. Основной долгосрочный рейтинг дефолта эмитента остался без изменений на уровне BB- с «Негативным» прогнозом / Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗА РЕЙТИНГ ДЕФОЛТА СПАСИБО РЕСПУБЛИКЕ

Две новости, касающихся «АК БАРС» Банка (АББ), накануне сообщило агентство Fitch Ratings. Начнем с хорошей: основной долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) остался без изменений на уровне BB- с «Негативным» прогнозом по причине, которую на протяжении долгих лет неизменно упоминают аналитики. «Подтверждение РДЭ, рейтинга поддержки, национального рейтинга и рейтингов приоритетного долга «АК БАРС» Банка отражает мнение Fitch об умеренной вероятности получения банком поддержки в случае необходимости от Республики Татарстан (BBB-/прогноз „Негативный“)», — сообщается в пресс-релизе агентства.

Уточним, что по международной шкале Fitch рейтинги категории BB «обозначают повышенную уязвимость к риску дефолта, особенно в случае негативных изменений бизнес-среды или экономических условий с течением времени. Однако гибкость бизнеса или финансовая гибкость поддерживает возможность обслуживать финансовые обязательства».

При этом агентство понизило так называемый рейтинг устойчивости банка с уровня b- до ccc. Поясним, что этот рейтинг отражает мнение агентства по поводу собственной кредитоспособности эмитента, без учета возможной помощи со стороны — то есть в данном случае властей Татарстана. Уровень ссс означает «существенный кредитный риск на самостоятельной основе. Возникновение у банка финансовых трудностей, требующих поддержки, представляется реальной возможностью. Способность продолжать деятельность без поддержки является в высокой степени уязвимой в случае ухудшения деловых и экономических условий».

Впрочем, в случае с «АК БАРС» Банком Fitch оценивает вероятность помощи довольно высоко. Агентство принимает во внимание несколько обстоятельств: мажоритарную долю РТ в собственности — она увеличилась с 51% в конце первой половины 2015 года до 63% в конце первого квартала текущего года, тесные связи банка с «администрацией региона» — его представители входят в состав возглавляемого Валерием Сорокиным совета директоров, функцию АББ как агента для местного бюджета и системную значимость для региона (рыночная доля около 40%), а также полученную недавно поддержку от властей.

Разница же в три уровня между рейтингами Татарстана и банка отражает «ограниченную гибкость бюджета республики», пишет Fitch. С учетом размера банка это может затруднить способность властей предоставлять помощь своевременно и в необходимом объеме. Иными словами, в том, что правительство хочет помочь банку, сомнений нет, но вот сможет ли?.. Впрочем, этот риск несколько сглаживается за счет того, что Татарстан способен предоставлять поддержку через аффилированные структуры, «что и было продемонстрировано недавно», напоминают эксперты агентства.

Зуфар Гараев и Валерий Сорокин Зуфар Гараев и Валерий Сорокин / Фото: prav.tatarstan.ru

СКОЛЬКО ВЛИЛИ В АББ?

Какой суммой госпомощи оперируют аналитики? Так, во второй половине 2015 года АББ получил 9,8 млрд. рублей от Госжилфонда за счет выкупа допэмиссии акций и признал доход в размере 16,2 млрд. рублей от продажи 29 млрд. рублей рисковых активов. Те были реализованы «структурам, аффилированным с республикой, по цене, превышающей их чистую стоимость».

«Речь идет об активах, реализованных по номинальной стоимости, ранее отраженных в отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами, исходя из иных принципов расчета стоимости. В основной массе это были активы кредитного характера, которые банк реализовал досрочно», — уточнил «БИЗНЕС Online» начальник управления анализа и планирования АББ Айрат Шарапов.

Правда, основная часть вырученных средств, по данным агентства, была получена не деньгами, а в виде акций российских компаний с рейтингами от Fitch в категориях BBB/B, а также дебиторской задолженности, выраженной в форме акций. Это, по мнению агентства, подвергает сомнению качество такой поддержки.

Кроме того, прямая поддержка капиталом в основном пошла на покрытие убытков, которые банк понес в 2015 году, так что слабая базовая капитализация банка (оцененная по показателю основного капитала по методологии Fitch) не улучшилась. Напомним, что за прошлый год АББ зафиксировал 9,8 млрд. рублей чистого убытка — ту же сумму, что получил через структуру Талгата Абдуллина.

Но все ли вливания учтены Fitch? Напомним, кроме денег ГЖФ на 9,8 млрд. рублей, банк в завершение прошлого года получил от СИНХа 16,09% акций КОСа — это еще около 9,8 млрд. рублей. Той же цели служила сделка по выкупу в собственность МЗИО РТ 50% доли в близкой к банку компании «Ак Барс Девелопмент». Плюс деньги, вырученные от продажи «Татнефти» акций НКНХ — еще 19,8 млрд. рублей, которые тоже, по некоторым данным, должны были поддержать ресурсную базу главного госбанка республики. Из той же серии выкуп «Татнефтью» на 19,8 млрд. рублей у банка части в ЗПИФе «АК БАРС — Горизонт»... И, по всей видимости, это тоже только вершина айсберга.

Некоторые подробности помощи со стороны правительства Татарстана в АББ представлены в отчетности АББ за прошлый год, где перечислены некоторые формы оказанной помощи:

— покупка связанными с государством компаниями производных финансовых инструментов, а также покупку ими же высокорискованных кредитов в обмен на ликвидные активы. В конце 2015 года банк продал «прочей связанной стороне производные финансовые инструменты справедливой стоимостью 2 млрд. рублей на начало прошлого года» за 11 млрд. рублей, от чего отразил 8,9 млрд. рублей дохода;

— договор срочного депозита с компанией, связанной с РТ, по ставке ниже рыночной (речь идет о сумме порядка 7 млрд. рублей);

— покупка подконтрольными РТ компаниями векселей банка c процентной ставкой ниже рыночной. Последний пункт принес АББ более 55 млрд. рублей: на эту сумму в конце 2015 года группа выпустила бумаги, которые «были приобретены компаниями, связанными с правительством Республики Татарстан».

Еще одной формой поддержки, довольно изобретательной, стала история с ЗПИФ «АК БАРС — столица». В 2014 году фонд был продан с отсрочкой платежа до конца 2015 года. На момент продажи активы фонда составляли 2,4 млрд. рублей. Затем договор купли-продажи был расторгнут, и ЗПИФ вернулся к банку, но уже «располневший» до 10 млрд. рублей.

«Основной акционер в лице Республики Татарстан заинтересован в развитии банка как современного финансового института и поддерживает банк в случае, если возникает такая необходимость. Серьезность поддержки отлично демонстрирует 2015 год и обозначает существенность потенциала возможной поддержки и в дальнейшем», — отмечает Шарапов.

РАСЧИСТКА АВГИЕВЫХ КОНЮШЕН ТОЛЬКО НАЧАТА

Теперь перейдем к менее приятным новостям и узнаем, за что агентство снизило рейтинг устойчивости АББ. Этот шаг, по заявлению Fitch, отражает «ограниченный прогресс» по снижению рисков на балансе банка.

Несмотря на упомянутую выше распродажу «ненужного» различным госструктурам, банк остается под риском из-за большого количества высокорисковых активов — они были слабо покрыты резервами — и незначительной способности банка абсорбировать возможные убытки по кредитам за счет капитала и прибыли (до отчислений в резервы). При этом аналитики отмечают и уже знакомые плюсы — «значительное и стабильное фондирование из бюджета и от структур, аффилированных с республикой», а также умеренные риски рефинансирования в среднесрочной перспективе.

Согласно отчетности банка, неработающие кредиты (с просрочкой на 90 и более дней, в основном по розничному портфелю) находились на умеренном уровне в 5% в конце 2015 года и имели адекватное резервирование. Это большой прогресс — на 30 июня 2015 года, в «просрочке», по данным Fitch, было 22% от общего объема кредитного портфеля.

Однако общий объем активов, которые аналитики считают высокорисковыми, составил ни много ни мало 141 млрд. рублей за вычетом резервов, или 490% основного капитала по методологии Fitch. Другими словами, несмотря на чистку авгиевых конюшен, проблем прибавилось, ведь по итогам 2014 года Fitch оценивал объем высокорисковых активов в банке лишь в 116 млрд. рублей (420% основного капитала банка). Правда, и темп прироста тогда был выше — в 2,2 раза за 12 месяцев.

Все это, по мнению агентства, может потребовать дополнительной поддержки в виде капитала или выкупа проблемных кредитов со стороны республиканских властей или связанных структур. Однако тут Fitch делает несколько наивный вывод:

«В сочетании со слабыми показателями прибыли от основной деятельности это может сделать поддержку более дорогостоящей и политически менее приемлемой», — пишут аналитики.

Талгат Абдуллин Талгат Абдуллин / Фото: «БИЗНЕС Online»

ДРУЖБА С ГЖФ: ВЗЯЛ КРЕДИТ — ВЫКУПИ АКТИВ

Аналитики рейтингового агентства разложили по полочкам, какие именно активы (за вычетом резервов) вызывают опасения.

Особый интерес в перечне вызывает необеспеченный кредит на сумму 10 млрд. рублей (30% основного капитала), выданный новому акционеру банка — ГЖФ. Кредит выдан практически на ту же сумму, которую Абдуллин «вкачал» в банк в ходе допэмиссии. Эти деньги, замечает Fitch, были использованы для выкупа у банка рисковой недвижимости/земельных участков. Пожалуй, такая схема кредитования для выкупа собственных активов действительно может вызвать массу вопросов.

Также в списке — дебиторская задолженность на 25 млрд. рублей (90% основного капитала по методологии Fitch) компаний, связанных с республикой, — в форме котируемых акций российской компании. Впрочем, по данным менеджмента банка, 7 млрд. рублей из них были выплачены в апреле 2016 года, и банк получил в оплату эти акции в большем объеме.

Кредиты компании, не ведущей деятельности, на 15 млрд. рублей (50% основного капитала), которые, по данным менеджмента банка, пошли на рефинансирование еврооблигаций СИНХа в 2015 году.

Долгосрочные кредиты компаниям строительного сектора и сферы недвижимости на 40 млрд. рублей (140% основного капитала) в основном связаны с администрацией республики. По этим займам имеются значительные риски незавершения строительства.

Необеспеченные или имеющие слабое обеспечение кредиты инвестиционным компаниям на сумму 18 млрд. рублей (60% основного капитала). Менеджмент сообщил, что 10 млрд. рублей из них были погашены в июне 2016 года.

Прочие кредиты компаниям, прямо или косвенно связанным с банком; кредиты, основанные на взаимоотношениях, высокорисковые кредиты на сумму 19 млрд. рублей (70% основного капитала).

Инвестиции в недвижимость/непрофильные активы на 14 млрд. рублей (50% основного капитала по методологии Fitch) — в основном земельные участки и коммерческая недвижимость в РТ.

Fitch полагает, что также существуют риски в отношении качества капитала второго уровня на сумму 14 млрд. рублей. По мнению агентства, он мог финансироваться с баланса банка посредством размещения банком избыточного залогового обеспечения по сделке прямого репо. Впрочем, в АББ категорически отрицают использование подобной схемы. «Банк не проводил операций по финансированию капитала второго уровня и не видит каких-либо существенных рисков в отношении качества капитала», — заявил нашему изданию Шарапов.

Кроме того, согласно информации от менеджмента, один из акционеров АББ на конец первого квартала текущего года предоставил поручительства на сумму 22 млрд. рублей в отношении некоторых из перечисленных кредитов, однако Fitch считает это слабым для сглаживания рисков фактором.

В АББ с оценками своих активов не согласны. «Банк считает, что в текущих условиях сотрудничество с компаниями, чей бизнес понятен банку по причине связанности с Республикой Татарстан, являются в достаточной степени обоснованными, и низкий уровень резервирования отражает наши ожидания по возвратности данного кредитного портфеля», — заверил наше издание Шарапов.

ПРОВЕРКА ЦБ МОЖЕТ ВЫЯВИТЬ НОВЫЕ РИСКИ?

Не питают иллюзий в агентстве по поводу достаточности капитала и природы происхождения сегодняшней прибыли. Как отмечают аналитики, показатели основного капитала АББ не улучшались с конца 2014 года и оставались очень слабыми (показатель основного капитала по методологии Fitch был на уровне 7% на конец 2015 года), особенно ввиду значительного объема незарезервированных высокорисковых активов.

Запас регулятивного капитала (включает в себя основной 1-го уровня и дополнительный 2-го уровня) на конец января-марта 2016 года был достаточным для увеличения резервов лишь на 2% от кредитов. В то же время прибыльность от основной деятельности до отчислений в резервы — за вычетом разовых статей, доходов от переоценки ценных бумаг и начисленного, но неполученного процентного дохода — была лишь немногим выше уровня безубыточности.

При этом запас ликвидности (денежные средства, чистые краткосрочные межбанковские размещения и не обремененные залогом ликвидные ценные бумаги) за вычетом краткосрочных погашений на финансовых рынках был достаточным, чтобы выдержать отток депозитов на уровне около 20% на конец первого квартала 2016 года.

Управление ликвидностью поддерживается ограниченными краткосрочными рисками рефинансирования (отсутствие значительных погашений на финансовых рынках после рефинансирования АББ еврооблигаций на сумму $500 млн. в 2015 году) и достаточно устойчивым фондированием от корпоративных клиентов, бюджета республики и связанных с ним структур.

Наконец, чистая прибыль в первого квартала 2016 года поддерживалась существенными доходами от переоценки на фоне восстановления фондового и долгового рынка. Напомним, что на 1 апреля АББ зафиксировал всего 182 млн. рублей прибыли, что, безусловно, смотрелось скромно на фоне активов-нетто банка в объеме 455 млрд. рублей. К сожалению, точный состав портфеля акций банка неизвестен, но в целом биржевой российский индекс ММВБ за это время вырос на 6,2% с 1761 пункта на закрытии 30 декабря 2015 года до 1871 пункта на закрытии 31 марта 2016 года.

В то же время, согласно данным ЦБ РФ, норматив достаточности собственных средств Н1.0 на 1 апреля составлял у АББ 11,65% при минимально рекомендованных 8%.

Наконец, в конце своего пресс-релиза Fitch впервые официально объявляет о том, что до этого широко обсуждалось лишь в профессиональных банковских кругах: в АББ идет проверка Центробанка, в результате которой «могут быть определены некоторые дополнительные риски».