ЦБ РФ потребовал от шведской компании «Ист Кэпитал Файнэншиэлз Фанд АБ» сократить свою долю в уставном капитале челнинского ПАО «Акибанк» с нынешних 16,24% до размера, не превышающего 10% ЦБ РФ потребовал от шведской компании «Ист Кэпитал Файнэншиэлз Фанд АБ» сократить ее долю в уставном капитале челнинского ПАО «Акибанк» с нынешних 16,24% до размера, не превышающего 10% Фото: «БИЗНЕС Online»

ШВЕДЫ В ЧЕРНОМ СПИСКЕ

Центробанк Российской Федерации потребовал от шведской компании «Ист Кэпитал Файнэншиэлз Фанд АБ» (East Capital Financiаls Fund AB; ECFF) сократить ее долю в уставном капитале челнинского ПАО «Акибанк» с нынешних 16,24% до размера, не превышающего 10%. Таково требование российского законодательства для «лиц с неудовлетворительной деловой репутацией».

Дело в том, что инвестфонд также числился совладельцем Пробизнесбанка, который в августе прошлого года был лишен лицензии и впоследствии признан банкротом. Это и послужило основанием для Центробанка внести ECFF и пять представителей руководства фонда (все — граждане иностранных государств) в черный список. Шведы с данным предписанием не согласились и обратились в Арбитражный суд РТ, а также подали два иска в Арбитражный суд Москвы.

На 1 июня собственный капитал Акибанка составляет 4,2 млрд. рублей. Таким образом, долю ECFF можно оценить в 682 млн. рублей, а предписание Центробанка требует сократить ее до 420 млн. рублей, то есть она может уменьшиться почти на 260 млн. рублей. Это, конечно, если считать по номиналу, а рыночная оценка стоимости пакета может отличаться.

«БИЗНЕС Online» обратился за комментариями к сторонам противостояния. Акибанк предпочел не комментировать ситуацию. По контактам, указанным на официальном сайте шведского фонда, также был выслан запрос, однако ответа не последовало. Не отреагировал на запрос и ЦБ.

ЧИСТКИ ЭЛЬВИРЫ НАБИУЛЛИНОЙ

Широко пользоваться «дубинкой» деловой репутации ЦБ начал с января 2014 года, когда было опубликовано соответствующее положение от 25 октября 2013 года за подписью председателя Эльвиры Набиуллиной. В течение 30 дней после того, как выявлен факт неудовлетворительной деловой репутации совладельца банка, ЦБ отправляет и ему, и в сам банк предписание об уменьшении доли до 10%. На его выполнение дается 90 дней, причем все это время акционер имеет право голосовать только пакетом в 10%. При невыполнении требования ЦБ, в соответствии с законом о банковской деятельности, обращается в суд. Причины столь жестких мер в отношении совладельцев российских банков ранее пояснял зампред ЦБ РФ Михаил Сухов. «Если человек ранее руководил банком, у которого пришлось отозвать лицензию, или входил в состав совета директоров, или был контролирующим акционером, то теперь он не может ни устроиться на работу в другой банк, ни даже приобрести свыше 10 процентов акций кредитной организации», — отметил он.

Широко пользоваться «дубинкой» деловой репутации ЦБ начал с января 2014 года, когда было опубликовано соответствующее положение за подписью председателя Эльвиры Набиуллиной Широко пользоваться «дубинкой» деловой репутации ЦБ начал с января 2014 года, когда было опубликовано соответствующее положение за подписью председателя Эльвиры Набиуллиной Фото: kremlin.ru

По его словам, в 2015 году под действие норм о деловой репутации банкиров попали 243 человека: 87 из них ЦБ отстранил от руководства банками, 11 крупных акционеров утратили возможности влиять на деятельность кредитных организаций, а еще 145 претендентам было отказано в приеме на работу. Центробанк намерен продолжить политику ужесточения и планирует «увеличить срок запрета на работу в банках лиц из черного списка с 5 до 10 лет, а в некоторых случаях вводить пожизненный запрет на профессию».

КАК ШВЕДЫ «ПРОГЛЯДЕЛИ» ДЫРУ В 41 МИЛЛИАРД

Шведский фонд ECFF был основан в 2006 году на волне роста банковского бизнеса в Восточной Европе. Среди собственников, по данным, опубликованным Акибанком, три иностранных гражданина: Питер Элам Хаканcсон (Швеция), Кестутис Саснаускас (Литва) и Карин Кристин Хирн (Франция).

Сообщалось, что к осени 2008 года фонд приобрел пакеты акций 14 банков и 1 коллекторского агентства. Однако в Казахстане национализировали один из крупнейших банков — БТА, куда фонд вложил 63 млн. евро, а доля в украинском Надра Банке, признанном несостоятельным и перешедшем во временное управление Нацбанка Украины, обошлась шведам в $45 миллионов. «Похоже, все эти инвестиции можно смело списывать», — прогнозировали тогда журналисты.

В России ECFF, согласно информации на его сайте, помимо инвестиций в Акибанк и Пробизнесбанк владел долей в Азиатско-Тихоокеанском Банке (доля фонда на март 2016 года — 17,91%) и Локо-Банке (на июнь 2016 года — 9,99%, ранее составляла 11%; возможно, в отношении Локо-Банка были выдвинуты аналогичные требования).

В злополучном Пробизнесбанке у фонда было 19,27%. Крупнейшим совладельцем был Сергей Леонтьев — 40,15%. Другой крупный пакет был у предправления Пробизнесбанка Александра Железняка (11,05% акций). В числе акционеров также значилось несколько инвестиционных фондов. Лицензию у банка ЦБ отозвал в августе прошлого года «за высокорискованную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы». Как сообщается на сайте регулятора, бывшие руководители и собственники вывели из банка большой объем средств через разные механизмы — от махинаций с ценными бумагами до предоставления средств через цепочки кредитов аффилированным компаниям. В результате отрицательная разница между активами и обязательствами банка оценивалась примерно в 41 млрд. рублей. Размер обязательств кредитной организации достигал примерно 128 млрд. рублей, а активов — около 87 млрд. рублей. В октябре 2015 года банк был признан банкротом, а ЦБ передал информацию о выводе активов из Пробизнесбанка правоохранительным органам.

Лицензию у Пробизнесбанка ЦБ отозвал в августе прошлого года «за «высокорискованную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы» Лицензию у Пробизнесбанка ЦБ отозвал в августе прошлого года «за «высокорискованную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы» Фото: ©Максим Блинов, РИА «Новости»

И ДОЛГО БУДУТ ПОМНИТЬ ШВЕДЫ…

Начало союза Акибанка и шведов описывал журнал «Эксперт» в 2006 году, извещая о намерении East Capital Explorer Financial Institutions Fund AB приобрести до 20% акций челнинского банка. За счет нового инвестора татарстанский банк собирался получить новые технологии и ускорить динамику развития. По данным на 2009 год, шведский фонд и правда владел 19,9% челнинского банка и был крупнейшим акционером, но затем его доля снизилась.

В преддверии инвестиций для оценки состояния банка были проведены аудиторские и юридические проверки. Председатель правления Акибанка Ильдар Галяутдинов в то время рассказывал, что новые инвесторы «смогут предложить готовые решения, в частности, по развитию IT-архитектуры, адаптации скоринговых механизмов».

В 2007 году акционеры избрали наблюдательный совет, который традиционно возглавляет гендиректор Сетевой компании Ильшат Фардиев. Одним из новых членов стал Юрки Талвитие — глава представительства шведского инвестиционного фонда «Ист Кэпитал Эксплорер Файнэншиэл Инститьюшнз Фанд АБ» в Москве. Также в документах банка за 2014 год упоминается Ханна-Леена Лойкканен (Финляндия) — директор департамента представительства АООО «Ист Кэпитал Интернешнл АБ» и член наблюдательного совета банка.

Согласно данным, опубликованным на сайте Акибанка, East Capital Financials Fund AB сейчас является вторым по величине акционером банка после Ильдара Галяутдинова (17,43%). Пакетами поменьше также обладают такие фирмы, как ОАО «Сетевая компания», обувная фабрика «Спартак», страховая компания «Аско», «Камский Бекон» и другие.

Председатель правления «Акибанка» Ильдар Галяутдинов Председатель правления Акибанка Ильдар Галяутдинов Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАК МОЖНО И ЧЕСТНОГО АКЦИОНЕРА НАКАЗАТЬ

Введение черного списка инвесторов связано с резким «закручиванием гаек» на банковском рынке, прокомментировал ситуацию «БИЗНЕС Online» Ян Арт, вице-президент ассоциации региональных банков России. «При выявлении проблем возникает подозрение, что виноваты акционеры банка, что они выводили средства. Практика сама по себе логичная, потому что за многими банками, которые оказались дырявыми, стояли одни и те же группы акционеров», — говорит Арт, вспоминая группу Матвея Урина, признанного виновным в хищении 16 млрд. рублей у пяти своих банков. В реестр подпадают как юрлица, так и физлица — как правило, это уровень предправа, зампреда и главбуха.

Но так можно и честного акционера зря наказать, а также понять интересы фонда, обратившегося в суд, отмечает Арт. «Эта мера есть и на Западе, но дело в том, что отзыв лицензий стал носить массовый характер. Вот вы берете у меня комментарий, а я как бывший член совета директоров банка „Церих“, у которого отозвана лицензия, тоже в реестре. Это не потому, что мы плохие, а потому, что ЦБ применяет включение в черный список как некую профилактическую меру».

Сам факт вхождения иностранного акционера в региональный банк вице-президент ассоциации региональных банков оценивает весьма положительно: «Такое вхождение — хороший кредит доверия. Мягко говоря, потенциал местного банка оценен западными аналитиками очень высоко».

Влиять на деятельность Акибанка шведы сейчас могут, но нужно учитывать, что у них нет ни блокирующего пакета, ни тем более контрольного. Уменьшение доли в случае с инвестором Акибанка может проходить в форме принудительной продажи в определенный срок на рынке.

Сам «Ист Кэпитал» на российском рынке давно занимается инвестициями, которые, впрочем, не имеют «суперразмеров», отмечает наш собеседник. Пробизнесбанк на данный момент единственный прокол фонда. «Будет жалко, если различные международные инвесторы будут уходить из российских банков, особенно региональных», — заключает вице-президент ассоциации.

...
Фото: «БИЗНЕС Online»

ЯВИТ ЛИ ЦБ МИЛОСТЬ?

Первое заседание по иску фонда к Центробанку об отмене предписания, требующего уменьшить долю в Акибанке, состоялось в начале июня. Представитель Нацбанка РТ попросил отложить заседание для предоставления дополнительных доказательств. Представитель шведской компании отметил, что ходатайствует о привлечении в качестве третьего лица агентства по страхованию вкладов (АСВ). Он аргументировал это тем, что для полного и всестороннего рассмотрения дела необходимо изучить, мог ли фонд принимать значимые решения в отношении управления Пробизнесбанком. «Документы, которые могут пролить свет на это дело, находится у конкурсного управляющего, которым в силу закона является государственная корпорация — агентство по страхованию вкладов», — отметил представитель шведского фонда. Суд встал на его сторону и привлек АСВ в качестве третьего лица.

Также представитель фонда заявил ходатайство о рассмотрении дела в закрытом от прессы режиме: «В рамках настоящего дела будет рассматриваться деловая репутация самого фонда, поскольку именно об этом и идет спор: является ли фонд лицом с недобросовестной деловой репутацией. Фонд является лицом, которое инвестирует средства в финансовые организации, поэтому его инвестиции в существенной мере зависят от его деловой репутации на рынке инвестиционных компаний. В связи с этим мы полагаем, что открытое освещение вопросов добросовестной или недобросовестной деловой репутации фонда может ему повредить или привести к прямым убыткам фонда, связанным с инвестициями в другие финансовые компании, в том числе по всему миру», — подчеркнул юрист. Однако суд пришел к выводу, что на данный момент оснований для проведения закрытого процесса нет.

Судья Олег Иванов обратил внимание на то, что один из документов из Центробанка оставляет надежду, что спор решится и без судебного решения. В ответе регулятора указывается, что о результатах рассмотрения вопроса об исключении информации о фонде из банка данных до истечения установленных положением Банка России сроков и отмены предписаний будет сообщено дополнительно. Представитель шведов отметил, что вопрос рассматривается и, возможно, будет и досудебное урегулирование.

Судебное заседание продолжится сегодня, 4 июля 2016 года.