По одному из эскизов скульпторов из Казани будет возведен памятник крестьянину-труженику АПК По одному из эскизов будет возведен памятник крестьянину-труженику перед Дворцом земледельцев

ДВА БЕРЕГА — ДВА МИРА

Ведомство Марата Ахметова неожиданно накануне стало поставщиком новостей о монументальном искусстве. Пресс-служба минсельхозпрода РТ сообщила о заседании комиссии конкурса на лучший эскизный проект памятника крестьянину-труженику агропромышленного конкурса перед Дворцом земледельцев. В обсуждении приняли участие сам Ахметов, его заместители, исполнительный директор ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Гульфира Ризаева, председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев, начальник отдела рассмотрения проектов и городского дизайна управления архитектуры и градостроительства Жанна Белицкая, начальник отдела управления культуры Лилия Зиятдинова и другие. Жюри из допущенных на конкурс 15 работ поначалу выбрало три, а на заседании, прошедшем накануне, особое внимание заслужили два эскиза скульпторов из Казани — Александра Кислова и Равиля Юсупова. Конкурсной комиссией было принято решение о необходимости доработки данных эскизов и повторного обсуждения на заседании.

Размеры и точные сроки установки памятника пока неизвестны, однако пикантности затее добавляет, скорее всего, неосознанное появление как бы двух эстетических полюсов по две стороны от Казанки. Возле центра семьи «Казан» завтра открывается нашумевшая скульптурная композиция «Он и Она» Даши Намдакова, вызвавший широкую дискуссию среди казанцев артефакт современного искусства — смелого и даже отчасти эпатажного. А памятник у Дворца земледельцев, судя по обоим вариантам-фаворитам, будет выдержан строго в духе соцреализма и фильма «Кубанские казаки». Как говорится, пусть цветут все цветы.

СКУЛЬПТОР КИСЛОВ О РАБОТЕ СКУЛЬПТОРА НАМДАКОВА: «Я БЫ НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ МОЯ ДОЧЬ ИЛИ МОЙ СЫН РАСПИСЫВАЛИСЬ В ЭТОМ ЗАГСЕ»

«БИЗНЕС Online» побеседовал о проекте с одним из кандидатов на его реализацию, автором скульптуры, на которой изображена крестьянская семья, Александром Кисловым.

— Александр, какая задачу ставили перед скульпторами устроители конкурса?

— Это идея самого министерства, и, насколько я знаю, она возникла в ходе съезда фермеров. Кто-то из них озвучил идею памятника возле Дворца земледельцев, и с этого все началось. Ну а задача была поставлена одна — возвысить и увековечить наше фермерское хозяйство. Необходимо было все отрасли сельского хозяйства запечатлеть в памятнике, который в то же время являл бы собой память о нашем сельском труде, крестьянском, тяжелом, но в то же время почетном труде. Эти задачи я и постарался воплотить.

— Как вы решили стать участником конкурса?

— Довольно просто. Случайно услышал по радио в машине, что будет конкурс, пришел, подал заявку и стал участником, начал делать эскиз, в котором за основу взята семья, потому что в сельском хозяйстве теме семьи отводится особая роль. И самая главная цель композиции — воспитание молодого поколения и работа на земле. Это не просто памятник, который взял и поставил, у него есть смысл. Я поставил перед собой глобальную задачу, и композиция несет в себе воспитательный характер. Несмотря на сложность сельского хозяйства, там должна быть молодежь. Сейчас все те, кто работает в этой отрасли — люди среднего возраста и, конечно, они воспитывают молодое поколение для того, чтобы продолжалась их семейная традиция.

Кстати, помимо скульптуры будет и фонтан, то есть сам монумент будет стоять на фоне струй воды. Вода — это жизнь, и она будет здесь кстати. И потом площадь перед дворцом довольно обширная, рядом Кремль, фонтан там нужен был давно.

— Нет опасений, что подобная скульптура в духе соцреализма вызовет критику искусствоведов?

— Я бы не сказал, что композиция выполнена в стиле соцреализма, хотя эта тема здесь была бы уместна, потому что без него весь этот ансамбль, характер памятника будет просто неподходящий. Если копнуть глубже, сейчас это тема витает вокруг нас. На самом деле мы живем еще там, в том соцреализме, и нынешняя архитектура диктует именно такую трактовку и форму памятника. Другого я там не вижу, и никто не видит, потому что перед таким классическим зданием другого нельзя поставить. Все эти современные формы, которые кругом, они уже настолько надоели.

Ну и скульптуры, которые сейчас украшают Дворец земледельцев, — дерево, конные скульптуры, барсы — все это делал я, и новая работа — это своего рода продолжение композиции. Хотелось бы сделать все одной рукой и закончить ансамбль до конца. Тем более что из 16 проектов и осталось реализовать всего два.

— Не станет ли ваша работа неким ответом модернистской работе «Он и Она» Даши Намдакова, которая расположилась на противоположном от Дворца земледельцев берегу Казанки?

— Когда я их увидел, мне стало не по себе, честное слово. Я даже не знаю, как туда подходить, от них аж трясет. И я бы не хотел, чтобы моя дочь или мой сын расписывались в этом загсе. Что такое искусство? Оно должно воспитывать, нести положительные, а не отрицательные эмоции, а эти работы — это не наше и вообще не искусство. Я не знаю, как это поставили.

ФЕРМЕР МУРАТ СИРАЗИН: «Я ВИДЕЛ ЭСКИЗЫ, ОНИ, В ПРИНЦИПЕ, ВСЕ НАПОМИНАЮТ 30-Е ГОДЫ И ВДНХ СССР»

С инициативой поставить в Казани памятник крестьянину-труженику выступил в феврале на съезде ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельхозкооперативов РТ его участник, руководитель хозяйства в Алексеевском районе Ильшат Гумеров, пообещавший даже оплатить часть расходов. Ахметов инициативу тогда поддержал и сразу указал на территорию перед Дворцом земледельцев как место установки скульптуры.

Причем раскошелиться на него действительно должны члены ассоциации, хотя в ее руководстве и надеются, что это будет только часть суммы. «Я думаю, что установка памятника войдет и в республиканские программы министерства культуры республики. Ну а часть средств, мы так решили, что фермерские хозяйства и крестьянские подворья тоже вложат в эту композицию, — сообщил „БИЗНЕС Online“ председатель ассоциации фермерских хозяйств РТ Камияр Байтемиров. — Лично каждого крестьянина это ни к чему не обязывает. У нас открыт расчетный счет, куда свой вклад могут сделать все жители республики, и мы надеемся, что вклад будет оказан».

«Я думаю, что прототипом для памятника должен послужить фермер Нижнекамского и Шереметьевского района Константин Чупаев, — таким видит памятник крестьянину известный татарстанский фермер Мурат Сиразин. — Суд вынес решение уничтожить его скот, технику сдать на металлолом, а его выселить с женой-инвалидом за пределы района. А глава района, заявил, что ему наплевать на вышестоящих руководителей и он будет выполнять это решение суда. Чупаев уже 23 года не может получить землю, и чиновники делают все, чтобы его уничтожить. У него высокий рост, 120 килограммов веса, и он бывший спецназовец. Мне кажется, было бы правильнее сделать памятник таким образом: Чупаев стоит с косой, а на шее у него сидит чиновник, с папкой, в очках и показывает пальцем, куда идти косить. Вот на такой памятник я бы с удовольствием дал деньги».

Те варианты, которые предлагает республиканский минсельхоз, Сиразину не нравятся: «А так, я видел эскизы, которые готовы сейчас, и они, в принципе, все напоминают 30-е годы и ВДНХ СССР. Это неправильно. Памятник должен о чем-то говорить, заставлять людей задуматься и прочее. И вот мною придуманный памятник был бы правильнее, потому что сегодня идет массовое уничтожение крестьян чиновниками, поэтому композиция должна отражать эту проблему. Мне кажется, эти скульпторы не поняли идеи, смысла для этого памятника и почему он должен стоять. Такова моя позиция».

«ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СРЕДЫ НАШЕГО ГОРОДА ГЛУБОКО ПРОВИНЦИАЛЬНА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» критикуют политику республиканских властей в области монументального искусства и ратуют за возвращение худсоветов.

Зуфар Гимаев — председатель союза художников РТ:

— Я считаю, что комиссия конкурса обязательно должна состоять из профессионалов, а не архитекторов и отдельных скульпторов, которые делают откаты, чтобы поставить очередное безобразие в Казани. Я — за хорошее произведение, которое бы украшало наш город, а не за непонятно какие памятники, которые появляются в последние два-три года.

Махмут Хакимов — скульптор, заслуженный деятель искусств РФ:

— Вы своим вопросом наступили на больную мозоль. Я в этом конкурсе из принципа не пожелал принимать участие, потому что весь этот объект — Дворец земледельцев, со случайно возникшими грифонами, с приклеенными конями, с деревом этим... Там сплошная эклектика, этот объект уже притча во языцех. Он сам уже получил отрицательный рейтинг за то, что там наворочено. И там во дворе еще что-то ляпать... Поэтому я принципиально не участвовал в этом конкурсе.

Должно ли быть обсуждение общественности? А как же! Раньше, в советские времена, даже после того, как был выявлен победитель, обсуждались итоги конкурса! На такие ведущие памятники, как, допустим, в столичном, в областном центре, а уж в столице национальной республики тем более все это должно на самом высоком уровне обсуждаться! А сейчас этот прошлый наработанный опыт никому не нужен. Вы не представляете, кого сейчас в союз художников принимают! Любители, чиновники, которые когда-то в кружок ходили, решают судьбу памятника. Вот до чего дожили! Так что не зря я говорю, что вы наступили на больную мозоль.

Чтобы открыть, нажмите

Ильгизар Хасанов — художник, идеолог центра современной культуры «Смена»:

— Я категорически против принятия таких кулуарных решений. Нигде в городах такое не делается. Я понимаю, когда какая-нибудь корпорация имеет свою территорию и там что-то ставит. Это я понимаю, тогда они могут, наверное, конкурс устраивать, на закрытой территории. Но когда они бесконечно узурпируют город, центр, и только потом выясняется, что это, оказывается, кого-то не устраивает — половину людей как минимум. Мне кажется, тут наша власть просто решила, что она все решает, извините за тавтологию. И ее вообще не интересует, что мы об этом думаем... Но это становится невозможным, когда-то Даши Намдакову дали Чашу ставить... Сначала говорят, что только Чашу, потом выясняется, что еще и скульптуры. Какое-то язычество, то да се... Даже неважен уровень, но сам подход, когда граждане становятся просто никем.

Я художник, который родился в этом центре, улица Федосеевская — моя родная, я там вырос, а вот те, кто там все это делает, откуда они появились, я не очень понимаю. Почему они решают, а меня никто не спрашивает?

Чтобы открыть, нажмите

Гузель Файзрахманова — искусствовед, доцент кафедры градостроительства КГАСУ:

— Практика художественного оформления среды нашего города глубоко провинциальна. Вся монументальная скульптура последних лет, начиная от памятника меценату Асхату Галимзянову или зодчим в Казанском кремле до проектов памятного знака в честь Екатерины II, не вписывается ни в какие рамки современных тенденций развития монументальной, средовой скульптуры. Казань в этом отношении остается только пожалеть. При этом наш город себя позиционирует, в том числе благодаря помощнице президента РТ Наталии Фишман, как инновационный центр с прорывными архитектурными и дизайнерскими проектами, на самом же деле ситуация у нас в этой области весьма печальная.

Я понимаю, что в случае с Даши Намдаковымс проявилась политическая воля руководства республики (или бывшего руководства), являющегося поклонниками таланта этого мастера, поэтому ни у профессиональной, ни у какой-либо другой общественности даже не сочли нужным спросить, насколько эти трэш-фэнтези образы соответствуют пониманию о красоте, добре и зле. Дурным продолжением этой и других историй является и конкурс памятника крестьянину-труженику. Понятно, что сами скульпторы живут в параллельной реальности, ментально они остались примерно в 1982 году, поэтому продолжают ваять произведения свои в эстетике соцреализма, и в советское-то время набившего оскомину. Воспроизведение соцреалистической стилистики в ситуации современного города абсолютно неуместно. Хотя рассуждать о высоких категориях на фоне Дворца земледельцев, для которого предназначены эти «шедевры» тоже смешно: сам дворец, чудовищная с точки зрения даже среднестатистического вкуса постройка, «прославился» среди архитекторов и искусствоведов в российском масштабе.

Рустам Габбасов — скульптор:

— Раньше как было: все, что монументального делалось в городе, независимо от того, скульптура ли это, роспись, мозаика или какой-нибудь монументальный объект — обо всем этом принималось решение художественным советом, а сейчас как такового художественного совета нет, в связи с тем, что у нас художественный фонд вообще как бы не существует. С мнением союза художников вообще мало кто считается. Он решает узкие, корпоративные интересы, это междусобойчик. Из-за этого у нас и развивается такая вкусовщина. Все решает вкус определенных людей, которые решают, что и где воздвигнуть, какие произведения поставить. От этого немножко отстраняют профессионалов. И это, конечно, жалко.