ЯРКОВА: «ДЛЯ НАС САМЫМ ВАЖНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО МЫ ВПЕРВЫЕ ТАК АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЕМ МЕСТНЫЕ КАДРЫ»

Станет ли Свияжск «татарстанским Авиньоном»? В последнее время параллели между островом-градом и городом на юго-востоке Франции, где проходит знаменитый театральный фестиваль, в республике и не только проводят все чаще. Речь, конечно, не о масштабах, но о той роли в культурной жизни, которую играет или потенциально может играть та или другая территория.

В июле Свияжск ждет очередная «Свияжск АРТель» — театральная лаборатория, которую вот уже в третий раз организовывает фонд поддержки современного искусства «Живой город» (один из его соучредителей — директор местного музея-заповедника Артем Силкин). До того этим проектом занимался столичный Театр наций. «Каждый год у лаборатории есть своя тема. В прошлом году это были «Сказки Пушкина», в этом — «Остров», — рассказала «БИЗНЕС Online» директор «Живого города» Инна Яркова. — Драматурги уже находятся в Свияжске как резиденты и пишут там пьесы». По ее словам, в этом году интерес к «Свияжск АРТели» в театральном мире как никогда высок. Организаторам пришло порядка 200 заявок от актеров, желающих сыграть в эскизах спектаклей, которые будут представлены по итогам лаборатории. Причем это артисты со всей страны, и среди них узнаваемые лица тех, кто широко засвечен, к примеру, в российских сериалах или на сценах известных театров. Было много желающих приехать и из числа столичных критиков и журналистов. Так много, что некоторым пришлось отказывать, говорит Яркова, поскольку финансовые возможности «Живого города» ограничены.

Инна Яркова Инна Яркова

Тем не менее небольшой, но яркий десант гостей Свияжску обеспечен. К примеру, приедет один из руководителей Театра наций и ведущий российский критик Роман Должанский, режиссер Алексей Федорченко и др. Судя по всему, такой интерес объясняется и именами тех режиссеров и драматургов, которые будут заняты на «Свияжск АРТели». Правда, самый интригующий дуэт все же не состоится. Минский драматург Павел Пряжко, которого здесь очень ждали, в последний момент отменил поездку, так что режиссеру Дмитрию Волкострелову, который за последний год для театральной Казани стал фактически «своим в доску», выступит и в качестве автора текста, и в качестве постановщика.

Однако тандем Юрий КлавдиевРоман Феодори также выглядит интригующе. Один из лидеров российской «Новой драмы» Клавдиев уже устроил читку вещей, написанных им за время пребывания на острове-граде, а главреж Красноярского ТЮЗа Феодори считается одним из самых интересных отечественных режиссеров, работающих в провинции.

Впрочем, директор «Живого города» считает наиболее важным другой факт. «Для нас самым важным является то, что мы впервые так активно используем местные кадры. Свой эскиз покажут казанский драматург Павел Поляков и казанский же режиссер Регина Саттарова», — рассказывает Яркова.

«Свияжская лаборатория стала по-настоящему известным проектом. Я от многих слышу даже не про «Город АРТ-подготовку», которой мы уделяем даже больше внимания, а именно про Свияжск. И это стало уже таким символом острова. В какой-то момент у нас были сомнения: а для чего мы это делаем? Пытались осмыслять это. Но потом поняли, что это действительно уже стало знаковым событием для острова. И многие его ждут», — считает директор «Живого города». В общем, третья по счету «Свияжск АРТель» имеет хорошие шансы стать еще одним успехом триумвирата в руководстве казанского фонда поддержки современного искусства: Диана Сафарова, Силкин, Яркова.

КЛАВДИЕВ: «ЭТО БЫЛА НЕПРОСТАЯ ЗАДАЧА — ВРОДЕ КАК НАЙТИ ЗЕБРУ НА КАРТИНКЕ ИЗ МНОЖЕСТВА ЛИНИЙ»

«БИЗНЕС Online» поговорил с драматургом Юрием Клавдиевым — сценаристом фильма «Все умрут, а я останусь» и сериала «Школа», живущим и работающим в Свияжске еще с начала июля.

— Юрий, отличается ли «Свияжск АРТель» от других подобных проектов лабораторного театрального движения, которое продолжает так активно развиваться в России?

— Несомненно. Во-первых, свободный выбор темы. «Остров» — слово огромное и самодостаточное, хоть кафе назови, хоть вектор дискуссии выделяй. Позволить автору самому определить себе задачу и направление исследований — очень мудрое и правильное решение организаторов.

— В текстах, над которыми вы сейчас работаете, отражена каким-то образом богатая история Свияжска и окрестностей? Или вас все же интересуют человеческие истории, не особенно привязанные к местности?

— Свияжск — место во всех смыслах поразительное. Побывав в руслах нескольких культур, пройдя через горнила многих войн, отстроившись заново и став настоящим культурно-развлекательным центром, он сосредоточил в себе столько писательского материала, что буквально воздух там дрожит от огромного количества готовых сюжетов.

В написанных мной здесь текстах я постарался рассказать о том, что происходило и происходит сейчас даже не столько вокруг и в самом Свияжске — история этого города совершенно подробно изложена в путеводителях и исторических материалах (а их очень, очень много), сколько то, что происходит внутри него, внутри Свияжска как географическо-культурного объекта. Это была непростая задача — вроде как найти зебру на картинке из множества линий.

— Тема нынешней лаборатории — тема острова, насколько вам это близко? Может, это вообще метафора России? Территории, не примыкающей ни к одному из берегов — западному или восточному.

— Можно и шире: каждый из нас — остров на этой реке жизни, но я не очень люблю прямые метафоры, если честно. Мне, конечно, понравилась тема. Обожаю острова, на них особенно остро чувствуешь себя частью огромного целого, называемого миром. На острове многие процессы внешнего мира идут как бы параллельно, а многие становятся совершенно неважными, например, совершенно неважно, что сейчас идет по телевизору, гораздо важнее, что закрывается единственный магазин. Вид из окна на непрерывно работающую драгу перечеркивает и обесценивает любой флешмоб в интернете, а иногда и сам интернет.

— Что ждете от работы в тандеме с режиссером Романом Феодори?

— Я дружу с Романом уже 12 лет, но не видел ни одного его спектакля, вот так получилось, точнее, не получилось. Но именно потому что мы дружим, я полностью ему доверяю. Он умный, тонкий, многое понимающий человек и очень любит театр, для него театр больше, чем просто средство самовыражения или, Боже упаси, тупое зарабатывание денег, или обязательная ежесезонная штамповка удивительных хитов. Роман занимается театром, потому что не смог бы так же качественно заниматься ничем другим, для меня это лучшая рекомендация по жизни.

СИЛКИН: «ДЛЯ СВИЯЖСКА ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ФОРМА АКТУАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО, ИСТОРИЧЕСКОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ»

«Для Свияжска это очень важная форма актуализации культурного, исторического и природного наследия, ассоциативно или напрямую связанного со Свияжском. Для нас важно, что в спектаклях «АРТели» находят отражение коллекции музея, местные истории и мифы, жизнь обычных местных жителей и множество других тем, связанных с богатой историей этого места», — рассказал «БИЗНЕС Online» Артем Силкин.

По мнению директора музея-заповедника Свияжск, важна именно эта ориентация исключительно на местный материал. Она, с одной стороны, задает рамки, а с другой, заставляет искать новые точки зрения на уже привычные вещи. «Есть несколько других музеев-заповедников, где регулярно проходят театральные фестивали, но я думаю, что не ошибусь, если скажу, что свияжская «АРТель» занимает совершенно особое место в их ряду именно благодаря следованию концепции тесной связи с конкретным местом. Буквально пару недель назад я выступал с докладом на эту тему на международном форуме в Хакасии, посвященном культурному туризму, и опыт «Свияжск АРТели» был признан одним из самых глубоких и успешных примеров презентации наследия музеями-заповедниками методами, отличными от традиционного музейного экспозиционного показа», — говорит Силкин.

Отвечает наш собеседник и скептикам, которые уверены, что в мероприятии, когда на один день в Свияжск приезжают несколько сотен театралов, нет ничего особенного. «Не стоит забывать о том, что в работу вовлечены молодые актеры, некоторые из которых, возможно, впервые, соприкасаются так тесно с нашей историей, режиссеры, научные сотрудники музея начинают шире смотреть на ресурсы музея и так далее, — уверен директор музея-заповедника Свияжск. — А про количество зрителей приведу в пример очень интересный разговор, состоявшийся у меня с одной итальянской работницей музея, делавшей доклад на конференции международного союза музеев о специальной программе изучения археологического наследия мамами с детьми в возрасте до шести месяцев. Спрашиваю: «А сколько мам приняло участие в вашей программе?» Ответ: «В прошлом году было 15 мам, но все эти мамы из местного сообщества, они бы никогда не пришли в музей и не поняли ценности традиции и культурной преемственности без нашей программы».

Это очень важный подход, считает Силкин, поскольку «культурное наследие требует вдумчивого вглядывания, а не пробега по историческим постройкам и ландшафтам». Между тем театральная лаборатория «Свияжск АРТель», ставшая одним из уже сложившихся региональных культурных брендов, как раз и проповедует такой подход к истории, культуре и судьбам соотечественников: «Внимательный, неспешный и чуткий, требующий некоторой мысленной и душевной работы от зрителя».

Показы театральных эскизов, созданных в рамках лаборатории, состоятся на острове-граде 30 июля.