«Те компании, которые не захотели развиваться, постепенно уходят с рынка, и «близость» к власть имущим уже не спасает» «Те компании, которые не захотели развиваться, постепенно уходят с рынка, и близость к власть имущим уже не спасает»

«ЗАНИМАЙСЯ ЭТИМ — И ВСЕ У ТЕБЯ ПОЛУЧИТСЯ»

— Фанил Гатауллович, расскажите, как образовалась фирма, сколько ей лет, чем занимается?

— До начала 90-х годов я работал на КОМЗе, был на инженерных должностях, потом перешел в рабочие — им больше платили. Потом стало еще сложнее, денег не хватало... Чтобы как-то кормить семью, я ушел в самостоятельное плавание — занялся бизнесом, открыл продуктовый киоск в том поселке, где живу. В то время магазинов было мало, ассортимент товаров очень скудный, а свое дело можно было начать очень легко — никакой бюрократии и контроля со стороны государства. Торговал я около года, а потом понял, что хватит. Ситуация изменилась — стали открываться первые супермаркеты, конкурировать с которыми было трудно. К тому же проверяющие начали ходить, да и рэкетиры стали обращать внимание на мой киоск — на шею хотели сесть, предлагали «крышу». Я считаю, что каждый должен зарабатывать сам, не надо кормить кого-то, и отказался уходить «под крышу», просто-напросто свернув свой торговый бизнес. Затем задался вопросом: а что я умею, где мне найти свое место? И как-то во сне мне пришло откровение: «Ты технарь, в этой отрасли более-менее преуспел. Занимайся этим — и все у тебя получится».

— Во сне?

— Ну да. Когда много задумываешься, просишь, ответ приходит. Когда на КОМЗе работал, мне приходилось иметь дело со сложными приборами, где была и механика, и гидравлика, и электроника, и оптика. Мы создавали стенды для испытания приборов, и, если что-то у нас не получалось, нам помогали инженеры, которые эти приборы разрабатывали.

— А какое у вас образование?

— Я окончил техникум связи, а так у меня вся жизнь — самообразование. Я люблю изучать техническую литературу. Если сталкиваюсь с какими-то техническими сложностями, беру книги, пытаюсь разобраться, почему так, а не этак. Это мне помогает развиваться.

— А почему именно поливом решили заниматься?

— Как только началась перестройка, я стал изучать иностранную бизнес-литературу, то, на что нужно обратить внимание при создании своего дела. У Карнеги хорошо сказано: найди потребность и удовлетвори ее. Почему я пошел продуктами заниматься? Потому что все кушать хотят. Если продуктов нет, все их будут искать, вот я их предложил и в течение года какой-то капитал накопил. И к поливу пришел по тому же принципу. Я решил, что наверняка в точку попаду, если займусь сантехникой, потому что без воды, так же как и без хлеба, не обойтись, в каждой дом надо воду подвести, а в середине 90-х годов как раз началось интенсивное индивидуальное строительство. В Казани тогда не было ни одного магазина, где можно было бы купить оборудование, трубы, металлопластик — приходилось на своей машине ездить в Москву, привозил определенный объем комплектующих и работал: давал объявления, делал отопление, канализацию. Материалы кончаются — опять поеду и привезу.

И вот однажды меня по объявлениям нашел директор ландшафтной фирмы, которая первой в Казани занялась монтажом поливных систем. В то время он не знал, к кому обратиться, а у нас в рекламе было написано, что мы можем работать со всеми материалами: и с полиэтиленом, и с полипропиленом (станков не было ни у кого), и газосварка, и электросварка, медные трубы могли паять. А у других не было такого широкого ассортимента услуг. Пригласил, показал свои материалы. Я посмотрел, в течение получаса сказал, что могу сделать. Директор фирмы подумал и предложил работать у него на субподряде. И вот так мы в течение одного летнего сезона смонтировали ему несколько объектов. В то время не было фитингов, я ему все сварил, это было долго, хлопотно, не то что сейчас: любой человек может собрать поливную магистраль с хорошей герметичностью.

А на следующий год директор ландшафтной фирмы решил от нас отказаться: технологию сборки поливных систем он перенял, да и ситуация с заказами более-менее стала прогнозируемой. Но и я понял, что это было перспективное направление. Стали искать и выполнять заказы, а в 2003 году создали компанию «Престижполив». Сначала арендовали помещение на улице Родины, там открыли павильончик. Так как работа сезонная, а арендную плату надо платить каждый месяц, решили купить участок земли, чтобы построить на нем жилой дом для своей семьи, а заодно офис компании и магазин.

«Сначала мы один объект сделали, потом образовалась цепочка из соседей Минтимера Шаймиева по даче» «Сначала мы один объект сделали, потом образовалась цепочка из соседей Минтимера Шаймиева по даче»

«У СПЕЦИАЛИСТОВ, КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО РАСТИ, НЕТ БУДУЩЕГО»

То есть здесь вы и живете, и работаете?

— Это довольно распространенная схема. Правда, в России обычно так работают малые предприятия в сельской местности, а вот за рубежом — в США, Германии, Австрии и т. д. — такая практика есть и в городских компаниях похожего профиля. Строят небольшой металлический ангар, утепляют и ставят внутрь оборудование, станки. И таких небольших производств на Западе очень много, каждая компания специализируется на своем узком сегменте, а между собой у них сильная кооперация — никто там не пытается машину с нуля собирать.

Еще в конце 80-х годов меня впечатлил рассказ наших коллег из КОМЗа, которых командировали на одну западную фирму принять купленный у нее многофункциональный станок, который делал около 100 операций для производства биноклей. Когда они приехали, то с удивлением узнали, что это маленький заводик, который специализируется на выпуске электронных игрушек. На нем работали всего 3–4 инженера. В то время у нас на КОМЗе работали несколько сотен человек в технологической службе: кто-то обслуживает оснастку, кто-то — технологические процессы и т. д. Тем не менее эта фирма выиграла тендер, запросив самую низкую цену. Она получила от КОМЗа техзадание и раздала заказы другим небольшим компаниям, каждая из которых специализировалась в своей сфере: электронном управлении, гидравлике, обрабатывающих инструментах и т. д. Через полгода они получили заказанные узлы и собрали станок, получив за него громадные деньги. Сейчас в своей работе я стараюсь по возможности придерживаться такого же подхода.

— Каким образом?

— Я постоянно отслеживаю, какие в мире есть системы полива, какие у кого преимущества, какое качество, надежность, и думаю, как бы что-то свое сюда внести — как лучше и эффективнее скомпоновать различные узлы, учесть нюансы эксплуатации. Каждый год у нас появляются какие-то новшества в плане улучшения поливочных систем, которые удлиняют безаварийный период работы.

— Вы придумываете различные комбинации вариантов, берете из одной фирмы одно, из другой — другое?

— Не в этом суть. Наше преимущество в том, что на основе своего богатого опыта и знаний мы стараемся находить оптимальные и более дешевые варианты решения задач, которые при стандартном подходе зачастую требуют значительных средств. Такая работа требует от исполнителей постоянного роста профессионализма. К сожалению, многие как в нашей специальности, так и в других сферах не хотят этим заниматься и бездумно используют одни и те же дедовские технологии, которые сейчас малоэффективны. А думать надо. Эволюция — такая штука, что она работает в два направления: одни растут, другие чахнут. У специалистов, которые не хотят профессионально расти, нет будущего. В 50-е годы в СССР ведь тоже делали хорошие автомобили, они были на уровне лучших мировых образцов. Но никто не пытался их улучшить: а зачем, если и так берут? А японцы, американцы, немцы вынуждены были развиваться из-за конкуренции. И теперь где они, а где мы? Те, кто эволюционировал, на коне, они хорошо живут.

Так и у нас — те компании, которые не захотели развиваться, повышать свою инженерную грамотность, постепенно уходят с рынка, и близость к власть имущим уже не спасает. А нам приходится переделывать их работу на важных объектах и на дачах высокопоставленных чиновников.

«У нас семейная фирма. Мой сын, дочь, зять, дети жены — в общем, все свои. Сами понимаете, текучки нет» «У нас семейная фирма. Мой сын, дочь, зять, дети жены — в общем, все свои. Сами понимаете, текучки нет»

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ НА ДАЧЕ ШАЙМИЕВА

— Кому, например?

— Лет 7–8 назад одна ландшафтная группа пригласила нас срочно переделать поливную систему на даче у Минтимера Шаймиева, он тогда еще президентом республики был. Эту систему сделала некая компания, через которую прокачивались огромные деньги. Ставили все самое дорогое, но бездумно. И в результате собранная система не работала как нужно. А Шаймиев — сам бывший мелиоратор, с ним такие шутки не проходят. Вот его управляющие и сказали ландшафтной компании: найдите нормальных людей, которые все сделают. Нашли нас. Сначала мы один объект сделали, потом образовалась цепочка из соседей Минтимера Шаймиева по даче, всех уже не помню.

— То есть работа, которую вы сделали для Шаймиева, открыло вам двери к крупным и ответственным заказчикам?

— Можно сказать и так, но бизнес этот не такой уж и сладкий. Неожиданно для себя мы столкнулись с тем, что ландшафтная фирма стала недоплачивать оговоренные деньги за выполненные работы. Первые объекты сделали, нам 50 тысяч рублей недоплатили. Думаю, ладно, это его хлеб. Следующий объект сделали — 100 тысяч нет доплаты, третий объект — опять примерно такая же сумма. Уже работая на даче Фарида Мухаметшина, мы почувствовали, что можем вообще остаться без оплаты, а готовый объект передадут «своим». Нас просто выживали с хлебного места.

— А почему это произошло, по вашему мнению?

— Мы-то делали системы автоматического полива, без участия человека, а те люди так не могли — кто-то должен был в розетку воткнуть, кнопку нажать. Нам рассказывали, что, когда мы сдали «шаймиевские» дома, их ребята лазили и смотрели, как мы сделали емкости заполнения, системы автоматики. Ну а когда технология стала им известной, то повторить ее ума много не надо.

— Промышленный шпионаж?

— Очень похоже.

«ФЕРМЕРЫ ПОНИМАЮТ, ЧТО СИСТЕМА ОРОШЕНИЯ — ЭТО ВЫГОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ»

— Что приносит вам основной доход?

— Наши основные заказчики — это хозяева коттеджей. У них хватило денег построить красивый дом, и они хотят, чтобы и вокруг него все было красиво, доставляло удовольствие. Если раньше на поливные системы смотрели как на диковинку, то сейчас люди поняли, что это надежная система, которая может работать без поломки десятки лет.

— А капельный полив полей или теплиц вам заказывают?

— Понятно, что крупные агрофирмы к нам не обращаются — они из бюджета берут деньги, покупают что и сколько хотят. А у фермеров, которые только на ноги встают, денег немного. Это в основном деревенские жители, которые смогли вырвать свои паи. Буквально год-два назад начался этот процесс, а раньше людям их паи не отдавали. Во всех районах такая ситуация — не дают земли. Но постепенно люди через суды получают свою землю и начинают ее обрабатывать. Соответственно, растет спрос на наши услуги. Пару лет назад мы продали небольшую систему капельного полива одному фермеру, долго подбирали, считали каждую копейку. В итоге он заплатил около 70 тысяч рублей. Недавно вновь к нам обратился, купил систему для полива 5 гектаров, которая стоит около 1 миллиона рублей, — он уже точно знает, что это выгодные инвестиции, что без полива большого урожая не будет. К тому же государство компенсирует часть затрат на систему орошения. Теперь и его соседи, глядя на успех, пришли к нам. У них же не хватает в этой отрасли знаний, мы объясняем, как можно поливать.

— То есть вы не только продаете, но и работаете как образовательный центр?

— Если человек не понимает, как это работает, что он получит, то зачем ему покупать?

— Вы сказали, что ваши клиенты — это в основном те, которые живут в коттеджах. Какие у них требования?

— Система орошения зависит от размеров участка и насаждения. Здесь главное, чтобы проектировщик был опытный, учитывал не только имеющиеся растения, но и перспективу.

«В начале прошлого года автоматическая система орошения стоила где-то 250, сейчас 300-400 тысяч» «В начале прошлого года автоматическая система орошения стоила где-то 250, сейчас — 300–400 тысяч»

«ЗАКАЗЧИК БЕСПЛАТНЫЙ ТРУД НЕ УВАЖАЕТ»

— Есть трудные клиенты? С чем вы сталкиваетесь во время переговоров?

— Первое время пытались проекты бесплатно делать, но заказчик бесплатный труд не уважает. А когда человек заказывает за свои деньги, он на 100 процентов готов с нами работать. Когда заказчик расплачивается за проект, мы его даем на руки, если есть вопросы, разъясняем, потом договор — там все прописано: как мы делаем, что мы делаем, что и как оплачивается. И когда мы все эти моменты текущие отрегулировали, такие неплатежи резко сократились.

Какова средняя площадь орошения коттеджа?

— Обычно 10–15 соток.

— И сколько может стоить такая система?

— В начале прошлого года автоматическая система орошения стоила где-то 250, сейчас — 300-400 тысяч: курс рубля упал, а материалы импортные в основном.

«ТЯЖЕЛО ТЕМ, КТО СВЯЗАН С ГОССТРУКТУРАМИ, С ГОСЗАКАЗАМИ... ОНИ ПРИВЫКЛИ, ЧТО ИМ ДЕНЬГИ БЕЗ СЧЕТА ОТСТЕГИВАЛИ»

Наверное, сейчас спрос упал?

— У нас в компании все годы идет рост оборотов и прибыли. Скачков цен было уже несколько. Полгода спад, потом все равно люди приспосабливаются — деньги в мешке ведь не сохранишь, их куда-то надо вкладывать.

— Но у людей-то денег меньше стало...

— Я предприниматель, у меня бизнес развивается. И другие, что, хуже меня? Либо новый бизнес параллельно открывают, либо свой бизнес приспосабливают к новым условиям.

Но все же плачут, что все плохо, кризис...

— Кто плачет? Тяжело тем, кто связан с госструктурами, с госзаказами... Они привыкли, что им деньги без счета отстегивали на крупные проекты типа Универсиады, чемпионата по водным видам спорта и т. д. В этом году таких вливаний не будет, но на подходе новые мегапроекты: будет строиться скоростная магистраль Москва — Казань, впереди чемпионат мира по футболу. Так что деньги будут. Мы же ищем.

— То есть вы не рассчитываете на государственные заказы?

— Чтобы рассчитывать на госзаказы, у тебя «дядечка» должен там сидеть за столом.

— А у вас такого «дядечки» нет?

— Мне просто не хочется так работать. Мне на мою жизнь хватает, клиенты есть. Наши конкуренты работают по госзаказам, но я не завидую их деньгам, их там кидают. В результате возникают проблемы с дистрибьюторами, которые давали материалы в долг, в счет будущих оплат из бюджета. Один раз пришло, второй раз не пришло — и тем плохо, и ему плохо. А я сплю спокойно, совесть чиста.

«Решили купить участок земли, чтобы построить на нем жилой дом для своей семьи, а заодно офис компании и магазин» «Решили купить участок земли, чтобы построить на нем жилой дом для своей семьи, а заодно офис компании и магазин»

«КАЖДЫЙ НАШ СОТРУДНИК МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ КАК РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА»

— У вас фирма с ярко выраженным сезонным характером — каковы особенности такого бизнеса?

— Главная проблема сезонного бизнеса в том, что невозможно увеличить штат специалистов, потому что их надо всю зиму кормить, а если не кормишь, то никто не будет на тебя работать. Бывает и так, что ты его прокормил всю зиму, а он взял и весной ушел.

— А как вы подбираете свой персонал?

— У нас семейная фирма. Мой сын, дочь, зять, дети жены — в общем, все свои. Сами понимаете, текучки нет. При увеличении числа заказов нанимаем специалистов со стороны. В зимний период занимаемся строительством, чтобы люди заняты были. Расширяем склад, офис.

— Сколько всего человек работает в компании?

— Около 10 человек. Не только родственники, но и их приятели, знакомые, с которыми вместе росли.

— Родственники участвуют в распределении прибыли и управлении?

— Фирма у нас одна, никаких там структур нет. Каждый наш сотрудник может выступать как руководитель проекта, он самостоятелен. Он получает не зарплату, а долю прибыли с выполненного при его участии проекта. Поэтому его подгонять не надо, я не вмешиваюсь. Мы ему даем готовый проект, смету. Сумму он видит, знает свою долю. Может сам на замер съездить, с хозяевами поговорить: уточнить, где емкости поставить, где насосы должны стоять. Он может за день сделать или за полдня — сколько сделал, столько получит, расплачиваясь так же за труд наемных сотрудников.

«НЕ ЗНАЮ, СМОГУТ ЛИ ДЕТИ СПРАВЕДЛИВО ПОДЕЛИТЬ МОЕ НАСЛЕДСТВО, ЧТОБЫ БИЗНЕС НЕ ПОСТРАДАЛ»

— Какие планы на будущее?

— Совсем недавно достроили новые офисные помещения, где планируем разместить собственное конструкторско-дизайнерское бюро. Хотим охватить смежные отрасли ландшафтной архитектуры и выдавать коммерческие предложения под ключ. Недавно мы купили 16 гектаров земли, будем заниматься выращиванием растений для ландшафтного дизайна.

— Открываете новое направление?

«У меня сын и дочь, а мне жить недолго осталось. И чтобы у них не было потом плохих отношений, я решил бизнес прямо сейчас поделить» «У меня сын и дочь, а мне жить недолго осталось. Чтобы у них не было потом плохих отношений, я решил бизнес прямо сейчас поделить»

— Не в этом дело. У меня сын и дочь, а мне жить недолго осталось. Не знаю, смогут ли дети справедливо поделить мое наследство, чтобы бизнес не пострадал. Чтобы у них не было потом плохих отношений, я решил бизнес прямо сейчас поделить — создать направление ландшафтного дизайна и передать его дочери.

— Мудро.

— Но общими усилиями, а так бы она одна не смогла бы этот бизнес поднять. А мой сын Рустем в марте 2016 года стал генеральным директором ООО «Престижполив». Я за него спокоен — он более 12 лет работал в нашей компании главным инженером.

— Кстати, вы развиваетесь за счет кредитных средств или используете только свои деньги?

— Свои деньги, свои руки.

— То есть вы принципиально кредиты не берете?

— Я в 2005 году один раз обратился в банк, где у нас расчетный счет, хотел взять 500 тысяч под строительство, но кредит не дали, не знаю почему. Теперь сам не хочу. Возможно, за счет заемных средств можно было бы развиваться быстрее, но и рисков много. Невозможно предсказать, как скакнет курс доллара, не получилось бы так, что отдавать пришлось бы в два раза больше. А сейчас у меня рисков нет никаких, я уверен в каждом шаге.

«СЕЗОН КОРОТКИЙ, КАЖДАЯ МИНУТА ДОРОГА»

— Можете ли вы сформулировать секреты успеха в этом бизнесе?

— В первую очередь надо быть добросовестным. Если все построено на обмане, если ты не уважаешь свое дело или клиента — для твоего бизнеса это большой минус. Во-вторых, надо хорошо знать свой бизнес, его нюансы. Почему мы вырвались вперед? Потому что другие пытались только сами делать, а мы с самого начала стали сотрудничать со своими коллегами — индивидуальными предпринимателями. Обучаем, семинары проводим, отвечаем на вопросы. До своей фирмы они еще не доросли, работают в основном через ландшафтников, делятся с ними своей прибылью за то, что те нашли заказчика.

Что для них важно? Сезон короткий, каждая минута дорога. Если он каждый день будет по объекту делать, то сможет весь год безбедно существовать, а если будет в месяц один объект делать, то год проживет впроголодь. Поэтому мы предлагаем им с нашего склада всю номенклатуру, чтобы монтировать системы орошения: кабель, трубы, все виды фитингов, все виды оросителей, автоматику, насосные станции. Кстати, мы одними из первых начали монтировать насосные станции у себя в цеху. Раньше мы брали уазик, сварочный аппарат, приезжали на место, варили кронштейн, красили, устанавливали насосы... Целый день уходит на такие работы, а сейчас производительность резко возросла. Чтобы поставить насосную станцию, достаточно получаса: соединяются два фитинга, втыкаем в розетку — и все готово.