Лауреат международных фотосалонов Андрей Веретенников — единственный российский фотограф, кто в этом году привез свою выставку на турецкие дни фотографии Лауреат международных фотосалонов Андрей Веретенников — единственный российский фотограф, кто в этом году привез свою выставку на турецкие дни фотографии

«ДРУЗЬЯ ИЗ ТУРЦИИ ОТПИСАЛИСЬ — ИЗВИНИ, МОЛ, ОЧЕНЬ СОЖАЛЕЕМ...»

— Андрей Евгеньевич, как вас с выставкой занесло в Турцию?

— Турция стала первой точкой длинного маршрута. По плану выставка «На все четыре стороны» проедет по 15 регионам: 9 российских и еще 6 стран — Турция, Албания, Босния, Чехия, Северный Кипр, Казахстан. В этих местах живут авторы работ, которые я экспонирую. Сама идея родилась из местечковой отчетной выставки моей фотошколы, из проекта «Путешествия с Пьером Котовским». Котовский — это наш тотем, плюшевая игрушка, с которой связана одна история, уже 13 лет он сопровождает меня повсюду. Ежегодно с мая до конца октября мы с учениками и Котовским практикуемся в краткосрочных путешествиях. В праздничные и выходные дни выезжаем на съемки — на Урал, в Пермскую область, в Марий Эл, Оренбуржье, Башкортостан. Объездили все, что доступно в течение суток, за два года совершили 43 поездки. По накопленным материалам я решил сделать отчетную выставку, которая эволюционировала в большую экспозицию.

— Как же в вашу отчетную выставку попали работы зарубежных авторов?

— Когда я начал собирать фотографии учеников через соцсети, выяснилось, что многие мои друзья из других регионов и стран когда-то с Котовским «встречались». Они тоже захотели поучаствовать. Поэтому, когда мы в октябре устроили первую выставку в Музее истории Набережных Челнов, моих учеников было около половины из 50 авторов. Вместе с ними выставились мастера с мировыми именами — из Казахстана, Турции, Португалии, Боснии, Чехии, Греции, Беларуси, с Кипра... Котовский много где побывал. У него такой внешний вид, что без улыбки смотреть не возможно, все обращали внимание.

— Не совсем ясно — эти мастера присылали свои фотографии из совместных с вами путешествий?

— Нет, из своих поездок. Работ было очень много, я отобрал из них 205, половина — это российские авторы, а четверть всех работ — фотографии моих учеников. Понятно, что работы были разного уровня, именитые и начинающие фотографы в одной кучке, но экспозиция удалась такой гармоничной — по темам, по цветам, по стилистике, — что это не бросалось в глаза. Когда выставку листаешь в интернете, взгляд задерживается обязательно на работах профессионалов, а на живой выставке такого не было. Она длилась весь октябрь, за это время прошли 5,5 тысяч человек, для нашего города это много. Потом мне позвонили из Екатеринбурга, из галереи «Март», потом из Оренбурга. Тогда я и решил показать выставку на родинах авторов. Сам изначально планировал съездить максимум в Казахстан, потому что во всех точках организацию берут на себя местные, мне нужно только работы переправить. Турцию — Стамбул, Анкару и Невшехир — мы запланировали на декабрь, но пока выставлялись в Челнах, упал наш самолет. Друзья из Турции отписались — извини, мол, очень сожалеем. Пришлось работам полежать до февраля.

Котовский много где побывал. У него такой внешний вид, что без улыбки смотреть не возможно, все обращали внимание Котовский много где побывал. У него такой внешний вид, что без улыбки смотреть не возможно, все обращали внимание

«ОБЫЧНО ИЗ ТАКИХ СТРАН, КАК РОССИЯ, ПРИЕЗЖАЕТ ЧЕЛОВЕК ПО ДЕСЯТЬ, НО В ЭТОМ ГОДУ ИЗ РОССИИ БЫЛ ТОЛЬКО Я»

— Что изменилось в феврале, почему вам все-таки удалось выставиться в Турции?

— Был хороший повод. В феврале в Анкаре каждые два года проходят Международные дни фотографии в Анкаре. Вроде недели моды в Париже, только по художественной фотографии. Представительный форум, 59 одновременных выставок в 41 выставочном центре. Самый большой — трехэтажный выставочный центр художественной фотографии, в котором одновременно показывалось около 1,5 тысяч фотографий, несколько экспозиций, и наша в их числе. Худсовет отобрал из нашей выставки 65 работ от 30 авторов. Обычно из крупных стран, таких как Россия, приезжает человек по десять, но в этом году из России был только я.

— В число отобранных худсоветом фотографий вошли работы ваших учеников?

— Да, половина авторов — челнинцы.

— Из-за чего россияне не поехали — прошел какой-то внутренний запрет, или турки не пускали?

— Сложно сказать. По линии культуры директивы идут из ТЮРКСОЙ, а у них штаб-квартира в Анкаре. Мединский (Владимир Мединский — министр культуры РФ прим. ред.) с нашей стороны рекомендовал всякие отношения прекратить. Анонсы и приглашения на форум рассылаются адресно — возможно, до наших фотографов они не дошли. Или они получили релизы в ноябре-декабре, а потом информационный пресс их подкосил. В общем, точно я не могу сказать, почему никто не приехал, не хочу даже голову этим забивать.

— У вас были проблемы с выездом в Турцию?

— Я предполагал, что будут не столько с выездом, сколько с вывозом работ. Я же живу в нашем информационном поле и понимаю: в том, что говорят, какая-то доля правды должна быть. Со всеми, кто возвращается из Турции, потом беседуют — где был, что делал. После бомбежек Сирии в Россию стали возвращаться наемники из ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.), а я мужик, бородатый, еду из Анкары. Скажу сразу, на обратном пути никто меня ни о чем не спрашивал — повезло, наверное, но я об этом думал и готовился. Прежде чем принять решение, съездил на аудиенцию к генконсулу Турции в Казани — просто чтобы понимать, куда я еду. Генконсул мне сказал: езжайте, никаких проблем не будет, и кое-какой документ вам подготовим. Вообще, турки — народ необычный, у нас на них похожи азербайджанцы. С этими людьми поговоришь, и хочется жить — удивительно спокойные в плане мироощущения. Разговор с генконсулом не прошел даром. В самолете перед взлетом бортпроводник попросил меня пройти с ним. Заводит за занавесочку, и там говорит: «У нас есть свободное место в бизнес-классе, хотим предложить...» Потом в Стамбуле, в аэропорту Ататюрка, меня задержали на паспортном контроле. Я, конечно, стушевался — всех пропускают, а мне зачем-то надо «задержаться на минуточку». Так они меня провели в VIP-зал, и там три моих чемодана с выставкой уже дожидаются отдельно от всего багажа. Я смотрю, а на чемоданах наклейки «дипломатический груз». Кроме того, турецкие авиалинии сделали мне поблажку. Вес выставки почти 80 килограммов, но денег за перевес не взяли. В Анкару я летел на третий день, и до тех пор мне разрешили оставить выставку на хранение в аэропорту, а перед вылетом я встретился с мэром Стамбула. Мы обсудили выставку в его городе, и он предложил устроить ее прямо в аэропорту. Эта выставка еще не состоялась, на нее я отправлю остальную часть фотографий. В целом выставка будет кататься в Турции до июля.

Выставочный центр художественной фотографии в Анкаре Выставочный центр художественной фотографии в Анкаре

«В ТУРЦИИ СЕЙЧАС ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО, АНКАРУ Я НЕ УЗНАЛ...»

— Ваша встреча с мэром Стамбула была запланирована?

— Это стечение обстоятельств. В первый раз я с ним встретился 5 лет назад, когда возил второй набор своих учеников на дембельское итоговое путешествие по Турции. Конечной точкой был Стамбул, где мы традиционно встретились с местным фотоклубом. В каждом, даже маленьком городе Турции есть фотоклуб. Я возил с собой два слайд-фильма — о Татарстане и о нашей фотошколе, показывал на творческих встречах слайды и наш фотоотчет по пройденной части Турции. В Стамбуле встреча прошла в помещении культурного центра одновременно с каким-то мероприятием, в котором участвовал мэр. Увидев нас тогда, он удивился — почему никто не в курсе международной делегации? Я объяснил, что мы не делегация, а туристы, школьники, а он говорит: «Нет, я посмотрел ваши слайды, вы профессиональные фотографы». В общем, перед поездкой в Анкару в начале марта мы столкнулись с ним в приемной генконсула в Казани. Он меня узнал, и я его — он необычный турок, рыжий. Узнав, что мы после Анкары привезем выставку в Стамбул, он предложил встретиться. Правда, в итоге поговорить удалось лишь 15 минут, потому что это было 20 марта, очень напряженный день, мэр был занят вопросами безопасности. После нашей встречи в этот день в центре Стамбула был большой взрыв, который унес 34 жизни. За неделю до этого был взрыв в Анкаре. Там сейчас очень тяжело, Анкару я не узнал. Нет автобусов, очень мало людей и машин. В Стамбуле центр всегда был забит пробками, а сейчас все дороги пустые, по центру одни иностранцы ходят. Морские трамвайчики, метро — полупустые. Все сидят по домам, напуганы курдами. Там, по сути, идет гражданская война, каждую неделю кого-то убивают, захватывают, взрывают...

Котовский на выставке Котовский на выставке

— Но на выставку люди пришли.

— На открытие пришли около 1,5 тысяч человек. Местные знатоки говорят, что это очень мало, ожидалось 5 - 7 тысяч.

— А почему вы возили ребят именно в Турцию?

— Я и нынешнюю группу планирую туда свозить. Для фотографа это невероятный регион, в тот раз мы путешествовали 18 дней в самом сердце Турции — Измир, Невшехир, Анкара... Каждый вечер разбирали свежие фотографии. Там есть что посмотреть, например Каппадокию — древний анклав, сохранивший народную самобытность. Турция — светская страна, для нас это пальмы, яхты в Анталии, девочки ламбаду танцуют, но на самом деле это совсем другое, многогранное государство. Я езжу туда уже много лет. Они, например, до сих пор на всех праздниках, вечеринках в ресторанах поют свои фольклорные песни, совсем не слушают попсу. Молодежь собирается на берегу моря и танцует национальные танцы, начиная с турецкой лезгинки и заканчивая каким-нибудь колбасты... Заметьте, приехав в Россию, ты по музыке не поймешь, в какой ты стране. То, что звучит у нас в торговых центрах или из машин, звучит и в Праге, и в Барселоне. А в Турции сразу ясно, куда приехал.

На все четыре стороны в Набережных Челнах «На все четыре стороны» в Набережных Челнах

«ЕСЛИ ГОРЕЦ СКАЗАЛ НЕТ, СКАЗАТЬ ДА ОН УЖЕ НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ»

— Вы рассказали о помощи генконсула и мэра Стамбула. Откуда у турок такое трепетное отношение к российскому фотографу?

— Я же говорю, они сами по себе такие, удивительный народ. Они могут не знать человека, но если ему требуется какое-то внимание, ответ, содействие, турок в лепешку разобьется, но поможет. К примеру, выйти на контакт с консулом очень легко — достаточно позвонить и сказать «хочу с вами встретиться, у меня есть просьба». Они даже не спрашивают, что за проблема, не может ли кто-то другой помочь. Консул обязательно встретится, выслушает, прямо при тебе даст поручения. У них везде так. В этом году я был в Аксарае, где у меня ни одного знакомого. Представьте: у меня фотография, на которой человек и дом, улицу я не знаю. Захожу в магазинчик на заправке, показываю фото, говорю, что ищу этот дом и человека в Аксарае. Незнакомые мне люди говорят: «Скажи, сколько у тебя есть времени?» Сажают меня к себе в машину, везут куда-то, берут фотографии и начинают с ними ходить по разным местам. Потом зовут меня, наливают чаю, просят рассказать, откуда я, чего хочу. Я рассказываю, кто я, откуда, и объясняю, что 5 лет назад сфотографировал человека и хочу передать ему фотографию. У меня такая система: если я еду в страну повторно, я лезу в архивы, печатаю фото с людьми из прошлого визита и беру их с собой. Само изображение навсегда в памяти, и если я вижу знакомое место, то подхожу к любому человеку и спрашиваю, как найти того, кто на фото. Сами понимаете, эта проблема никого не касается, но люди, которые занимались своим делом, берут за руку и начинают водить. И в Аксарае этого старичка нашли.

— Когда вы объяснили спутникам, что вы из России, реакция была?

— Вся Турция знает, что самолет подбили, что политика складывается неважно, но люди в глубинке от всего этого очень далеки. В Анкаре, где люди больше вовлечены в информационное поле СМИ, ты ощущаешь, что они очень сожалеют обо всем этом. Это не чувство вины, как, например, в Германии. Я в свое время был в Германии, и когда речь заходила о Советском Союзе, они как-то опускали глаза. Турки глаз не опускают, но у них есть такой жест — они приподнимают подбородок и цокают. У них это означает «мне жаль». Когда говоришь, что ты из России, они вот так цокают.

— Хотят ли они, чтобы и Эрдоган вот так цокнул?

— Эрдогана они не любят, это однозначно. Он обманщик, шулер, вор и убийца. Конечно, есть люди системные, которые ходят с флажками, со своими версиями георгиевских ленточек. Любая война начинается с горстки людей, решающих свои проблемы. Но для турецкой нации Эрдоган — это ее позор. И все-таки удивительно, что кто-то ждет извинений. Есть же у нас востоковеды, знатоки Персии, Османской империи. Они же понимают, что если горец сказал нет, даже если он осознает потом свою неправоту, сказать да он уже никогда не сможет. Именно поэтому турки долго слушают тебя, прежде чем сказать да или нет.

«Мне была оказана честь перерезать красную ленточку на открытии основного выставочного центра, вместе с министром культуры и главным распорядителем форума» «Мне была оказана честь перерезать красную ленточку на открытии основного выставочного центра вместе с министром культуры и главным распорядителем форума»

«МНЕ БЫЛА ОКАЗАНА ЧЕСТЬ ПЕРЕРЕЗАТЬ КРАСНУЮ ЛЕНТОЧКУ НА ОТКРЫТИИ ФОРУМА»

— А ТЮРКСОЙ? В культурной элите есть свои «системные люди»?

— Я теперь точно знаю, что культура, искусство, история, может быть, и спорт, и образование в Турции живут вне политики. Они не интегрируются, политик не может сказать «рисуй по-другому». От чистого сердца они носят портреты Ататюрка, вывешивают государственные флаги на балконах. Они очень четко позиционируют себя как нацию, как республику и государство. Ататюрк — отец всех турок, объединивший нацию, и это очень четко осознается ими. Очень держатся друг за друга: если ты иностранец и вошел с кем-то в конфликт... например, обманул тебя продавец на улице, и ты начинаешь с ним ругаться — тогда они сбегаются и начинают защищать своего. Они станут тебя прогонять, потом придет полиция — и опять ты будешь крайним в этом конфликте. Но когда тебя отведут в сторону, они начнут своего земляка уму-разуму учить.

— Из официальных лиц вы встречались только с мэром Стамбула?

— На открытие форума приезжали официальные лица. Никаких проблем, как раз наоборот — мне была оказана честь перерезать красную ленточку на открытии основного выставочного центра вместе с министром культуры и главным распорядителем форума.

— Почему вам?

— Не знаю. Для меня это было неожиданностью. Кусочек ленточки привез с собой. Кстати, показал им эту традицию — забирать кусочек на память. Кроме выставки я дал в Анкаре мастер-класс по психологическим аспектам восприятия фотографии, и еще была презентация «Путешествий с Пьером Котовским».

— Куда выставка поедет из Турции?

— После Невшехира и Стамбула собираемся транспортировать сразу в Сараево, там недалеко. Это будет где-то в середине лета.