Союз архитекторов съехал из помещений на ул. Горького, которые он занимал последние 40 лет

ТРИ КОМНАТЫ ВИТАЛИЯ ЛОГИНОВА

Конфликт между союзом архитекторов Татарстана во главе с Виталием Логиновым и госкомитетом по туризму Сергея Иванова за помещения в элегантном особнячке — доме Чукашева на ул. Горького, 19 — в Казани закончился в пользу последнего. Союз, насчитывающий сегодня около 150 человек, съехал из помещений, которые он занимал последние 40 лет, и переселился в более скромные апартаменты — новым пристанищем стало здание на ул. Ершова, 31Б, точнее, три комнаты в нем. Теперь архитекторы занимают 100 кв. м вместо почти 300 кв. м на ул. Горького. Фактически союз приютил у себя КГАСУ. В этом здании также находится кафедра дизайна Казанского государственного архитектурно-строительного университета и детская архитектурно-дизайнерская школа «Дашка».

Напомним суть конфликта. В апреле прошлого года минземимущество РТ, на балансе которого ранее находилось здание Горького, 19, прислало письмо в союз архитекторов с требованием в кратчайшие сроки освободить помещение второго этажа — якобы для ремонта, то есть как будто временно. Однако уже тогда архитекторы посчитали, что это лишь повод для выселения и обратно они вернуться не смогут. Тем более что последний раз договор союза и минзема был пролонгирован лишь до февраля 2015 года. Логинов написал письмо президенту республики, в котором заявил: «Это ультимативное требование преследует одну цель — лишить союз архитекторов РТ своего „Дома архитекторов“ без предоставления каких-либо других приемлемых вариантов». Виновными в своих бедах союз архитекторов посчитал госкомитет по туризму, который аккурат в начале прошлого года переселился на первый этаж особняка, а затем получил в управление и все здание. Госкомитету якобы не хватало своих помещений, кроме того, по словам архитекторов, соседи снизу жаловались на протекающие батареи. Второй этаж, где располагался союз, действительно нуждался в добротном ремонте, но средств на это у союза не было.

Двухэтажный дом Чукашева — памятник архитектуры федерального значения Двухэтажный дом Чукашева — памятник архитектуры федерального значения

Двухэтажный дом Чукашева по адресу Горького, 19 — памятник архитектуры федерального значения, одно из самых красивых зданий на этой улице. Особняк был построен для купца в 1908 году по проекту архитектора Константина Олешкевича. В оформлении фасадов и интерьеров дома использованы различные стили с преобладанием мотивов барокко и рококо. Общая площадь первого этажа и подвала — 425 кв. м, второго — 284 кв. метра.

После письма президенту ситуация была поставлена на паузу, пока наконец не разрешилась... переездом союза архитекторов. Логинов подтвердил газете «БИЗНЕС Online» переезд, отметив, что не думал, что до этого дойдет. «Тут сыграл фактор бизнеса. Сейчас турист пошел в Казань. За прошлый год они собрали несколько десятков миллионов. Ну а нам решили сказать, что архитектура — это не искусство. У нас же теперь каждый архитектор...» — в сердцах заявил глава союза. Он рассказал, что сейчас заседания правления в основном проходят в офисе его компании «ВЕЛП».

Как рассказали «БИЗНЕС Online» в союзе архитекторов, им поставили условие: или найти 15 млн. рублей на ремонт интерьера, или съехать. Естественно, таких денег союз, живущий на членские взносы, не нашел. По их данным, на реконструкцию дома госкомитет просит более 100 млн. рублей. В союзе сетуют, что фактически он потерял свою библиотеку — подарил ее КГАСУ, потому что на 100 «квадратах» не уместить. При переезде уникальная старинная библиотека из книг по архитектуре и строительству была расфасована по 97 мешкам.

Как рассказали в союзе архитекторов, им поставили условие — или найти 15 млн. рублей на ремонт интерьера, или съехать

Что касается здания на ул. Ершова, то собеседники газеты говорят, что второй и третий этажи там занимают студенты, первый и четвертый с союзом делит школа «Дашка», а отдельной вывески у союза нет — якобы запрещает ректор КГАСУ, так как нет своего зала. «У нас теперь даже нет юридического адреса, потому что мы не имеем права там сидеть. Говорят, что это бюджетная организация, которая не имеет права держать арендаторов. Так сказал ректор. У нас даже нет отдельной вывески „Союз архитекторов Татарстана“», — сетуют они.

«ОНИ ЖДАЛИ У МОРЯ ПОГОДЫ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала в здании, где сейчас остался только госкомитет по туризму, чтобы посмотреть, что представляют собой сегодня площади второго этажа. Экскурсию для нас проводили председатель госкомитета Иванов и помощник президента РТ Олеся Балтусова. На второй этаж, который покинули архитекторы, зайти можно через отдельную дверь, практически сразу у входа начинается лестница, которая ведет к помещениям наверху. Комнаты в плачевном состоянии — где-то изломан паркет, сильно протекшие потолки с желтыми разводами по углам. По словам Иванова, в здании неоднократно прорывало трубы.

В здании сейчас остался только госкомитет по туризму

В настоящее время готовится проект реставрации здания, после чего начнутся собственно работы. Проект выполняет «Татинвестгражданпроект», мастерская Светланы Мамлеевой. Информации по сумме на реставрацию пока нет. По словам Балтусовой, цифры, которые назывались ранее, были примерные или навскидку. Иванов отметил, что создание проекта реставрации — процесс непростой. «Сейчас изучаются материалы, оценивается состояние окон, паркета. Если бы стояла задача все снести и сделать евроремонт, все было бы гораздо проще, а здесь каждый участок должен быть оценен: какие конкретно работы провести, какие технологии применить, — объяснил он и назвал сроки. — Думаю, сам процесс реставрации начнется не раньше осени-зимы в этом году, потому что подготовка проекта — серьезное дело. Это здание — ценный памятник, и торопиться нельзя».

Главный по туризму республики сообщил, что, если оперативно будет решен вопрос с проектом, финансированием, планируется уже следующим летом приглашать в здание посетителей и туристов. На втором этаже в маленьких комнатах разместятся кабинеты, но парадные комнаты это не затронет.

«Понятно, что в парадных комнатах никаких рабочих кабинетов не предполагается. Мы хотим, чтобы дом Чукашева был включен в туристические маршруты. Можно было бы проводить здесь выставки, круглые столы, встречи. Задача — сделать помещения доступными для людей, для туристов. Последние 10 лет помещения вообще были закрыты, сюда невозможно было попасть — только если договориться со смотрителем союза архитекторов. Это одно из уникальнейших зданий с такой архитектурой, с внутренней лепкой, сохранившихся в Казани. Таких зданий можно по пальцам одной руки пересчитать. Это жемчужина Казани, которой мы дорожим», — говорит он.

Сергей Иванов: «Мы хотим, чтобы дом Чукашева был включен в туристические маршруты. Это жемчужина Казани, которой мы дорожим»

Балтусова подтвердила, что здание действительно уникально. По ее словам, в Казани очень мало исторических зданий с сохранившимися интерьерами. «На улице Муштари есть дом Киселева — красивый модерн с сохранившимися интерьерами, например. Там размещался институт информатики, он переехал. Таких зданий с интерьером немного, и когда, например, компания ASG искала такие здания, была разочарована, потому что в отобранных на реставрацию зданиях практически нигде не сохранились интерьеры. Это здание на Горького очень ценно для нас. Какие тут двери, родные окна, паркет, лепнина, интересная лестница! — восклицала она. — Стоит вопрос сохранности паркета: сможем сохранить весь или будет перебор или замена. Интерьеры в здании, конечно, хотелось бы воссоздать. Можно поискать мебель в антикварных салонах, на выставках».

Она сообщила, что собственник здания — минземимущество РТ, а средства на реставрацию выделяются из бюджета республики. «Это было личное решение президента республики, мы ему лично докладывали. Он не сразу решил, давал шанс архитекторам, ждал, что они что-то предложат, но союз занял такую позицию — никакую», — рассказала Балтусова.

«Предыдущие хозяева помещения содержали его примерно в таком состоянии», — сетует он, а помощник президента радуется, что у здания наконец-то хозяйственные «смотрители».

Олеся Балтусова рассказала, что архитекторам выделили четыре комнаты в здании КГАСУ: «Это больше, чем они имели в здании на улице Горького»

«У союза было такое отношение, к сожалению. У них есть свои причины. Они говорят, что им никогда не было никаких субсидий, в отличие от других подобных организаций. Но кто должен заниматься поддержкой? Просто все остальные союзы ходят и что-то делают, требуют условий. А союз архитекторов никогда ничего себе не просил. Если бы они озаботились, напрягали своего попечителя — министерство строительства республики, ночевали в приемной у министра, хоть что-нибудь бы просили, проводили здесь мероприятия с привлечением СМИ, предлагали масштабные события, может быть, на них бы обратили внимание, — считает Балтусова. — Мы им об этом говорили неоднократно. Но они просто ждали у моря погоды, ничего не делали. Поэтому деятельные организации занимают это здание, и хорошо, что это делают, что начинают шевеление. Теперь нет сомнений, что у памятника все будет хорошо».

На вопрос Иванову о том, с какими настроениями уехали архитекторы, он ответил, что нужно спрашивать не у него. И еще раз повторил, что главная цель — дать возможность туристам видеть красоты здания. Он также напомнил, что до переезда госкомитета на ул. Горького над зданием поработали. «До момента въезда в здание госкомитета решением президента была заменена кровля, полностью отремонтирован фасад, отреставрирован первый этаж, заменены системы теплоснабжения, водоснабжения», — сказал собеседник газеты.

Помощница президента рассказала, что архитекторам выделили четыре комнаты в здании КГАСУ. «Архитекторам КГАСУ дал четыре комнаты — это больше, чем они имели в здании на улице Горького. Если бы они сейчас активизировались, начали кипучую деятельность по образовательной, просветительской деятельности, мы бы стали им помогать и искать какое-то другое помещение. Просто то, что им дали, было рядом: ректор университета сразу же поддержал и сказал, что найдется место для коллег», — рассказала Балтусова.

Виталий Логинов: «Нам решили сказать, что архитектура — это не искусство. У нас же теперь каждый архитектор...» Виталий Логинов: «Нам решили сказать, что архитектура — это не искусство. У нас же теперь каждый архитектор...»

«ТАМ ЖИЗНИ НЕТ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать потерю союзом своего помещения, состояние организации и ее необходимость сегодня.

Ренат Мухитов — завкафедрой реставрации и реконструкции архитектурного наследия КГАСУ:

— Ничего хорошего в этом нет, поскольку старое здание действительно было не просто размещением союза архитекторов. Это был дом архитекторов, где проходили мероприятия, в том числе и торжественные.

К сожалению, поддержки ни от города, ни от республики в этом плане не было, не было даже компенсации расходов на содержание здания. Все-таки за счет членских взносов сделать это было сложно. Естественно, союз потерял его. Очень жаль, но это, к сожалению, такое время. Хотя, по моему мнению, комитет по туризму мог бы найти себе более достойное место.

Случившееся, я считаю, это общее отношение — и к архитектуре, и к профессионалам. Очень обидно, потому что город без архитекторов существовать не может. Все-таки нужно было более лояльно отнестись.

Конечно, союз республике нужен. Вопрос только в том, должен он продолжать работу как общественная организация или как профсоюз. Осенью в Москве будет съезд, возможно, эти вопросы будут решаться. Они неоднократно ставились, и проблема не только наша местная, она российская. В Москве, допустим, пошли по другому пути — стали создаваться другие творческие объединения. Но это, в принципе, не возбраняется, ради бога. А вообще-то надо, наверное, трансформировать союз в профсоюзную организацию и тогда уже заниматься просто защитой интересов архитекторов на всех уровнях. У организации в таком случае будет, прежде всего, больше юридических прав, потому что вопросы достаточно сложные. Если в крупных городах еще относительно благополучно, то в районных центрах архитекторам очень сложно выживать. Притом все хотят иметь хорошую качественную архитектуру.

Но здесь сложное финансовое положение — к сожалению, это так. Из-за того что у архитекторов мало заказов, оплачивать членские взносы им сложно. Мы же должны делать отчисления и в Москву, и на содержание своего дома. У союза дизайнеров тоже нет здания, поэтому мне даже кажется, что город мог бы выступить с инициативой и сделать один общий дом для творческих работников, где располагались бы вообще все творческие союзы. Ведь есть же Дом дружбы народов, почему не должно быть Дома дружбы творческих союзов.

Сергей Саначин — градостроитель

— Естественно, союз архитекторов утратил свое значение в республике, иначе бы его не выселили. Про союз можно сказать, что там замерла жизнь. Может быть, и в других союзах она замерла — я не знаю. Там жизни нет. Там нет даже общих собраний.

Рамиль Мифтахов — генеральный директор турагентства «Персона грата»:

— За последние два-три года на фоне кризиса по сравнению с другими отраслями в республике туризм вырвался вперед. Рост туристического потока и повышение узнаваемости Казани колоссально выросли, и роль госкомитета по туризму в этом явная, и я бы даже сказал главная. Те ресурсы и административный потенциал, а также финансовые ресурсы, которые вливаются в продвижение региона, несравнимы с другими российскими регионами страны. Благодаря этому мы сейчас стоим на первом месте среди городов-миллионников. Я регулярно езжу на московские турвыставки и могу точно сказать, что для других регионов мы просто пример. Подходят специалисты из других регионов и советуются, как и что нужно делать. Основная роль в этом, конечно, госкомитета.

Если смотреть, как начиналось развитие туризма 5 - 7 лет назад, с приходом Сергея Иванова концепция подхода, движения вперед в принципе поменялась. Все зависит от руководителя. Если руководитель болеет за дело, достигаются определенные результаты, если все равно, результат будет такой же. Поэтому думаю, что вложенные государственные ресурсы максимально эффективны. Со стороны операторов был сделан вклад в качество приема туристов в регионе. Конечно, есть проблемы — проблема кадров, но мы работаем над этим. Основной показатель качества работы — это количество операторов внутреннего, въездного туризма в регионе, и у нас их число постоянно растет.

До момента въезда в здание госкомитета решением президента была заменена кровля, полностью отремонтирован фасад, отреставрирован первый этаж, заменены системы теплоснабжения, водоснабжения До момента въезда в здание госкомитета решением президента была заменена кровля, полностью отремонтирован фасад, отреставрирован первый этаж Фото: president.tatarstan.ru

Андрей Петров — архитектор ООО «Архиформат»:

— Если мы считаем, что мы живем в нормальной стране, с нормальной психологией и восприятием мира, с нормальными подходами ко всему, то, естественно, союз архитекторов нужен, необходим — как и во всем мире. Просто сегодня союз поставили в такие условия, что он абсолютно бесправен. Несмотря на все законы, которые были приняты и в плане СРО, и других законных актов, сегодня он не управляет, как во всем мире, архитектурно-строительной деятельностью.

Все это выгодно нашему руководству. Не только республики, но и, наверное, России. Приведу пример. Взять США, Германию, Европу... В Германии — своя палата архитекторов. В том же самом Мюнхене несколько лет назад, когда я туда приезжал, из 4,5 тысяч членов палаты реально сертификаты имели около двух сотен человек. Это люди, которые могли работать самостоятельно, имели свои мастерские. Что это значит? Во-первых, естественно, что у них будут объекты, потому что их две сотни, а не четыре тысячи. Во-вторых, это более опытные архитекторы — во всех отношениях. Там у них достаточно четкая система сертификации. У нас она вообще отсутствует как таковая, и все остальные архитекторы работают у них в мастерских. Постепенно учатся, набираются опыта, потом сдают соответствующие экзамены и получают сертификат. Такая преемственность поколений.

У нас так было в советское время. Худо-бедно, но мы шли в проектные институты — в Казани их было очень много — и набирались опыта. А что происходит сейчас? На момент регистрации СРО у нас зарегистрировано где-то 2,5 тысячи строительных фирм. Студент выходит из института, приобретает сертификат — и работайте на здоровье, не имея ни опыта, ничего, поэтому они работают за копейки и теряются заказы. Я, например, на 99 процентов сегодня работаю везде, но не в Казани. В Москве у меня за последнее десятилетие гораздо больше объектов.

Если бы у меня был оборот порядка 20 - 30 миллионов в год, вопросов бы не возникло. Что там содержать дом союза архитекторов? Мы бы уже давно выкупили его и содержали бы как надо и у государства бы ничего не просили. А поскольку союз архитекторов нищий, а государство не захотело поддержать — нас просто выселили. А туризм приносит прибыль, они зарабатывают, это реально.