Тимур Славин: «В нашей жизни всегда присутствует везение» Тимур Славин: «В нашей жизни всегда присутствует везение»

«ЕСТЬ ТОЛЬКО САМОЛЕТ, И ТОТ ЛЕТАЕТ РАЗ В НЕДЕЛЮ»

Тимур Александрович, вы возвратились в Казань в ноябре прошлого года... Вас перебрасывают в разные регионы для профессионального роста?

— Да, произошла ротация. Я вернулся из Новосибирска, где последние 3,5 года отвечал за сибирский филиал. В свою очередь, ранее управлявший поволжским филиалом Александр Воронин также возвратился домой, в Екатеринбург. Ротация нужна в первую очередь для того, чтобы можно было экономически выгодные процессы и разработки перенести из одного региона в другой. И конечно, с такими длительными командировками мы сами становимся более профессиональными.

И как вы восприняли переезд?

— Сибирь всегда отличалась большими расстояниями. Для меня было непривычно, что, например, в самый удаленный крупный город — Читу — нужно лететь на самолете примерно как до Москвы. В Поволжье самым удаленным городом был Сыктывкар в Республике Коми — туда я обычно ездил на автомобиле.

Разная соотносимость расстояний...

— И часовых поясов. В Новосибирске плюс три часа к московскому времени, в Чите — еще плюс два. Большие расстояния требуют разных схем работы. Например, в Поволжье доставить товар в салон, расположенный в самом удаленном городе, или в деревню занимает максимум сутки. В Сибири же на это может уйти 5 - 6 дней, потому что дорог нет, как и речных переправ. Есть только самолет, который летает в иные города лишь раз в неделю. Соответственно, стоимость срочной доставки заоблачная. Поэтому, чтобы клиент не ждал долго, а компания не несла внезапные расходы, надо организовывать запасы в магазинах по-другому — не так, как на Волге.

Но вы все же открываете в таких городах новые салоны?

— А куда деваться? Их жителям тоже нужны гаджеты. Просто это требует некоторых усилий и подстройки процессов под особенности региона.

Вероятно, на прибыли эти затраты сказываются отрицательно?

— В удаленных сибирских городах, как правило, сильно развита добыча нефти, газа, золота, драгоценных камней, поэтому уровень жизни населения там очень высокий и уровень покупок соответствующий. В Поволжье такие города можно сравнить, например, с Альметьевском. Так что даже с учетом долгой и сравнительно дорогой доставки наш бизнес в этих городах рентабелен. Конечно, бывают моменты, когда даже наша выстроенная система дает сбой. Например, к 8 Марта иногда товар не могли доставить — весь самолет забивают тюльпанами. И перевозчик даже не обсуждает, что везти в первую очередь, потому что цветы там скупят за 40 минут.

— Можно ли сравнить рынок сотового ретейла в Казани и Новосибирске?

— Я могу поставить их на один уровень в плане развития города, среднего чека и в целом платежеспособности населения.

«Средний возраст наших сотрудников, особенно в рознице, — до 25 лет» «Средний возраст наших сотрудников, особенно в рознице, — до 25 лет»

«СОТРУДНИКИ САЛОНОВ ПРОСТО ПРОПАДАЛИ: НИ ИХ, НИ ДЕНЕГ»

Новые территории в Сибири не осваивали?

— Когда я только приехал, само Заполярье было не слишком развито. Транспортная доступность — это не про него. Но работать там очень выгодно — чего стоит один «Норильский никель». И мы стали это направление активно развивать. Наш магазин в торговом центре в Норильске, который там открылся, кажется, впервые за последнее десятилетие, стал просто феерично популярным.

Иначе говоря, вы проложили дорогу к большим деньгам?

— Это слишком громко сказано, потому что там тайга и тундра. Буквально три месяца открыта навигация по реке из Красноярска. Товар может все эти три месяца доставляться и прийти разбитым... Кроме того, мы активно занялись снижением убытков, потому что некоторые районы Сибири, особенно где находится много тюрем, достаточно криминальные.

Неужели были нападения на ваши салоны?

— Все было. В Сибири есть города, где население работать не то чтобы не любит — не хочет. Во-первых, это связано с уровнем дохода. Если градообразующее предприятие нефтяное, уровень дохода его работников точно выше, чем в ретейле. И понятно, что все хотят работать совсем не продавцами в магазине. Поэтому нам порой было целесообразней сотрудников из одних городов отправлять в командировку в другие. Второй момент — у определенной прослойки местного населения очень своеобразное понимание жизни.

Что вы имеете в виду?

— Например, если они видят большие деньги, то их обязательно надо забрать себе. Это те, кто освобождается из мест заключения и, так как возвращаться зачастую некуда, тут же и оседает, пропитывая своим менталитетом все вокруг. А молодежь, к сожалению, нередко попадает под их влияние. У нас было достаточно случаев, когда сотрудники салонов из числа местных жителей просто пропадали: ни их, ни денег.

Элементарно могли украсть выручку?

— Они могли украсть все что угодно. Но у нас работает сильная служба безопасности.

В Сибири, видимо, более усиленная?

— Конечно. Все-таки тут с этим посложнее, чем в центральных регионах. Мы не прощаем этих вещей. Если происходит кража, она активно расследуется и виновники наказываются. Вплоть до того, что заводятся уголовные дела, и люди садятся в тюрьму. Мы пытаемся донести это до каждого нашего сотрудника как в офисе, так и в рознице. Но не все, даже увидев пример, понимают, что так делать нельзя. В Сибири это связано еще и с географией. Есть удаленные города, куда каждый день ездить просто невозможно. И, вероятно, создается ощущение отсутствия контроля, но так только кажется.

«СОБСТВЕННИК РЕШИЛ: «ИДЕМ В КАЗАНЬ»

— Сейчас кажется, что салоны «Связного» были всегда...

— Как компания «Связной» возник 20 лет назад, но тогда она носила название «Максус». Бренд «Связной» появился в 2002 году. К этому времени у сети насчитывался 81 салон. Кстати, Казань стала третьим после Москвы и Санкт-Петербурга городом, где они появились, а первый салон «Связной» открылся в нашем городе 10 марта 2004 года.

— Чем это можно объяснить?

— Благодаря географическому расположению Казань определенно центр притяжения людей и бизнеса в Поволжье. Кроме того, здесь высокий потенциал в плане благосостояния населения и его платежеспособности. Поэтому, я думаю, собственник в 2004 году и принял решение: «Идем в Казань». Кстати, управляющий офис макрорегиона «Волга» у «Связного» находится именно здесь. В 2012 году в Татарстане насчитывалось уже 96 салонов. К концу 2014 года их стало 109, сейчас — на три меньше. Дело в том, что мы очень активно развиваем направление онлайн-торговли: все больше людей покупают через интернет, поэтому нет необходимости открывать магазин на каждой улице.

Этой же стратегии придерживаются и ряд других ретейлеров, стремящихся к эффективности. Но некоторые компании по-прежнему живут в прошлом, словно не видя прогресса, и продолжают наращивать присутствие в офлайне, тратя на это огромные средства.

— Насколько оптимально количество игроков сетевого ретейла, как они делят между собой рынок?

— Общее количество магазинов крупнейших ретейлеров превышает 10 тысяч, что позволяет охватить почти всех жителей страны. Салоны «Связного» расположены в 919 городах. Мы предлагаем покупателям широкий ассортимент электроники, аксессуаров, страховых и финансовых продуктов и многое другое: выбор на уровне 10 тысяч товарных позиций почти в каждом салоне компании. Четверть оборота у нас формирует интернет-магазин svyaznoy.ru. Причем продажи онлайн у «Связного» на порядки выше, чем у «Евросети», розничных сетей «МегаФона», «Билайна» и МТС. Подбирается к нашей доля «М-Видео», но у нас разный ассортимент.

«Бренд «Связной» появился в 2002 году» «Бренд «Связной» появился в 2002 году»

«ПРИВЫЧКУ К APPLE НИКУДА НЕ ДЕНЕШЬ»

— А в Казани у вас сколько салонов?

— Порядка 35. В том числе здесь самое большое количество монобрендовых салонов формата Apple Premium reseller, которые работают под брендом C-Store. В них свои требования к площади, свой дизайн, свои специально обученные сотрудники — они проходят тренинги по программе, разработанной Apple. Сегодня таких салонов четыре: три располагаются в столице Татарстана и один — в Набережных Челнах. Там представлена исключительно продукция Apple: смартфоны, компьютеры, планшеты, ноутбуки и различные аксессуары. В Татарстане очень любят этот бренд.

— Людей не отпугивает цена?

— Нет. В существующей ситуации в стране приверженцы этого бренда сохраняют ему верность — привычку никуда не денешь. Популярностью пользуются не только iPhone и iPad, но также ноутбуки, компьютеры Apple и Apple Watch. Средний чек в C-Store в 3 - 4 выше, чем в мультибрендовых магазинах «Связного».

— Насколько официальные продажи новинок Apple в России отстают по времени от cерого рынка?

— Несколько лет назад iPhone выходили на российский рынок с большим временным лагом по сравнению со странами первой волны, что, конечно, давало возможность серым продавцам ввозить устройства и продавать самым нетерпеливым покупателям, причем по сильно завышенной цене. А сейчас продажи iPhone и iPad стартуют в России всего через одну-две недели после общемировой премьеры. Зачем прибегать к услугам неофициальных продавцов, если через неделю очередную «яблочную» новинку можно будет приобрести в салоне или интернет-магазине официального реселлера, получив при этом все гарантии производителя?

— Некоторые считают, что после смерти Стива Джобса магия бренда прошла. Сколько, на ваш взгляд, осталось жить Apple?

— Мне непонятно, откуда берутся такие суждения. iPhone остается одним из самых популярных смартфонов в России и приносит наибольший объем выручки ретейлерам от реализации «умных» телефонов. В Казани доля iPhone одна из самых высоких среди всех городов страны.

«Приверженцы бренда Apple сохраняют ему верность» «Приверженцы бренда Apple сохраняют ему верность» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«КЛИЕНТ ЛЮБИТ ПОЩУПАТЬ ТОВАР РУКАМИ»

— Рост онлайн-продаж — это примета времени?

— Вне всяких сомнений. Сегодня многие наши клиенты становятся омниканальными: сами выбирают тот способ, которым воспользуются при покупке и получении товара. Могут приобрести что-то в самой рознице, сделать онлайн-заказ, сидя дома или в офисе. Мы предлагаем курьерскую доставку товаров и самовывоз из интернет-магазинов. Но порядка 80 процентов онлайн-заказов покупатели забирают сами. Большинство клиентов любит пощупать товар своими руками. Ведь одно дело — посмотреть на гаджет на картинке и совсем другое — увидеть его воочию, проверить.

— Имеет ли какие-то особенности сотовый ретейл?

— Я считаю, основное у нас — правильно и быстро выявить потребность клиента, чтобы он не ушел с ощущением «не знаю, что купить». В нашем секторе розничной торговли очень важны технические знания. Сейчас многие покупатели хотят знать, какой процессор, камера, габариты, аккумулятор и вообще какие возможности дает гаджет. Как-то я покупал телефон своей бабушке. И потратил, наверно, час времени, чтобы выбрать то, что хотел — с большими кнопками, потому что зрение у нее уже не то, достаточно простой в пользовании, прочный, чтобы, если он упал на пол, то не разбился и цена была соответствующая.

— Изменилось ли как-то в кризис поведение покупателей?

— Да. Ключевой фактор, влияющий сейчас на выбор гаджета для покупателя, — это соотношение цены, функционала и качества устройства. То есть клиент готов немного переплатить, но получить более интересный по техническим характеристикам гаджет, чем купить просто дешевый смартфон. В связи с этим мы расширили ассортимент в ценовой категории 7,5 - 15 тысяч рублей, не уменьшая при этом количество позиций во флагманском сегменте. Еще один важный момент поведении в потребителей — чувствительность к цене и специальным акциям. Даже если цена iPhone снижается на 1 - 2 тысячи рублей, мы наблюдаем всплеск продаж устройств от Apple.

— У вас сложные отношения с МТС. Ваши клиенты из-за этого что-то теряют?

— Сегодня на работе «Связного» это не сказывается никак. В апреле прошлого года мы возобновили отношения с операторами «большой тройки» — «МегаФоном» и «Билайном». Также осенью активно стал развиваться Tele2. Со всеми ними мы очень активно работаем и предлагаем нашим клиентам различные тарифные планы наших партнеров— на любой вкус и кошелек.

— А как у вас поставлена работа с возвратом товара?

— Часто покупатели искренне не понимают, почему им не хотят поменять смартфон или возвратить за него деньги прямо здесь и сейчас. Например, человек попользовался планшетом около двух недель и решил его возвратить, так как он ему не понравился. Он ссылается на закон «О защите прав потребителей», забывая, что планшет относится к перечню технически сложных товаров — по закону обменять такое устройство или вернуть за него деньги нельзя. Но мы всегда стараемся идти клиенту навстречу. К примеру, мужчина купил в подарок супруге смартфон розового цвета, а она, как выяснилось, мечтала о золотистом. Если наши продавцы видят, что гаджетом не пользовались и упаковка не вскрыта, они могут выполнить просьбу покупателя.

«Мы активно развивали разные сервисы, чтобы покупать можно было и оффлайн, и онлайн» «Мы активно развивали разные сервисы, чтобы покупать можно было и оффлайн, и онлайн»

«АРЕНДА ПОДЕШЕВЕЛА НА 15 ПРОЦЕНТОВ»

Увеличивать число магазинов не планируете?

— Пока увеличиваем эффективность действующих салонов. Например, в 2015 году очень активно занимались снижением стоимости аренды.

Насколько успешно?

— Порядка 65 процентов салонов снизили эти расходы. В целом средняя стоимость аренды в прошлом году по сравнению с предыдущим уменьшилась примерно на 15 процентов. Правила игры диктует спрос. Еще 5 - 6 лет назад, когда весь ретейл очень активно развивался, у владельцев площадей была альтернатива: если не «Связной», то кто-то еще обязательно арендует помещение за хорошие деньги. А в последние полтора года ситуация изменилась. Если вчера средняя арендная ставка составляла 1 тысячу рублей за квадратный метр, сегодня на данной улице, данном районе города или в торговом центре она упала до 800 рублей. Поэтому ждать, что с каждым годом тебе будут платить все больше, в такой экономической ситуации просто глупо.

У вас есть стандарты для салонов по площадям?

— Единого стандарта нет. Например, у флагманских салонов «Связной» формата open площадь более 100 квадратных метров, есть зоны оказания услуг, шире ассортимент и большинство товара находится в открытой выкладке. Клиент может подойти посмотреть, понажимать кнопки. Но понятно, что у нас не все 2,8 тысячи магазинов такие. Средняя площадь — около 55 «квадратов».

«МОЖНО ВЕДЬ И НА ПРЕСТИЖНОЙ РАБОТЕ СИДЕТЬ И ПЛЕВАТЬ В ПОТОЛОК»

Менеджеры в салонах «Связного» в большинстве своем молоды…

— Это так. Средний возраст наших сотрудников, особенно в рознице, — до 25 лет.

Им легче воспринимать технические новинки?

— Наверное, молодежи легче работать с гаджетами, потому что им это в принципе по жизни привычнее. Однако в последнее время у нас выросло число анкет от соискателей постарше, и они тоже демонстрируют отличные результаты.

Меня больше волнует другой чисто российский стереотип: многие считают, что это как-то непочетно — стоять за прилавком. Я с этим в корне не согласен. Качественный работник, какая бы работа ни была, всегда будет в цене. Можно ведь и на престижной работе сидеть и плевать в потолок.

К вам приходят молодые люди, почти не имеющие стажа работы где-либо. Как вы прививаете им дисциплину и учите не воровать?

— В «Связном» свыше 14,5 тысяч продавцов, и для большинства из них это действительно первое место работы. При отборе сотрудников мы проводим групповые собеседования. Во время них сразу видно, кто «прячется», кому откровенно сложно общаться с людьми. Это позволяет нам части людей сразу порекомендовать другую работу.

Не воровать — это, на мой взгляд, вопрос жизненных ценностей. К нам приходят уже сложившиеся личности, поэтому вряд ли мы их перевоспитаем. Что же касается трудовой дисциплины и азов профессии — для этого у нас существует целая система подготовки розничного персонала: новичка нельзя сразу бросить в бой. Базовый этап адаптации для будущих сотрудников розничной сети длится 19 дней. Система построена так, чтобы у молодого сотрудника было максимум возможностей отработать самые сложные для него моменты как в аудитории с тренером, так и на практике с наставником.

Зачастую менеджеры салонов связи навязывают исключительно дорогие покупки.

— Мы не занимаемся «впариванием» — не предлагаем покупателям то, что им не нужно, если вы об этом. Обучая сотрудников розничной сети, всегда говорим, что нужно с помощью наводящих вопросов попытаться выяснить потребность клиента. Если она выясняется тяжело или человек не открыт к разговору, можно на основании внешних факторов определить то, что ему можно предложить. У нас практикуются контрольные закупки, во время которых мы проверяем, насколько качественно в рознице делают предложение клиенту. Я, кстати, сам, особенно первое время, заходил под видом обычного покупателя в салоны «Связного» — так как я недавно вернулся в филиал, меня еще не узнавали в лицо, выносили товар, объясняли. Я потом делал замечания. Например, что здесь нужно было вот так сказать — это будет более эффективно и т. д. На самом деле искусству продавать нет предела.

«Я и сам часто выступаю в роли покупателя. Меня не везде знают в лицо» «Я и сам часто выступаю в роли покупателя. Меня не везде знают в лицо»

«МНЕ НРАВИЛОСЬ РАБОТАТЬ КАССИРОМ»

А как вы пришли в «Связной»?

— Я учился на втором курсе экономического факультета КАИ и понимал, что если за эти 5 лет не буду заниматься ничем кроме учебы, то, скорее всего, потом не попаду в нужную струю. Поэтому, увидев объявление в газете, буквально за неделю до открытия первого салона «Связного» в Казани в марте 2004 года пришел на собеседование. Меня взяли в учебный центр на двухнедельное обучение. Я обучался на кассира и работал им. Мне нравилось.

Как долго вы пробыли за кассой?

— Около месяца. А затем в учебном центре понадобился человек, который бы обучал новичков всему тому, чему ранее обучили меня. Возможно, руководство оценило мои возможности общения с людьми. Вся наша работа в основном построена на взаимоотношениях.

У вас есть свои секреты?

— Просто я всегда старался работать по двум принципам. Во-первых, честно и открыто, чтобы не строили догадки, почему он так сделал или сказал. Во-вторых, эффективно: если ставится какая-то задача — на 100 процентов выполнять ее.

Это ваше личное качество?

— В «Связном» это всегда ценилось и ценится. Хотя я сейчас сталкиваюсь с тем, что люди не всегда «дожимают» до результата.

У вас было ощущение, что эта компания на ближайшие годы станет вашей?

— Мне сразу очень понравился коллектив. Развивать филиал приехали сотрудники из Москвы. Я с ними достаточно быстро нашел общий язык. Как, впрочем, и они со мной.

Вы были одного возраста?

— Они были старше, но не в два раза. У москвичей была задача оставить вместо себя местных специалистов, так что я появился вовремя. Через два года мне уже предложили стать административным директором филиала — я на протяжении трех лет отвечал за процессы, связанные с арендой, управлением складом, сервисным обслуживанием, а в 2009 году единолично возглавил филиал. Наверно, это было логическое развитие моей карьеры. Ну и в нашей жизни всегда присутствует везение.

Что важного за это время произошло?

—В 2009 - 2010 годах мы объединили казанский и нижегородский филиалы в один — «Поволжье. Объединение бизнес-процессов дало нам возможность снизить издержки. Наконец, одно управление удобно и для логистики, и для обслуживания, и для работы розницы.

«Средний чек в C-Store в 3-4 выше, чем в мультибрендовых магазинах «Связного» «Средний чек в C-Store в 3-4 выше, чем в мультибрендовых магазинах «Связного» Фото: архив «БИЗНЕС Online

«СМЕНА АКЦИОНЕРА ПРОШЛА БЕЗБОЛЕЗНЕННО»

Вы начинали работать в «Связном», когда его владельцем был Максим Ноготков...

— Конечно же, когда он им перестал быть, настроение у многих в команде было грустное. Максим — основатель компании, открытый для общения человек...

— Дистанции не было: я президент компании...?

— Нет, на каких-то крупных мероприятиях кто хотел, можно было побеседовать. Но этой дистанции нет и сейчас с новыми акционерами и президентом (в 2015 году владельцем контрольного пакета стала группа Solvers Олега Малиса, младшего брата гендиректора «Евросети» Александра Малиса, а президентом компании в январе 2016 года стал Евгений Давыдович, с 2013 года занимавший пост председателя правления банк «Связной»прим. ред.).

— Тем не менее еще недавно ситуация в «Связном» была непростой.

— Да. СМИ много писали о том, что «Связной» — банкрот и тому подобное. Мы в этот момент еще больше сплотились. И всем нашим сотрудникам, банкам-партнерам, контрагентам, поставщикам чуть ли не ежедневно подробно объясняли, что все хорошо. Мы ни с кем не переставали работать и платить всем продолжали. На мой взгляд, коммуникация дала нам возможность выйти из всей этой истории с хорошим настроем. И в целом уход Ноготкова прошел безболезненно.

Понятно, что есть долговая нагрузка. Хотя за прошедший год ее удалось значительно снизить.

— Это одна из приоритетных задач и в 2016 году. Но в нынешней не очень благоприятной ситуации с курсами, ценой на нефть вряд ли можно рассчитывать на мифическую сверхприбыль, из которой мы вдруг погасим весь долг. Мы сильно зависим от реальных доходов населения. Не будет доходов — не будет и никаких покупок.

Действительно, раньше определенная категория россиян каждые полгода меняла телефоны на более новые модели, но с девальвацией рубля рынок сотового ретейла упал. Как вы в целом планируете выживать в кризис?

— Нынешний кризис уже не первый, который успешно переживает компания. Ключевой фактор, который позволяет «Связному» не беспокоиться из-за падения продаж на рынке почти во всех сегментах электроники — диверсификация бизнеса. Половину валовой прибыли формируют не товары, а сервисы и услуги. Например, продажа страховых продуктов, различных пакетов настроек устройств, авиабилетов, платежи и т. д. Например, по итогам прошлого года одной из самых популярных услуг было страхование гаджетов — было застраховано 40 процентов всех приобретенных в «Связном» смартфонов и планшетов. Рост доли относительно 2014 года — 20 процентов.

— Чем это можно объяснить?

— С падением доходов и ростом цен на электронику люди стремятся продлить срок жизни гаджетов и максимально обезопасить себя от нестраховых случаев. Например, вы нечаянно «утопили» смартфон стоимостью свыше 50 тысяч рублей, и он перестал работать. Этот случай не относится к гарантийным, и замена только дисплея может вам обойтись дорого — примерно в 10 тысяч рублей. Но если вы купили к этому устройству страховку, ремонт, если это страховой случай, оплатит страховая компания.

Еще один весьма популярный у клиентов сервис, который изначально было сложно представить в «Связном», — это трэвел-услуги. Мы предлагаем авиа-, ж/д- и билеты на автобус, бронирование гостиниц. Все это можно купить равнозначно в онлайн- и офлайн-режиме. В 2015 году, несмотря на общее падение турпотока, оборот «Связного Трэвел» вырос на четверть.

«Все продажи нацелены на понимание потребности человека» «Все продажи нацелены на понимание потребности человека»

«Я НЕ ИЗ ТАКИХ, ЧТО ПОТРЯСЛИ КОНФЕТКОЙ — И Я СРАЗУ УБЕЖАЛ»

Вы успешный топ-менеджер. От других сетей предложения не поступают? И как вас мотивируют, чтобы вы работали именно здесь?

— Предложения поступали и поступают. Хотя такого открытого хантинга, чтобы мне ежедневно названивали «Давай, давай», конечно, нет. Да и я не из таких людей, что передо мной потрясли конфеткой — и я сразу убежал.

Если говорить про мою мотивацию в компании «Связной», во-первых, мне очень нравятся отношения и ценности, которые есть в коллективе. Во-вторых, в «Связном» нет времени скучать. Постоянно что-то происходит — чаще позитивное. Но даже если негативное, интересно разрешить ситуацию в свою пользу. Мы не сидим целый день в офисе за компьютером и не думаем, что у нас за 500 километров от Казани все хорошо — выезжаем на место.

— Даже руководители филиалов?

— Да. Я люблю это делать. Раз в месяц точно стараюсь куда-то выезжать. Объезжаю салоны, провожу собрания сотрудников. Сложности есть всегда. Кому-то холодно, кого-то обидели — например, по ошибке не доплатили зарплату и т. д. Конечно, у нас есть точки контроля — отчеты, но они никогда не заменят живого общения с людьми. У нас и руководители направлений всегда по «полям» катаются, и топ-менеджеры из Москвы, включая президента компании.

— Как ваши командировки воспринимают дома?

— И супруга, и дети относятся с пониманием, когда мне нужно надолго уехать.

А вообще близкие помогают вам в работе?

— Мы стараемся, чтобы наши друзья, близкие, родственники делали все свои покупки именно в «Связном» — в первую очередь это важно с точки зрения обратной связи. Например, знакомые мне регулярно рассказывают, что они у нас что-то купили или что им не понравилось. Мы стараемся сразу на это реагировать.

«Клиенты стали экономнее — выбирают более доступные бренды» «Клиенты стали экономнее — выбирают более доступные бренды»

— Не в том плане, чтобы сразу наказать сотрудника?

— По-разному. Я не хочу идеализировать ситуацию. Бывает, где-то нагрубили, где-то недорассказали или не показали. Сеть большая, поэтому помощь близких сильно помогает.

— И традиционный вопрос «БИЗНЕС Online»: каковы ваши три секрета успешного бизнеса?

— Во-первых, бизнес должен быть максимально открытым и честным. Работать с «мутными» компаниями уже никому не интересно. Кроме того, он должен быть построен на работе слаженной команды. Людей надо развивать, ни в коем случае не обделять их вниманием и не думать, что ты все сможешь делать сам. И, в -третьих, надо четко ставить перед собой цели и верить в успех, делая для этого все возможное.