«ЭТО НЕ ТОТ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ МОЖНО БЮРОКРАТИЧЕСКИ МЕДЛЕННО ЗАПУСКАТЬ, ЭТО ТО, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В КРОВИ...»

Последний день петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) начался для самых стойких с уже ставшего традиционным делового IT-завтрака, который был посвящен обсуждению роли IT-бизнеса в реализации национальной технологической инициативы (НТИ). Как известно, президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию в 2014 году обозначил НТИ как приоритет для государственной политики. По сути, НТИ — это программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Предполагается, что работа пойдет по нескольким направлениям: HealthNet, AeroNet, NeuroNet, MariNet, FinNet и пр. Стоит отметить и особенно близкое и знакомое для Татарстана направление AutoNet, рабочую группу которого возглавляет рулевой КАМАЗа Сергей Когогин.

Все это в конечном итоге позволяет говорить о том, что Россия уловила мейнстрим и движется, как и все другие страны, к развитию цифровой экономики, а IT-бизнес должен стать в таком случае локомотивом. «Уже скоро не останется ни одной отрасли, которая не будет цифровизирована. Либо мы должны возглавить процесс цифровизации, если хотим быть конкурентоспособной экономикой (а у нас нет другого выбора), мы должны постоянно помнить о том, будет ли эта экономика основана на наших технологиях, либо же мы оставим себе участь стать еще более зависимым государством. Без информационных, без цифровых технологий экономика развиваться не будет», — как приговор объявил министр связи Николай Никифоров. Собственно, некоторые подвижки уже есть. Как заявил глава РАЭК Сергей Плуготаренко, уже сейчас связанные с интернетом рынки оцениваются в 16% ВВП, которые со временем должны логично превратиться в 100%. Но на это, конечно, нужно время.

Да еще и конкуренты в других странах тоже не дремлют. «Мы сегодня снова оказываемся в положении догоняющих... Есть страны, которые ушли вперед в своем развитии», — констатировал руководитель РВК Игорь Агамирзян. Однако, по его словам, отечественный IT-бизнес в последние 20–25 лет развивался быстро и на сегодня является единственным «свободным от советских предрассудков», поэтому должен «послужить проводником для преобразования традиционных бизнесов в новые, современные сферы». «Это не тот процесс, который можно бюрократически медленно запускать, это то, что должно быть в крови, что надо делать сейчас, чтобы не оказаться за бортом развития», — настаивал Агамирзян.

БЕСПИЛОТНИКИ VS БЮРОКРАТИЯ

Впрочем, как известно, бюрократия — это давняя болезнь России. Это подтвердил и сам Никифоров, рассказав о своем личном опыте запуска сети LTE «в одном из российских регионов». «В 2010 году, работая в одном из регионов РФ, мы впервые в стране запустили сеть LTE. Это была одна из первых коммерческих сетей в мире. Ее выключили на следующий день, потому что было нельзя. Почему было нельзя, я так и не понял, — искренне удивлялся министр бюрократичности системы. — В 2012 году, когда прошли все процедуры, оформились бумажки, почему-то это заняло два года, сети LTE стали прекрасно работать в нашей стране. Они развиваются двукратными темпами каждый год».

И вот теперь аналогичные препоны встают на пути развития тех же беспилотных ТС. Об этом не раз говорили и разработчики «мозгов» для беспилотного «КАМАЗа», это сегодня отмечал и гендиректор ГК «Волгабас» Алексей Бакулин, компания которого уже запустила беспилотный автобус на территории «Сколково». «Нас загнали в угол, что не можем выйти на дороги общего пользования со своими беспилотными ТС. Мы начали развивать свой проект на закрытых территориях... Как только нам разрешат выйти на дороги общего пользования, мы будем готовы не с традиционным ТС, а с современным решением», — уверен он. К слову, на ПМЭФ компания Бакулина представила свой проект беспилотного автобуса. «Полагаю, первый уличный маршрут можно было бы сделать уже в 2018 году. Есть у таких машин и экспортный потенциал», — считает он. Как заверил Бакулин, оборудование такого автобуса будет на 60% отечественное.

«Нужно не только говорить про роль государства, но и делать. Если хотим сегодня получить лидерство на глобальном рынке, то должны у себя в стране создать эту площадку для внедрения и испытания решений, которые у нас есть. Мы имеем возможность быть первыми, кто сможет запустить беспилотный транспорт в нормальном режиме. Для этого нужно максимальное снятие запретов и ограничений», — настаивал глава «Волгабас».

В бесперспективности беспилотников при отсутствии законодательной базы уверена также вице-президент по корпоративным отношениям ООО «Яндекс» Марина Янина: «Вопросы отсутствия нормативно-правового регулирования касаются беспилотного транспорта. Наше представление таково: технологии уже достигли того уровня, что это возможно. До тех пор, пока это не будет урегулировано, мы считаем, прорывного роста не будет». Кстати, «Яндекс» тоже готов системно подключиться к работе.

Марина Янина Вице-президент по корпоративным отношениям ООО «Яндекс» Марина Янина уверена в бесперспективности беспилотников при отсутствии законодательной базы

ТЕЛЕМЕДИЦИНА РАСТЕТ НА 20% ЕЖЕГОДНО

Янина подчеркнула, что неразработанное законодательство также создает преграды для развития телемедицины, а одного желания бизнеса двигаться в этом направлении явно недостаточно. «Необходимо большое количество подзаконных актов, которые урегулируют все аспекты этой деятельности. Это и характер сбора информации, ее хранения, защиты, вопросы обработки, дальнейшего использования и применения, персональных данных, больших данных и так далее», — отметила она. К слову, рынок здравоохранения тоже весьма перспективен для развития технологий. Так, по словам директора медицинского департамента «Р-Фарм» Михаила Самсонова, объем мирового рынка здравоохранения оценивается в $9 триллионов. Поэтому и не случайно возникновение в НТИ направления HealthNet.

Гендиректор SPB TV Кирилл Филиппов при этом убежден, что в самое ближайшее время наступит бум мобильной медицины, на которую уже есть спрос по всему миру. «Мы верим, что люди будут использовать устройства, продающиеся за 5 долларов в аптеке и имеющие связь с устройством, которое есть в руках у человека», — отметил он. И недалек тот день, когда человек сможет вызвать специальную машину и по пути на работу пройти обследование. «Это не фантастика, такие машины будут», — добавил Филиппов. Так что видеосвязь с врачом уже тоже не представляется чем-то из ряда фантастики. «Даже не представляете, какие объемы рынка тут будут!» — предвидит гендиректор SPB TV.

А гендиректор центра речевых технологий Дмитрий Дырмовский заявил, что уже сейчас телемедицина растет на 20% ежегодно. «Требование надежного подтверждения личности пациента и врача можно решать с помощью биометрии. В развитых странах биометрическая идентификация в телемедицине — это уже устоявшийся тренд, данный рынок активно растет. По оценкам аналитиков, к 2020 году это будет не менее $5 миллиардов. Используются такие признаки, как палец, лицо, голос, радужная оболочка глаза», — рассказал он. В России же тоже готовится своя национальная база, которая будет состоять из биометрических отпечатков.

Кирилл Филиппов Гендиректор SPB TV Кирилл Филиппов убежден, что в самое ближайшее время наступит бум мобильной медицины, на которую уже есть спрос по всему миру

«МЫ НЕ УМЕЕМ ЗАПУСКАТЬ ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ. ЭТОМУ НАДО УЧИТЬСЯ»

Под дальнейшее развитие IT вскоре будет заточен и национальный рейтинг состояния инвестклимата, результаты которого были объявлены накануне и в котором Татарстан уже второй год подряд занимает первое место. «Этой осенью будем дорабатывать, чтобы в рейтинг были включены показатели не только привлечения инвесторов, но программ поддержки экспорта. Принципиально важно, чтобы регионы бегали за IT-компаниями, а не наоборот», — объявил директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков. Впрочем, для Татарстана это не страшно, а даже, наверное, на руку, поскольку президент РТ Рустам Минниханов как раз вчера, комментируя результаты рейтинга, затрагивал тему экспорта, а это значит, что республика снова в тренде.

В том, что не все так плохо, как может кому-то показаться, убежден также управляющий партнер AT Consulting Сергей Шилов. «России уже есть что экспортировать, нам есть что предложить, у нас много реально готовых решений, — уверенно заявил он. — Но мы не умеем запускать легенды и мифы. Этому надо учиться. Если посмотреть на западную культуру, то они в этом хороши. Они хуже нас в инновациях, но то, что мы хуже делаем обертку, тоже очевидно. Нужен наш общий интеллект. Мы сможем продавать наши решения, если будем едины и будем ими гордиться. Не надо говорить, что мы отстаем, это во многом уже не так. Большинство вещей, которые мы сделали, уникально. Как только мы сами поверим, что можем и имеем, что продавать, так сразу начнем продавать».

Дмитрий Дырмовский Гендиректор центра речевых технологий Дмитрий Дырмовский заявил, что уже сейчас телемедицина растет на 20% ежегодно

Так что, надо полагать, мяч вновь на стороне государства, и оно, по крайней мере в лице Никифорова, целиком и полностью на стороне IT-бизнеса. «Главная задача государства — подхватывать и достойно отвечать на все те вызовы, ускорение технологических процессов и иметь быструю обратную связь и готовность трансформировать необходимое регулирование на уровне федеральных законов, чтобы все эти инициативы стали возможными», — заявил министр.

Осталось убедить в этом, видимо, только минфин РФ. «Мы ведем с финансовым блоком правительства дискуссии о том, что нельзя срезать финансирование прокладки оптоволоконных связей до каждой деревни, до Камчатки или Магадана, потому что там вообще нет этих каналов передачи данных, — негодовал Никифоров. — Мы должны говорить о том, что информационные технологии нам нужны не для информационных технологий и связь нужна не для связи. Мы должны говорить о том, что все это — инфраструктура для принципиально новой цифровой экономики нашей страны, страны, которая восприимчива к любым вызовам технологической революции и создает все условия, чтобы эти процессы происходили во всех индустриях и направлениях».

Поэтому глава минсвязи предложил бросить архаичную стратегию развития информационного общества и переходить к стратегии развития цифровой экономики. «Если мы верим в конкурентоспособную экономику, сильную страну, то мы все говорим примерно об этом. Нам нужно скорее структурировать и разворачивать всю госмашину, чтобы мы были максимально открыты и конкурентоспособны с глобальной точки зрения. Именно такой мне видится Россия», — патетично заключил Никифоров.