Ирек Файзуллин отметил, что работы по программе благоустройства водоохранных зон начаты во всех муниципальных образованиях, кроме Казани Ирек Файзуллин отметил, что работы по программе благоустройства водоохранных зон начаты во всех муниципальных образованиях, кроме Казани

«НАТАЛИЯ, ВЫ ТОЖЕ ДАВАЙТЕ, НЕМНОЖКО ШЕВЕЛИТЕСЬ! ПРИНИМАЙТЕ РЕШЕНИЕ...»

Сегодня с резкой критикой в адрес исполкома Казани выступил президент РТ Рустам Минниханов. Работы по программе благоустройства водоохранных зон начаты во всех муниципальных образованиях, кроме столицы, констатировал министр строительства и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин на совещании в Доме правительства. В среднем же она завершена на 51%, пионером стал Альметьевск.

«Очень хорошие объекты по Альметьевску, очень достойные, со вкусом», — начал издалека Минниханов. Напомним, что 13 июля он лично оценил новую зону отдыха «нефтяной столицы» Татарстана. В рамках Года водоохранных зон в обустройство единственного в городе природного водоема было вложено 163 млн. рублей. Всего за три месяца помимо изумительного пляжа на берегу озера здесь появились детские пространства, площадки для пляжного волейбола, веревочный парк, прокат лодок и катамаранов, кафе, бассейн под открытым небом, сауны, скалодром, зал для занятий фитнесом и йогой. Видимо, это воспоминание и сподвигло президента на очевидное сравнение. «Что будем делать по Казани? Лимит есть, деньги есть...» — поинтересовался он у министра.

Файзуллин вздохнул. Проектирование пока идет, надо принимать решение, пояснил он. Но реализовать проекты в этом году уже не удастся: «Будем, наверное, на следующий год переносить», — пожал плечами он. Президент взорвался.

«Лето прошло все! Рабочей документации даже нет. Вообще не понимаю... Что за разборки, почему такое отношение? Можно было отдать другому городу, конечно, другим районам. Ну столица же! Денис, вы плохо работаете! — устроил Минниханов разнос руководителю исполкома Казани Денису Калинкину. — У вас 200 миллионов рублей лежит, и вы ничего не делаете!»

Всего за три месяца помимо пляжа на берегу озера в Альметьевске появились детские пространства, площадки для пляжного волейбола, веревочный парк и многое другое Всего за три месяца помимо пляжа на берегу озера в Альметьевске появились детские пространства, площадки для пляжного волейбола, веревочный парк и многое другое

Попытка сказать что-либо в ответ Калинкину не удалась. Единственное, что просочилось сквозь возмущение Минниханова, — это согласие сити-менеджера с критикой. «Виноват!» — предпочел за лучшее склонить голову сити-менеджер.

«Ну как можно спать спокойно, когда 200 миллионов у тебя лимита? У меня нет слов! — развернулся президент и к своему помощнику Наталии Фишман, которая поднялась со своего места в зале заседаний. — Наталия, вы тоже давайте немножко шевелитесь! Принимайте решение. Ну так же не бывает! Там 200 миллионов… Друг друга не понимаете! У нас лишних денег нет, мы за 200 миллионов можем хороший объект какой-нибудь сделать в той же Казани…»

Рустам Минниханов обрушился с критикой в адрес казанского исполкома и своего помощника Наталии Фишман Рустам Минниханов обрушился с критикой в адрес казанского исполкома и своего помощника Наталии Фишман

Президент напомнил об идее благоустройства озера Кабан, заметив при этом, что «не надо большого ума» для обустройства хотя бы дорожек. Он дал сторонам, ответственным за реализацию программы, неделю на ответ.

Файзуллин также доложил о реализации программы «Парки и скверы» на 2016 год, дополняет видеокадры совещания пресс-служба президента РТ. В этом перечне — 43 объекта в 36 муниципальных образованиях. И Казань тут тоже «отличилась»: один из объектов — парк «Лядской сад» — так и не начали делать.

КАК «УНИСТРОЙ», ФИШМАН И КАЗАНСКИЕ ВЛАСТИ С КИТАЙЦАМИ ТОРГОВАЛИСЬ

Но вернемся к программе Года водоохранных зон — всего в РТ в ней участвует 21 объект в 20 районах. Программу 6 апреля презентовали в центре современной культуры «Смена» республиканским чиновникам, совещание возглавил Минниханов. Он тогда заметил, что главная задача в реализации программы — это правильное планирование. «Если все наши действия будут реализованы без привлечения туда людей, в интересах которых все делается, это будут бесполезно выброшенные деньги. А если неправильно рассказать, опять скажут, что Минниханов и Метшин (мэр Казани Ильсур Метшинприм. ред.) деньги неразумно потратили», — заявил президент.

В Казани в программу изначально вошли набережная системы озер Кабан, а также благоустройство водно-болотного комплекса в парке Победы и пляжной зоны на Изумрудном озере. В бюджете республики на эти работы было предусмотрено 203 млн. рублей, сообщал в январе официальный сайт исполкома. Однако в итоге в казанской программе остался только Кабан. «В сформированной помощником президента программе Года водоохранных зон таких объектов, как водно-болотный комплекс в парке Победы и пляжная зона на Изумрудном озере, никогда не было», — пояснила «БИЗНЕС Online» специалист по связям с общественностью Года водоохранных зон РТ и программы парков и скверов РТ Карина Калимуллина.

В программе года водоохранных зон в РТ участвует 21 объект в 20 районах В программе Года водоохранных зон в РТ участвует 21 объект в 20 районах

В поиске идей по благоустройству озера Кабан с легкой руки Фишман, предложившей организовать международный конкурс, дошли до Китая. Якорным инвестором при этом была названа компания «Унистрой», которая собирается застраивать прилегающие к набережной участки. «Президент предложил «Унистрою» сначала благоустроить пешеходную набережную. Из этой ситуации и возникла идея провести конкурс», — пояснила «БИЗНЕС Online» помощник президента. Свои эскизы прислали 160 участников, в финал пробились 10 проектов. В октябре 2015 года стало известно, что победителем стал российско-китайский консорциум Turenscape + МАП architects с проектом «Эластичная лента. Бессмертная легенда Казани». Авторы проекта предложили связать озера Нижний, Средний и Верхний Кабан непрерывной системой ландшафтов и вернуть жизнь на их берега. Предполагалось создание трех типов ландшафтов: экологическая лента, культурная лента и лента транспорта. Планировалось изменить осевую симметрию парка Тысячелетия, «повернув» его к озеру, набережные озер дополнить плавучими садами, кафе и ресторанами на воде, дорожками, которые будут идти над водной гладью. В нескольких частях — установить пристани.

Однако проект, как выяснилось, до сих пор не готов. Более того, не заключен даже договор на его разработку. «Сейчас в интересах Республики Татарстан с китайским бюро Turenscape как победителем конкурса заключается договор. С точки зрения конкурсной практики долгое согласование договора — это нормально. Порой согласование, детализация проекта занимают до года. Система озер Кабан — сложный уникальный объект, поэтому согласования занимают столь длительное время. Предполагается, что в течение этой недели договор будет заключен, — пояснила Калимуллина. — Далее в этом году архитектурным бюро будет подготовлен эскизный проект и начнется проектирование благоустройства Нижнего Кабана».

Фишман также пояснила, что согласование позиций с зарубежным партнером всегда занимает долгое время. «Этот процесс осложняется большим количеством деталей и аспектов, связанных с расхождениями в правилах проектирования, их эскизная документация отличается от нашей», — рассказала она.

Начинать реализацию проекта по благоустройства озер Кабан собирались весной Начинать реализацию проекта по благоустройства озер Кабан собирались весной

Впрочем, судя по всему, ключевая загвоздка — финансирование. «Оплата этих работ из бюджета также очень сложная, — поясняет Фишман. — И поэтому мы обратились к инвесторам, к тем, у кого на территории вдоль береговой линии озера Кабан находится недвижимость. Какое-то время занял процесс переговоров по заключению договора с иностранным партнером и инвестором, в частности с компанией «Унистрой». Сейчас они заключают договор, он на финальной стадии. Мы более чем в 6 раз опустили стоимость работ наших партнеров».

Итоговая сумма составляет 35 млн. рублей, сообщили нам в пресс-службе исполкома Казани, из чего можно сделать вывод, что за свои эскизы китайцы просили ни много ни мало 210 млн. рублей. И это еще без рабочего проектирования, которое будет вести «Татинвестгражданпроект». Именно согласование стоимости работ и поиск инвестора потребовали значительного времени, говорится в ответе на запрос редакции. Инвестор определен, финансирование предполагается из внебюджетных источников. И сейчас совместно с компаниями Turenscape, инвестором, управлением архитектуры и градостроительства исполкома, комитетом внешнего благоустройства, ГУП «Татинвестгражданпроект», ГКУ «Главное инвестиционное строительное управление Республики Татарстан» сформирован проект договора на разработку эскизного проекта, техническое задание и определены границы проектирования.

Что ж, быстрого результата никто не ждал. Окончательное преображение набережной анонсировали не раньше мундиаля 2018 года — уж больно масштабной смотрится концепция «Эластичной ленты», а Кабан — жемчужина Казани, и напортачить тут просто нельзя. «В моем понимании это как с парком «Черное озеро» — главное, чтобы был хороший, правильный, достойный проект. Озеро Кабан, безусловно, жемчужина города, и делать его с наскока было бы неверно», — подчеркнула Фишман. По ее словам, работы по забивке свайных полей под будущие объекты благоустройства планируют начать уже в этом году.

В «Унистрое» на вопросы «БИЗНЕС Online» оперативно ответить не смогли.