос на кроссовер вырос в 16 раз до 48 единиц, то по результатам полугодия — уже в 19 раз до 93 единиц. Что ж, это лишний раз подтверждает заключение экспертов TopGear, которые обрекли новое поколение X4 на успех. Хотя в кругу знатоков не обошлось и без «сексистских» заключений, что это скорее вариант для девушек — дескать, маловат, настоящему же мужчине нужен как минимум старший брат — X6. Но либо наши сограждане с разумным скепсисом подходят к поговорке «Размер имеет значение», либо слабый пол проникся баварским качеством, или же сработал традиционно сильный в России эффект новинки — результат, как говорится, налицо.

Добавим, что среднеразмерному кроссоверу Х3 повезло куда меньше, спрос на него просел на треть до 59 единиц. Еще в прошлом обзоре мы отмечали, что разница в цене между обычной и купейной версией модели составляет всего 200 тыс. рублей — пустяк за возможность выделится в потоке. Теперь, как мы видим в прайсе того же ТТС, зазор увеличился: более востребованный Х4 подорожал (раз уж пошла такая пьянка) на 100 тыс. рублей до 2,7 млн. рублей, а Х3, напротив, подешевел на 150 - 200 тыс. рублей. Так, Х3 текущего года выпуска можно приобрести за 2,2 млн. рублей, а есть предложения 2015 года от 2,1 млн. рублей. Заметим, что цена на этот автомобиль в первом квартале стартовала с 2,4 млн. рублей, так что это именно тот случай, когда можно, не беря грех на душу, утверждать, что скидки вполне реальные, а не дутые, как это часто бывает в наших магазинах и салонах, где зачеркнутый ценник с более высокой ценой ставится уже в самом начале продаж для видимости sale.

Из других тенденций «имени BMW» стоит отметить, что продажи седанов Series 3 и Series 5 после зимней раскачки набрали обороты и обошли купейный кроссовер X6. К сожалению, мы не зафиксировали ценник по итогам первого квартала, но если верить сайту официального дилера, то в начале года «тройка» предлагалась от 1,75 млн. рублей (а к середине года подешевела на 150 тыс. рублей до 1,6 млн. рублей). Более того, прошлогодний вариант 318i можно приобрести вообще от 1,4 млн. рублей: здесь скидка, если верить дилеру, составила 120 тыс. рублей. Уточним, что и по относительной, и по абсолютной динамике продаж в сравнении с январем-июнем 2015 года «тройка» уступила только Х4.

==table1246==

Предположим, что сравнительно доступная цена баварской «тройки» могла привлечь покупателей из ближайших ценовых сегментов, если те, конечно, не являются фанатами других брендов. «Жертвами» могли стать те же Toyota Camry, Nissan Teana, Mazda 6, ценники которых подобрались аккурат к отметке 1,3 - 1,4 млн. рублей, и это не говоря о прямых конкурентах в лице Audi A4 и Mercedes CLA-Class (собственно, CLA и С-Class как раз оказались у Mercedes аутсайдерами, но об этом речь пойдет ниже). Добавим, что ценник на баварскую «пятерку» 520d выпуска 2016 года стартует сегодня от 2,1 млн. рублей.

Что касается упомянутой купейной полноразмерной кроссоверной модели Х6, то ее продажи выросли на 47% до 63 авто. На сайте ТТС предлагается скидка с 4,15 млн. рублей до 4 млн. рублей за версию 35i выпуска 2016 года, однако еще по итогам первого квартала цена автомобиля, по нашим данным, стартовала от 3,7 млн. рублей. Как видим, наценка за «купейность» увеличилась как по модели Х4, так и по Х6.

Потери «мерса» в РТ оказались не столь чувствительными, как общероссийский провал на 17%. Однако, в Казани спрос на Mercedes рухнул на 20% Потери Mercedes в РТ оказались не столь чувствительными, как общероссийский провал на 17%. Однако в Казани спрос на данный автомобиль рухнул на 20% Фото: Сергей Елагин

ТАТАРСТАНЦЫ ЛЕГКО ДОПЛАТЯТ МИЛЛИОН ЗА КУПЕ

Обладатель второго места в люксовом сегменте по спросу в Татарстане — Mercedes — в сравнении аналогичным периодом 2015 года отминусовал 12 зарегистрированных машин, или 3,4%, до 346 единиц. Потери Mercedes в РТ оказались не столь чувствительными, как общероссийский провал на 17% до 19141 автомобиля. Однако следует учесть, что в Казани спрос на него рухнул на 20% до 188 авто. Будем надеяться, что причина не в форс-мажорах у местного официального дилера — «МБ-Ирбис».

Начнем с самых слабых звеньев — тех моделей, которые подвели команду «трехлучевых».

Больше всех в абсолютном выражении, минус 25 единиц до 27 авто, растерял E-Class. Ценник в «Авилоне» на версию E200 текущего года выпуска составляет 2,95 млн. рублей, назвать его щадящим сложно: по итогам первого квартала цена стартовала от 2,7 млн. рублей. Ввиду возникшего спроса на купе (6 единиц) уточним, что цена более изящной версии Е200 стартует от 2,88 млн. рублей. Как мы уже отмечали ранее, при ценнике выше 2,5 млн. рублей автолюбители куда охотнее приобретают кроссоверы, нежели «пузотерки».

Далеко ходить за примерами не надо. Второе место — у завсегдатая пьедестала почета в модельном ряду, среднеразмерного кроссовера GLC-Class (в предыдущем поколении — GLK-Class). Цена GLC 250 4MATIC начинается от 2,85 млн. рублей.

Продолжая тему седанов, добавим, что C-Class (от 2,09 млн. рублей за С180) недосчитался 8 проданных машин. CLA-Class (от 2,18 млн. рублей за CLA200) в первом полугодии растерял 10 регистраций.

Пострадал спрос и на представительские лимузины: количество новичков в S-Class (от 5,94 млн. рублей за S400 L и от 7,28 млн. рублей за S500 eL) сократилось на 8 единиц до 12 авто. Однако за это штутгартцы получили компенсацию, продажи S-Class-Coupe (от 6,9 млн. за S400 и 8,4 млн. рублей за S500) выросли с нуля до 4 машин, причем татарстанские ценители быстроты и роскоши приобрели три таких купе именно во втором квартале. Как нетрудно посчитать, наценка за купе в представительском классе начинается от 1 млн. рублей.

Также среди «штучного товара» на 2 единицы до 3 авто вырос спрос на Maybach S-Class (от 7,77 млн. за S400 и 8,95 млн. рублей за S500), причем во втором квартале был куплен один такой автомобиль. Подчеркнем, что в S-Class ни роста цен, ни их снижения по сравнению с итогами первого квартала мы не зафиксировали.

==table1247==

Вторым по абсолютным потерям в линейке Mercedes стал компактный кроссовер GLA-Class (от 2,09 млн. рублей за GLA 200): минус 22 единицы до 29 авто. Некоторое подорожание отмечаем и здесь: тремя месяцами ранее цена модели стартовала от 2 млн. рублей.

Теперь о приятном для автомастеров из Штутгарта — о моделях, которые не подвели Mercedes. С нуля до 35 единиц за 6 месяцев умудрился разогнаться GLE-Class Coupe — внедорожная купейная версия (от 5 млн. рублей за GLE 400 4MATIC). Тем временем его брат в классическом кузове GLE-Class, в предыдущей инкарнации M-Class, успел набрать 61 голос — на 19 больше, чем в годом ранее. Уточним, что входной билет в классической версии куда доступнее — от 3,7 млн. рублей за GLE 250 d 4MATIC. А вот к другому сопоставимому варианту — 4,3 млн. рублей за GLE 400 4MATIC — наценка за купейность составит 700 тыс. рублей. И, как видим, татарстанцы охотно доплачивают.

На положительной траектории остается Audi, прибавивший в РТ 5% регистраций На положительной траектории остается Audi, прибавивший в РТ 5% регистраций Фото: Сергей Елагин

БИТВА ЗА «БРОНЗУ»: AUDI VS LEXUS

Завидную динамику демонстрирует Lexus, который за последние три месяца сумел добавить газа. В Татарстане регистрации машин этого бренда выросли на треть до 278 авто (в первом квартале — на четверть), в Казани игрок из Страны восходящего солнца прибавил 28% до 139 авто. Для разнообразия по всей России «японец» также обошелся без потерь, прибавив более скромные 17% до 11087 авто.

Бессменным лидером народного хит-парада в модельном ряду премиального подразделения Toyota выступает среднеразмерный кроссовер NX. Спрос на него вырос на четверть до 168 единиц: к слову, это 60% от всего спроса на марку в РТ. Мы неоднократно отмечали, что сверхпопулярная новинка NX толкала к новым высотам спрос на Lexus в течение всего прошлого года и в первом квартале Стоимость входного билета в конюшню «заводчиков» Lexus NX, если ориентироваться на данные ТТС, стартует от 2,4 млн. рублей за версию NX200 Progressive.

Бросается в глаза и увеличившийся в 3,5 раза до 46 авто спрос на старшего брата внедорожного семейства Lexus — LX. И это, заметим, несмотря на отнюдь не демократичный минимальный ценник, который за 3 месяца подрос на 300 тыс. до 5,3 млн. рублей. В том же «ТрансТехСервисе» за версию LX450DN2 (Executive1) просили 6,2 млн. рублей. По всей видимости, свою роль сыграл фактор обновления модели.

Наконец, среднеразмерный кроссовер RX (от 2,8 млн. рублей) улучшил результат первого полугодия 2015 год на 9% до 35 единиц.

==table1248==

Говоря об успехе внедорожников Lexus, отметим провал создателя моды на премиальные SUV — LandRover. Минус 38 единиц, или 30% регистраций, до 90 авто — самая большая абсолютная потеря в люксовом сегменте. В Казани похожая динамика: минус треть до 80 авто: как из этого следует, спрос на марку в республике формируют в основном «столичные» почитатели, на которых приходится 89% объема продаж.

Среди российских автолюбителей «британец» потерял 17% голосов до 4739 авто. Так что у казанцев разочарование модельной и ценовой политикой бренда было выражено гораздо сильнее. К слову, средний ценник на флагманский Range Rover февраль к февралю вырос на 30% до 7,8 млн. рублей. При этом минимальная цена версии RangeRover 3.0L TDV6 HSE — TL3 сегодня составляет 6,3 млн. рублей. Так что, по всей видимости, здесь вопрос упирается не столько в цену, сколько в востребованность тех новаций, которые предложили автомастера туманного Альбиона еще в 2015 году.

==table1249==

Тем временем на положительной траектории остается Audi, прибавивший в РТ 5% регистраций до 274 авто. Уточним, что в местной битве за «бронзу» премиального сегмента «четырехкольцевые» уступают Lexus всего 4 машины, так что интрига относительно того, кто же завершит год на третьем месте, сохраняется. Причем в Казани расклад сил иной: парни из Volkswagen Group записали на свой счет еще 3% до 165 авто и на целых 26 корпусов опережают японских коллег. В целом по России Audi решил не выделяться из компании германских «потеряшек» и отминусовал 8% продаж до 11132 авто.

==table1250==

Самой востребованной моделью от мастеров из Ингольштадта в Татарстане оказался компактный кроссовер Q3 (от 1,9 млн. рублей), набравший дополнительно 2 голоса до 61 авто. Как видим, ситуация со спросом на компактный кроссовер от Audi заметно лучше, чем у BMW X1 (минус 9 до 21 авто) и того же Mercedes GLA (минус 22 до 29 авто).

Несмотря на старт с пробуксовками в прошлом году, хорошие обороты набрал флагман внедорожного ряда Audi Q7, спрос на него утроился до 57 авто за январь-июнь текущего года. К слову, ценник здесь сопоставим с таким бестселлером, как баварский Х5, — от 3,7 млн. рублей.

КОГДА ДУША ЭЛЕКТРИЧЕСТВА ПРОСИТ

Из прочих нюансов второго квартала текущего года можно выделить приобретение еще одного премиального электрокара Tesla Model S (от 7,7 млн. рублей). Напомним, в первом квартале изюминкой стала покупка казанским автолюбителем Rolls-Royce Wraith с ценником около 23 млн. рублей — аналогичного тому, что в качестве подарка на 30-летие получила осенью 2014 года председатель правления Татсоцбанка Анастасия Колесова. Tesla не столь пафосен, но весьма популярен среди своеобразных зажиточных хипстеров — тех, кто считает себя продвинутыми людьми и успел скопить некоторые богатства. В частности, именно этому электромобилю на питерском экономическом форуме пел дифирамбы глава Сбербанка Герман Греф, сокрушавшийся, что не все россияне могут разделить с ним радость обладания Tesla. В Татарстане у детища Элона Маска тоже сложилась небольшая, но представительная армия поклонников. В частности, такая машина числится в гараже Светланы Никифоровой — жены министра связи РФ Николая Никифорова. Среди обладателей суперкара — гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, а в январе роль извозчика за рулем Tesla примерил на себя один из первых обладателей электрокара в Татарстане — советник мэра Казани, президент группы компаний Fix Дмитрий Еремеев. Правда, в РТ нет ни одной фирменной заправки для заокеанского авто, как отсутствует и соответствующий сервис. Сама компания Tesla Motors до конца 2016 года планирует развернуть в России сеть электрозаправок под брендом Supercharger, но в планы фирмы заявлено открытие лишь 5 станций в 4 регионах. Татарстан в их число не входит, но кому когда это мешало, если, как говорится, душа горит?

В Татарстане у Tesla сложилась небольшая, но представительная армия поклонников В Татарстане у Tesla сложилась небольшая, но представительная армия поклонников Фото: Ленар Гималетдинов, архив «БИЗНЕС Online»

«ПУБЛИКА ЭТА НЕ СМОТРИТ ПО СТОРОНАМ В ОТЛИЧИЕ ОТ МАССОВОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ»

Владимир Моженков — президент ассоциации «Российские автодилеры»:

— Экономика стагнирует, жизненный уровень граждан РФ снижается, причем резко. Но есть небольшая прослойка российских граждан, которые самые умные и самые богатые. Коль они самые умные, то у них, как правило, благосостояние находится в долларах, евро или еще каких-то «нерусских рублях». Второе: если на сегодняшний день автомобили премиум-класса перевести из рублевого эквивалента в долларовый или евро, то мы можем конкурировать с самыми дешевыми автомобилями в мире, то есть теми, которые продаются в Америке. Третье: нужно констатировать, что это узкий сегмент российских граждан — сегодня они просто под настроение, под потребности могут обновлять свой парк или покупать новый автомобиль.

Если подводить итоги 6 месяцев, то должен сказать, что в абсолютном выражении премиум-сегмент в целом по России упал, но в доле рынка он вырос. Но и здесь тоже есть такие герои и антигерои. Ну, допустим, резко выросли продажи Alfa Romeo или Cadillac, потому что база маленькая. Должен отметить, что из таких «правильных» люксовых моделей Lexus вырос. Я как эксперт связываю это с тем, что очень удачно подобран модельный ряд и тем самым выведены на рынок новые модели.

Мы знаем, что покупают россияне. Если мы берем Mercedes, то, естественно, очень востребован S-класс. Если берем Porsche, то очень востребован Macan. Если берем Audi, то очень востребован Q7. Если берем BMW, востребованы кроссоверы. Публика здесь очень самодостаточная, они берут только то, что считают нужным покупать. Они не смотрят по сторонам в отличие от массового сегмента или массового потребителя. Поэтому трудно сказать, куда повернутся их вкусы.

Отметим провал создателя моды на премиальные SUV — LandRover. Минус 30% регистраций — самая большая абсолютная потеря в люксовом сегменте Отметим провал создателя моды на премиальные SUV — LandRover. Минус 30% регистраций — самая большая абсолютная потеря в люксовом сегменте Фото: Сергей Елагин

«ЗА РЫНОК ДЕРЖИТСЯ ВСЕМИ ЗУБАМИ БРЕНД BMW»

Алексей Захаров — независимый эксперт:

— Премиум-сегмент практически всегда ведет себя отдельно от рынка. То есть у богатых свои причуды, и продажи дорогих автомобилей, как правило, сильно отличаются по динамике от продаж машин среднего класса или бюджетных. Я в 1998 году, когда был дефолт, как-то общался с дамой, которая работала в компании «Алмазы Якутии», и спросил: «Как на вашей компании отразился кризис?» Она говорит: «Какой кризис?» Так что нужно понимать, что мировая экономическая рецессия не влияет на покупательную способность саудовских шейхов и наших олигархов. Там совершенно другие свои законы, только и всего.

На кризисном рынке всегда есть две стратегии. Стратегия первая — минимизировать издержки: фирма сворачивается, сжимается, иногда дело доходит вообще до ухода с рынка. Вторая позиция — использовать спад продаж для укрепления своей позиции на рынке. То есть сейчас рынок подсел, компании свою долю увеличивают, а когда рынок подрастет — доля останется. Мысли примерно такие, устраивают и скидки, делают и другие «привлекалки» для клиентов. По моим представлениям, этим любит заниматься (за рынок держится всеми зубами) бренд BMW. Может быть, у него получится лучше, но и то не факт. Это в достаточной степени непредсказуемый сегмент.

Успех марок зависит, как правило, от эффекта новизны. Покупатели премиум-сегмента в значительной степени озабочены своим имиджем. Для них это даже вопрос бизнеса. Если человек приехал на такой машине, то ему легче получить кредит. Поэтому они внимательно следят за появлением новинок и достаточно четко реагируют на них именно покупкой.

Сейчас у нас на рынке хорошую динамику продемонстрировал Maybach. А если посмотреть на абсолютные цифры продаж, там буквально десятки или сотни. Говорить о бестселлерах имеет смысл, когда счет идет на десятки и сотни тысяч. А когда счет идет на единицы, какой это бестселлер? Там это никто и не считает.

«ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННАЯ ОЧЕРЕДНОСТЬ ВЫХОДА НОВЫХ МОДЕЛЕЙ»

Сергей Литвиненко — руководитель Avito Avto:

— Традиционно достаточно хорошо себя чувствует японский премиум, в частности Lexus. Они хорошо себя чувствуют за счет существенного обновления модельного ряда. Если говорить об абсолютной прибыли, то здесь — большая немецкая четверка.

Если говорить о секрете успеха моделей, то, наверное, здесь есть и фактор новинки, но есть и по-прежнему достаточно устойчивый и высокий спрос на внедорожники и кроссоверы. В случае того же Lexus в первую очередь его успех обеспечивают именно дорожные модели.

Что касается большой немецкой тройки-четверки, то, в принципе, я бы сказал, что их традиционные сильные качества в случае, например, с Mersedes — это сочетание дизайна и технологий. То есть они меняют друг друга, у них, насколько мне известно, есть определенная очередность выхода новых моделей. Поэтому то одна, то друга марка периодически вырывается вперед. Но в целом это, конечно, новизна, это технологии. Дизайн — это вещь относительная, у каждой марки есть свои поклонники.

==table1251====table1252==