ТАТАРСТАНСКИЕ ЭНЕРГЕТИКИ УБЕДИЛИСЬ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ СТРОИТСЯ НА СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ ВО ВСЕМ И ЗАКОНОПОСЛУШНОСТИ
Топ-менеджеры Татэнергосбыта недавно побывали на семинаре Немецкой Академии менеджмента в Нижней Саксонии в городе Целле. Среди них – директор компании «Татэнергосбыт» Марат Минибаев, который поделился впечатлениями о поездке и своим мнением об энергетической системе Германии.
В ГЕРМАНИИ ДУМАЮТ ПО-ДРУГОМУ
- Марат Файзрахманович, какое самое главное впечатление от поездки?
- В Германии есть очень четкая и очень понятная идеология, которая сводится к ограничению выбросов парниковых газов. Несмотря на то, что теория эта является довольно спорной, на этой концепции построены все механизмы регулирования энергетики Германии. Из Киотского протокола следует, что все страны, его подписавшие, должны ограничивать выбросы парникового газа в определенном количестве и те страны, которые не соблюдают эти принципы, должны покупать эти квоты у тех, кто снижает выбросы. Внутренняя политика Германии построена на тех же принципах. Там у каждого предприятия есть свои квоты. Они устанавливаются регулирующим органом государства.
Те предприятия, у которых в результате внедрения энергоэффективных технологий квоты оказались невостребованными, имеют возможность реализовать их другим предприятиям. На этом строится механизм торговли квотами. Это в первую очередь стимулирует предприятия и энергоснабжающие организации внедрять самые современные передовые технологии. В результате выбросы газов в атмосферу ежегодно уменьшаются. Таким образом, чем экологичнее технология, тем она более современна.
Словом, торговля квотами является мощным стимулом для того, чтобы действительно заниматься энергосбережением на промышленном уровне и внедрять современные технологии.
- Бытует мнение, что возобновляемые источники энергии не жизнеспособны. Без дотации государства им не прожить. Однако, согласно данным статистики, возобновляемая энергия в Германии по сравнению с 2005 годом выросла почти в два раза. Эти нетрадиционные источники энергии также дотируются правительством Германии?
- Безусловно, возобновляемые источники энергии не могут составить конкуренцию традиционным источникам энергии. Поэтому они субсидируются в странах, подписавших Киотский протокол, в том числе и в Германии. Поддержка государства заключается в том, что цена на "зеленую" энергию фиксирована. Она значительно выше цен на энергию традиционных источников. Таким образом, государство стимулирует развитие альтернативных источников. Нельзя забывать о том, что в Германии очень развита промышленность и есть четкое понимание того, что государственные субсидии не вечны. Поэтому там ведутся постоянные работы над удешевлением стоимости альтернативной энергии. Стоит отметить, что для таких стран, как Германия, развитие нетрадиционной энергетики - вопрос экономического выживания. Свои источники энергии дадут независимость от тех стран, которые их традиционно имеют. Этим в первую очередь и обусловлена политика ограничения выбросов.
В Германии есть постоянное движение к развитию. Сегодня там ведутся серьезные работы над проектом по удешевлению производства установок по переработке углекислого (био) газа. Уже сегодня есть оборудование, которое позволяет его довести до качества природного газа. Стоимость этого оборудования очень высокая – 2,5 миллиона евро. Естественно, они работают над его удешевлением. Нет сомнений в том, что они добьются поставленных целей. Ведь, к примеру, раньше компьютер, сотовый телефон стоили очень дорого. Прошло десять лет и операторы сотовой связи этот же телефон предлагают бесплатно. Стоимость электромобилей была раньше очень значительной. Сейчас она уже приближается к стоимости обычного автомобиля. Кстати, в Германии активно развивается производство электромобилей, в том числе ведущими мировыми концернами, получившее новый толчок с внедрением новых технологий аккумулирования электрической энергии. Практически в каждом городе имеются паркинги с заправкой для электромобилей.
- В тарифном меню каждой энергосбытовой компании Германии есть предложения по "зеленому тарифу", который, как известно, значительно дороже. Неужели немцы настолько сознательны, что готовы "жертвовать" рублем ради идеи?
- В Германии, действительно, есть потребители, которые готовы добровольно платить за "зеленую" энергию. Этим самым они вносят свой вклад в развитие возобновляемых источников энергии.
- И много таких потребителей?
- Мало, но есть. Раз тариф есть – значит и покупатели находятся. В Германии очень четко прослеживается тренд развития "зеленой энергетики", подкрепленный и государственной политикой, и стратегиями компаний, которые работают в энергосистеме страны. И это действительно бросается в глаза. Можно с этим спорить, но если ты в Германии этим не занимаешься, то ты оказываешься в пассиве. Поэтому все крупные концерны обязательно развивают альтернативную энергетику.
ЦЕНА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ – 20 ЦЕНТОВ, ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ – В ДВА РАЗА ДЕШЕВЛЕ
- На каких условиях живут в Германии предприятия традиционной энергетики?
- У предприятий с традиционными источниками особых проблем нет. Правда, сейчас в Германии принято решение о сокращении численности атомных электростанций. Хотя это сугубо их личное решение. В других странах Евросоюза атомная энергетика активно развивается.
Кстати, в Германии политически поощряется децентрализованное энергоснабжение. Многие территории (муниципалитеты, коммуны) ставят задачу стать полностью независимыми от внешних источников энергоснабжения. Разработаны проекты строительства новых микрорайонов, которые необязательно должны быть подключены к сетям. Разумеется, такая политика не находит понимания у крупных энергетических концернов, в связи с чем они активно занимаются скупкой даже коммунальных сетей.
- Каким образом осуществляется государственное регулирование в энергетике Германии?
- Государственное регулирование в энергетике Германии по существу сводится к установлению публичных обязанностей для владельцев электросетевого регулирования и системе антимонопольного регулирования. Так, сеть обязана взять любой произведенный киловатт, особенно из альтернативных источников. Цену покупки электроэнергии по возобновляемым источникам устанавливает государство – 8 центов за кВт.час по ветровым источникам, 40 центов для солнечных батарей. Государство через Федеральное сетевое агентство регулирует также цены на передачу электроэнергии по сетям.
В остальном цены на энергию, в том числе тепловую, являются договорными. Цена электроэнергии для населения составляет около 20 центов за кВт.час, для промышленности дешевле – чем больше объем, тем ниже цена. Средняя цена для промышленности в Германии – 8,24 центов за кВт.час (3 руб. 46 коп.).
Государство также четко контролирует безопасность энергосистемы . Данные с электростанции, например, идут в режиме онлайн в контролирующие организации. Государство имеет право повлиять на предприятие, которое не соблюдает меры безопасности, может запретить работу электростанции, если она превышает установленный объем выбросов в окружающую среду или произошли какие-то сбои.
Со стороны государства также очень жестко контролируются технологические процессы предприятий, вырабатывающих энергию, а также предъявляются высокие требования к персоналу этих компаний. Например, на атомной электростанции Gronde, в программу нашего пребывания в Германии было включено посещение этой станции, диспетчеры должны сдавать ежегодные экзамены по своей профессиональной деятельности.
- Удивляет, что все сбытовые компании сами определяют себе сбытовую надбавку. Размеры надбавки как-то регулируются?
- Нет, конечно. Там жесткая конкуренция между сбытовыми компаниями. Это все и определяет. К слову, сбытовой бизнес в Германии очень развит, хотя большинство розничных потребителей, включая население, по инерции пользуются услугами местной сбытовой организации, как правило, владеющей коммунальными сетями, и являющейся аналогом гарантирующего поставщика в России. При этом в каждом городе можно найти до 100 офферентов электроэнергии.
Менять поставщика можно хоть каждый день. В договоре можно предусмотреть сроки, в течение которых потребитель обязуется сохранять отношения с поставщиком, как правило, это сопровождается бонусом на цену за электроэнергию. Торговец энергией должен иметь лицензию. Если поставщик по каким-либо причинам не в состоянии обеспечить свои обязательства по поставке энергии (банкротство, лишение лицензии и пр.), потребитель в любом случае получит электроэнергию от местной сетевой организации по ее ценам.
- На Ваш взгляд, где более правильно построена работа у нас, в России, или в Германии?
НАША ЭНЕРГЕТИКА – БОЛЕЕ ЗАРЕГУЛИРОВАННАЯ
- Более рационально построена работа в Германии. Пока наша энергетика является очень зарегулированной. Несмотря на то, что ее деятельность основывается на рыночных механизмах , государственный контроль остается довольно обширным.
Самая наша существенная проблема – это вопрос тарифов для населения. В Германии вся тарифная политика построена на вполне понятных основах. У них тариф для населения выше, чем для промышленности. Что вполне объяснимо, поскольку население всегда являлось самым затратным в энергоснабжении. Немцы искренне удивляются, когда им говоришь о том, что у нас по-другому.
Кстати, в Советском Союзе для населения 1 квт час стоил 4 копейки, а для предприятий - 2 копейки. Сейчас же все наоборот. На мой взгляд, отсутствие этой проблемы и позволило организовать функционирование энергетики Германии на нормальной основе. У нас же вопрос тарифообразования остается по-прежнему проблемным. Это очень сильно тормозит развитие энергетики. Мы должны постоянно выбирать между дальнейшим развитием энергосистемы и сдерживанием тарифов.
- Чем еще отличается энергосистема Германии от энергосистемы России?
- В Германии нет государственной монополии на сети. Функции диспетчера и сетевой компании в Германии совмещены. Сеть покупает у поставщиков мощность, то есть готовность оборудования к загрузке для поддержания постоянного режима в сети.
Законодательно поставщики и сбытовые организации могут иметь в собственности сети любого уровня напряжения. При этом, однако, необходимо, чтобы сетевой бизнес для целей государственного регулирования и контроля был выделен в отдельное юридическое лицо (в качестве дочерней компании). Таким образом, аффилированность с конкурентными участниками рынка допускается.
Органом регулирования для владельцев сетей является Федеральное сетевое агентство, после создания которого эксплуатировать сети в Германии стало менее привлекательно (раньше, по образному выражению нашего консультанта в Целле, они сравнивались с бандитами с большой дороги, поскольку имели право устанавливать тарифы на свои услуги самостоятельно). Поэтому, например, шведский концерн Vattenfall, являющийся одним из 4-х крупнейших игроков рынка, первоначально приобрел сети, а затем продал. Федеральное сетевое агентство подчиняется Министерству экономики. Тарифы на передачу электроэнергии устанавливаются для сетей любого уровня и пересматриваются каждый год.
ОНИ НЕ БОЯТСЯ ИЗМЕНЕНИЙ
- Такая система возможна в России?
- Все зависит от того, как будет решен вопрос перекрестного субсидирования. Цены на электроэнергию должны быть экономически обоснованными. Малообеспеченные слои населения должны субсидироваться со стороны государства, а не за счет всех других потребителей. Это как опухоль, которая разъедает весь организм. В итоге все хорошие начинания в области энергетики не получают должного развития.
В Германии вся деятельность практически прозрачная, у них более стабильное представление о своей роли. Они не боятся каких-либо изменений. Ведение бизнеса предсказуемое. За счет этого и понятные тарифы.
Вообще, для Германии характерными являются траты на реализацию оптимального решения, правильной схемы, чтобы уже потом в текущих операционных процессах получать прибыль. В качестве примера приведу атомную электростанцию Gronde, которая сравнительно недавно была построена. Там еще довольно новое оборудование, но они поменяли турбину. Не из-за того, что она вышла из строя, а потому что они разработали более современную, которая позволит им экономить до 5% от себестоимости производства электроэнергии. Приняв такое решение, они тут же сняли действующую турбину (хотя она почти новая) и установили ее как памятник на въезде на территорию станции. За три года новая турбина окупилась. Еще один пример системного подхода к решению проблемных вопросов. У энергосбытовых компаний есть возможность иметь собственные сети. Они за свой счет устанавливают абонентам приборы учета. При этом все счетчики объединены в единую систему по снятию показаний в автоматическом режиме. Таким образом , в Германии не теряют время и деньги, на то, чтобы получить показания у потребителей, либо на то, чтобы разобраться правильные они или неправильные.
То же можно сказать и о линиях электропередачи. Например, в городах мы не видели воздушных линий, там только кабельные сети. Поэтому у них и потери составляют лишь три процента. Кабельные линии, конечно, дорого стоят. Но если это сделать один раз и постоянно придерживаться данной политики, то можно добиться значительного эффекта. Так в Германии и работают: примут системное решение, реализуют его до конца, а потом не имеют проблем.
И еще один немаловажный факт, немцы законопослушны. Для них совершенно естественным является заплатить за электроэнергию, а не уклоняться всячески от оплаты. Население Германии отличает высокий уровень деловой и житейской этики. Поэтому большая часть наших злободневных вопросов в Германии не являются проблемой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.