Народная молва предрекала, что руководство города будет всячески препятствовать Леониду Барышеву (слева) в сдаче самого выского на сегодня дома в Елабуге Народная молва предрекала, что руководство города будет всячески препятствовать Леониду Барышеву (слева) в сдаче самого высокого на сегодня дома в Елабуге / Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«ПРОЦЕСС НЕМНОГО ПОЛИТИЧЕСКИЙ»

В холодной войне между елабужскими властями и крупным бизнесменом Леонидом Барышевым линия фронта сдвинулась на жилищный проект «Эссен Продакшн АГ». 17-этажный дом «Новая высота» (самый высокий на сегодня в Елабуге), построенный строительным подразделением «Эссена» ООО «СтройПодряд», уже с конца мая подвергается инспекциям, на полтора месяца отстав от графика сдачи дома в эксплуатацию. Такое развитие событий пока в точности соответствует сценарию, предреченному народной молвой, — дескать, руководство города будет всячески препятствовать Барышеву в сдаче дома. Тем более что для этого есть основания: ненормативно маленькая парковка и якобы недостаточная противопожарная защищенность помещений.

Как следует из проектной декларации «Новой высоты», еще 3 июня «СтройПодряд» рассчитывал получить положительное заключение Госстройнадзора РТ и сдать дом в эксплуатацию, а до 20-го числа строители обещали раздать ключи от квартир. Однако в отделе продаж с конца мая заявляют одно и то же: «Мы находимся на стадии получения акта ввода в эксплуатацию». В середине июня специалист отдела продаж объяснила задержку «политическими» нюансами. «Госстройнадзор пока ведет приемку, потому что процесс немножко политический, административный. Дом принимает не елабужский стройнадзор, а челнинские и казанские специалисты. У них свой график объезда. Мы не можем сказать, что пройдет, допустим, три дня и мы получим разрешение. Пока, слава Богу, нареканий у инспекции нет». По словам специалиста отдела продаж «Новой высоты», жилье уходит неплохо — из 156 квартир 76 продано, несмотря на нестабильность рынка. Однако сейчас продажи приостановлены. Как пояснили в компании, договоры долевого строительства заключать уже поздно, а по договорам купли-продажи торговля возможна только с актом ввода дома в эксплуатацию на руках.

Внешне «Новая высота» готова к сдаче Внешне «Новая высота» готова к сдаче

Напомним, ООО «СтройПодряд» было учреждено ЗАО «Эссен Продакшн АГ» в 2004 году. Строительное подразделение группы Барышева и Вадима Махеева быстро выросло и стало одним из крупнейших подрядчиков Татарстана благодаря тесному сотрудничеству с ОЭЗ «Алабуга». В «Алабуге» с 2011 по 2014 годы компания участвовала в проектах, в том числе на генподряде, ООО «Кастамону интегрейтед вуд индастри», ООО «Хаят Кимья», ООО «Хави Логистикс Елабуга», «Габриэль Хеми Алабуга» и других. За пределами «Алабуги» компания строила в основном «свои» торговые центры — для ООО «Оптовик». Жилые многоквартирные дома «СтройПодряд» прежде не строил.

Судя по декларации, дом должен был обойтись «СтройПодряду» в 312,6 млн. рублей в ценах конца 2014 года (примерно $5,6 млн. по нынешнему курсу). Строительство велось за счет средств дольщиков, инвесторов (каких именно, в проектной декларации не уточняется, но, судя по всему, речь идет о группе «Эссен Продакшн АГ») и собственных средств компании. Земельный участок под домом и парковкой площадью 2,5 тыс. кв. м в свое время был выкуплен «Эссен Продакшн АГ» в собственность — прежде на этом месте как раз и размещалась автостоянка.

Половина парковки уже размечена Половина парковки уже размечена

Сейчас же открытая парковка у дома предусматривает всего 69 машино-мест — это на 156 квартир, не считая офисов. На сайте проекта покупателей убеждают, что фактическая вместимость парковки в 1,5 раза больше. Есть, впрочем, также извиняющаяся сноска: «Согласно данным федеральной службы госстатистики от октября 2014 года, число собственных автомобилей по субъектам РФ на 1 тыс. человек населения в РТ составляет 250,1 автомобиля». Судя по этому пояснению, застройщик давно чувствовал, что вопрос парковки обернется для него проблемой.

ИСПОЛКОМ ХОЧЕТ ОБЯЗАТЬ БАРЫШЕВА К СТРОИТЕЛЬСТВУ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПАРКОВКИ

Тот факт, что администрация Елабуги пристально наблюдает за жилищным проектом Барышева, подтвердил «БИЗНЕС Online» замруководителя исполкома района по строительству Шавкат Саффаров. По его словам, принятые в Елабуге нормы предписывают обеспечить «Новую высоту» парковками даже не по количеству квартир, а с учетом офисных помещений — в общей сложности «СтройПодряд» должен сдать вместе с домом 226 машино-мест, то есть в 3,2 раза больше, чем есть сейчас.

«Количество имеющихся машино-мест совершенно недопустимо, — считает Саффаров. — Чтобы удовлетворить заданным нормам, застройщику рядом с 17-этажным домом потребуется построить еще многоуровневую парковку».

Кроме того, к застройщику у исполкома остаются вопросы по вывозу мусора, водоснабжению и водоотведению и особенно по пожарным нормам безопасности. «Пожарных машин с требуемой лестницей в пределах города нет, — поясняет Саффаров проблему доступа спасателей к верхним этажам здания. — Ближайшее место, где находится такая техника, — особая экономическая зона, которая отстоит от Елабуги на 10 - 15 километров. Если что случится, этого расстояния вполне достаточно, чтобы пожарная машина успела приехать лишь к пепелищу».

Вторая половина парковки еще не готова Вторая половина парковки еще не готова

Перечень претензий к дому Барышева вызывает закономерный вопрос: как же столь неоднозначный проект был утвержден горсоветом Елабуги? Саффаров ответил на него без обиняков: «Разрешение на строительство этой высотки было выдано горсоветом, который находился под контролем группы депутатов, тесно связанных с нынешним застройщиком. 9 голосов из 20 позволяли проводить через горсовет любые выгодные для аффилированных лиц решения. Поэтому ответственность за создавшиеся проблемы лежит во многом на инициаторах стройки».

От самого Барышева к моменту публикации уточнений по ситуации со сдачей дома не поступило, хотя за три дня до планируемого срока предприниматель весьма бодро комментировал тему корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Мы ожидаем, что все будет по плану, я был сам на прошлой неделе, мне очень понравился вид из окна, у меня там даже квартира зарезервирована. Парковка проходит по всем нормативам. Мы, когда получали разрешение на строительство, все нормы соблюли, я не вижу ни одной проблемы, чтобы было это зацепкой, чтобы не ввести дом в эксплуатацию».

Детская площадка «Новой высоты» Детская площадка «Новой высоты»

СТОЯНКИ ТРЕБУЮТ НЕ ТОЛЬКО С БАРЫШЕВА

Отметим, что пожарные автолестницы не соответствуют высоте жилых зданий не только в Елабуге, а повсеместно. В соседних Набережных Челнах 17-этажных зданий довольно много, есть и более высокие — например, 24-этажный бизнес-центр «2.18», 25-этажная Europa Tower Алексея Миронова, и, хотя на балансе челнинского отряда МЧС есть автолестница подлиннее елабужской, она все равно недостаточно высока. «БИЗНЕС Online», к сожалению, не дождался ответа на запрос в МЧС РТ о практике тушения пожаров в высотных зданиях, однако неофициально спасатели рассказали, что проблема давно решается. На сегодня в Елабуге имеется 30-метровая автолестница, которая обеспечивает доступ с улицы на 9-й этаж, в Челнах — 50-метровая, которая достает до 15-го этажа. Если нужно подняться выше, пожарные пользуются штурмовой лестницей — благодаря крюкам на концах она позволяет перемещаться по внешней стене выше, этаж за этажом. Кроме того, в проекты высотных зданий закладываются так называемые компенсирующие мероприятия — незадымляемые лестничные клетки, пожарные краны, системы автоматического пожаротушения, спецлифты, вертолетные площадки. Именно на эти факторы и смотрит ГСН при приемке здания в эксплуатацию.

Лестница незадымляемая - она устроена отдельно от площадок квартир Лестница незадымляемая — она устроена отдельно от площадок квартир

Тем не менее проблема с доступом спасателей в небоскребы остается достаточно острой повесткой. К примеру, того же характера вопросы поднял самый высокий дом в Казани «Лазурные небеса» на улице Альберта Камалеева. Проблема пожарной безопасности 36-этажного стеклянного строения высотой 122 метра стала одной из причин затяжной паузы при сдаче дома в эксплуатацию, и, по некоторым данным, решать ее пришлось на уровне президента Татарстана.

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» первый замдиректора ООО «СтройПодряд» Ильгиз Закиров, многие из перечисленных мер в «Новой высоте» реализованы. В доме незадымляемые лестницы и лифты, на каждом этаже и в лифтовой шахте имеется система дымоудаления и подпора воздуха, установлена автоматическая противопожарная сигнализация, три противопожарных крана и локальная насосная станция, которая начинает работать от сброса давления при раскате рукава. Проектировало здание проектно-конструкторское бюро «Казань».

В доме установлена автоматическая противопожарная система оповещения В доме установлена автоматическая противопожарная система оповещения

Что касается парковки, то строгость к застройщикам сегодня демонстрирует не только елабужская администрация. В тех же Челнах к возведению именно многоуровневых парковок теперь обязывают всех строителей жилых домов без исключения. Так, холдинг «Домкор», застраивающий микрорайон «Красные Челны», вынужден был выкупить поблизости стоянки под строительство многоуровневых паркингов, в планировке нового 63-го микрорайона подземными парковками обременяются все крупные магазины, а на будущее команда Наиля Магдеева уже выработала план, как подтолкнуть строителей к удорожанию их проектов. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель исполкома Челнов Ринат Абдуллин, обязательства строить паркинги арендаторы земель под стоянки брали на себя и прежде, но не выполняли их. В Челнах земля под паркинг не облагается земельным налогом, и до истечения срока аренды бизнес спокойно снимал сливки, взимая плату за машино-места. В будущем землю под стоянки будут отдавать с тем же обременением, но не более, чем на год. Если за год арендатор не начал строительство паркинга, участка он лишается. В этом отношении претензии к Барышеву не отличаются какой-то особой строгостью.

Отделочные работы в доме еще не завершены Отделочные работы в доме еще не завершены

Возможно, и в Елабуге придут к тем же методам реализации столь малорентабельных проектов, как парковки, но пока тактика работы с «Новой высотой» не определена — очевидно лишь желание администрации не дать застройщику хода на рынок. «В данной ситуации руководство города приложит все возможные усилия для разрешения проблем в создавшейся ситуации. Какие это будут шаги, пока сказать сложно, но есть богатый опыт работы в сходных конфликтных ситуациях в других районах», — сообщил «БИЗНЕС Online» Саффаров.