«ЕСЛИ ТЫ РАБОТАЕШЬ НА ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК, ПРИДЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИГРОК И ОТНИМЕТ У ТЕБЯ БИЗНЕС»

«Для чего вы это делаете?» — я часто слышу этот вопрос. Сейчас бизнес не имеет границ. Если ты работаешь на локальный рынок, придет федеральный игрок и отнимет его у тебя. И здесь проект «Фабрика предпринимательства» выступает своеобразным маяком для начинающих бизнесменов. Во-первых, это расширяет их горизонты. Во-вторых, большое количество слушателей дает сильный соревновательный эффект. Ребята соревнуются не со своими земляками, скажем, из Алькеевского района, они соревнуются со всеми. И для них этот азарт играет важную роль, потому что, ориентируясь на сильных участников, они видят, что такой же парень или такая же девушка с двумя руками, с двумя ногами, может зарабатывать действительно хорошие деньги. И тогда они начинают думать: «Я тоже смогу». Ведь предприниматели, даже мирового уровня, — это не те, кто обладает высоким уровнем интеллекта. Обладатели такого IQ — это в основном изобретатели, ученые, а бизнесмен — это тот, кто рискует, кто решается на то, на что никогда не решится другой.

Наш образовательный проект стартовал два с половиной года назад, и в среднем мы проводим его два раза в год. За это время нам удалось расширить его географию. Сначала к Казани присоединились Набережные Челны, а потом и другие города. Сейчас мы вышли на все муниципальные образования Татарстана, и в настоящий момент у нас 350 заявок из 17 муниципальных районов (Буинск, Тетюши, Спасский район, Алькеевский, Высокая Гора и т. д.) на прохождение обучения по курсу «Старт Фабрика».

Еще один вопрос, который мне задавали тысячу раз: «Зачем тебе это?». Я 18 лет занимаюсь бизнесом и 15 лет преподаю в вузе. Тем не менее у меня были неоднократные попытки уйти с педагогической деятельности, потому что мой бизнес рос и я ощущал нехватку времени. Но мой научный руководитель Марат Рашитович Сафиуллин сказал однажды: «Айдар, из науки можно уйти лишь один раз, вернуться потом невозможно». И в какой-то момент я понял, что этот путь отведен мне неслучайно. Я защитил кандидатскую, докторскую, мне было действительно интересно работать с молодежью. При этом меня начали приглашать как предпринимателя на различные мастер-классы, и я видел разницу между теми, кто приходит, чтобы получить зачет, и теми, кто приходит за информацией, — от них я получал сильнейшую энергетическую зарядку. И я понял, что это надо выводить на более серьезный уровень.

КАК ТАТАРСКИЙ ПИНГВИН ПОПАЛ НА ПЕРВЫЙ КАНАЛ

Запуская проект, мы объявили ограничение по возрасту — от 14 до 108 лет. Но оно скорее шуточное, потому что возрастных ограничений в попытке начать свое дело нет. К примеру, во втором сезоне «Фабрики предпринимательства» победила команда школьников, участникам было по 15 лет. В нынешнем сезоне вместе с тетей вообще участвует 12-летний мальчик. И они уже получают прибыль.

Пока мы отказались от формата реалити-шоу, которое транслировалось на ТНВ. Мы провели его в третьем сезоне, и для нас это было непростым испытанием по нескольким причинам. Требования зрительского интереса отличались от задач проекта, поэтому нам приходилось идти на компромисс, чтобы было зрелищно, скандально и чтобы при этом не было противоречий с нашей миссией. Например, продюсеры требовали жестких правил и отчисления команд, разборок в эфире. А у нас правило одно — команду может отчислить только рынок, никто никого уволить не может. Поэтому мы отстояли свою позицию и сохранили всех участников, и не зря. Те, кто провалился на старте, в итоге выиграли проект, а это было бы невозможно, если бы мы пошли на поводу у продюсеров.

Как я уже писал, тот, кто хочет запустить бизнес, может это сделать в любом возрасте. Например, основатель «Макдоналдс» открыл свою сеть в 56 лет, а до этого работал коммивояжером. Подобных случаев у нас немало. К нам на проект приходят взрослые люди и говорят: «Все, не хочу работать на наемной работе». Случается даже так, что люди увольняются, говорят, что сожгли все мосты и будут запускать свой бизнес. Конечно, мы рекомендуем не бросать работу на начальном этапе, ведь у взрослых людей больше обязательств, почти у каждого есть семья. А вот когда в результате участия в проекте человек видит, что его идея работает, что он может на ней заработать денег, то вот тут, как правило, происходит отказ от наемного труда. И это понятно, ведь на старте для развития бизнеса необходимо 24-х часовое погружение, и такой режим должен длиться все три месяца, что длится обучение. Об этом мы предупреждаем слушателей в первый же день. Мы очень сильно нагружаем наших слушателей с самого начала, даем много информации, заданий и сразу требуем высоких достижений. Мы создаем ситуацию давления, чтобы они быстрее пришли к результату. Как показывает практика, если человек в течение первого месяца к нему не приходит, его мотивация резко падает. И этот вопрос мы решаем с помощью интенсивов — многочасовых тренингов и мастер-классов от действующих, опытных предпринимателей. Ребята развивают и свои идеи, и те навыки, которые даем им мы на начальном этапе. Некоторые сразу понимают, что занятие бизнесом — это не для них. «Мы думали, здесь просто классно, здорово и интересно посидеть, а вы все навалили на нас» — типичная реакция тех, кто не готов к началу собственного бизнеса. Еще популярна отговорка «У меня бабушка, у меня учеба, у меня огород, и вообще, я не готов».

Если говорить о финансовых затратах, то большинство идей реализованы с малейшим стартовым капиталом. Что значит «малейший стартовый капитал»? Это значит, что у команды участников должно быть примерно 30 тыс. рублей на рекламную кампанию, и прибыль с первых заказов должна быть снова потрачена на рекламу. Таковы условия для запуска хорошо функционирующего бизнеса, и с такой оговоркой стартует проект.

В целом ребята, которые к нам приходят, учатся совершенно бесплатно, и мы считаем, что они должны отдать какой-то долг обществу. Поэтому одно из первых заданий на «Фабрике» — провести социальную акцию. За все время существования проекта у нас накопилось очень много интересных примеров. Скажем, в четвертом сезоне команда-призер «Техно 5» (ребята занимаются изготовлением корпусной мебели) во время социальной акции изготовила пингвина, внутри которого находилось обогревательное оборудование. Конструкцию ребята вывозили на улицы города и грели замерзшим людям руки. Их тогда нашел корреспондент Первого канала и снял о них сюжет. Помимо этого было и много других акций — по высадке деревьев, помощи ветеранам и детским домам, работе со школами. Каждая команда внесла пусть небольшой, но все же значительный вклад в развитие социальной сферы.

550 ТЫС. ИНВЕСТИЦИЙ НА СВИТШОТЫ

Не подумайте, что после того, как участник выпустился, мы понятия не имеем, что с ним происходит. У нас существует программа курирования, благодаря которой мы следим за прогрессом участников. Я с гордостью могу сказать, что у нас есть результаты, которых мы помогли достичь. Во-первых, мы на 100% гарантируем, что наши ученики доходят до первых денег, то есть железно зарабатывают. При этом 50% из них начинают получать больше, чем на своей прошлой наемной работе. Мы считаем это главным критическим моментом, который должен пройти каждый предприниматель. У половины наших выпускников остается тот бизнес, который они начали на проекте. Это не значит, что другая половина бросает бизнес, просто участники начинают заниматься другим направлением. Скажем, в третьем сезоне «Фабрики» команда, которая занималась косметологией, после окончания проекта разделилась. Один участник скооперировался с представителем другой команды, теперь они работают в области общепита, занимаются приготовлением и доставкой блинов. Другая участница запустила бизнес по реализации детских деревянных игрушек под собственным брендом. На прошлой, четвертой «Фабрике» команда победителей сделала совершенно новый продукт, который до них вообще не существовал — экскурсии в город Иннополис. Сейчас они эксклюзивный оператор IT-города.

Есть проекты, которые смогли найти инвесторов еще в процессе обучения на проекте. Скажем, проект «Проквест», который создали ребята в третьем сезоне. У них сейчас работает пять квест-комнат по России, одна из которых — в Новосибирске. Они привлекли инвестиции в размере 900 тыс. рублей, в них вложился наставник. И здесь срабатывает еще один плюс наличия наставника: его можно зажечь своей идей, и он профинансирует проект. Так же поступила в четвертом сезоне команда «Лестница», производящая свитшоты и другую молодежную одежду с татарским колоритом. Они подписали соглашение на 400 тыс. рублей с наставником, еще 150 тыс. вложил частный инвестор.

Все это пример того, что, став предпринимателем, у тебя появляются навыки и, даже уехав в другую страну, ты можешь снова запустить там бизнес. Это навыки, которые отнять уже невозможно.

Айдар Булатов