На совещании в доме правительства на этой неделе констатировали, что подписка на республиканские СМИ на второе полугодие обвалилась на 43%, общий тираж изданий упал на 24% На совещании в Доме правительства на этой неделе констатировали, что подписка на республиканские СМИ на второе полугодие обвалилась на 43%, общий тираж изданий упал на 24%

«ЕСЛИ Я БУДУ СИДЕТЬ В КАБИНЕТЕ, ЕЗДИТЬ НА СЛУЖЕБНОЙ МАШИНЕ, ПОЛУЧАТЬ ХОРОШУЮ ЗАРПЛАТУ ОТ «ТАТМЕДИА», ТО НЕ БУДУ ДАЖЕ РЫПАТЬСЯ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ. ЗАЧЕМ?»

Ильфат Файзрахманов — издатель и главный редактор частной татарской газеты «Безнең гәжит» («Наша газета»):

— Причин падения тиражей несколько. Во-первых, полномочия «Татарстан почтасы» передали Москве. Каталоги формирует Москва. Подписку организует Москва. Я не понимаю, какова сейчас роль «Татарстан почтасы». До сих пор каталоги ПАП «Почты России» не дошли до Татарстана. Газеты «Татмедиа» централизованно включили, а некоторые газеты не были включены в каталоги. Народ в недоумении. Когда была декада подписчиков, люди говорили, что не могут подписаться, на местах не работают компьютерные программы. Они разворачивались и уходили. Пусть министр связи РТ господин Роман Шайхутдинов решал бы подобные проблемы, а не давал бы разнарядку главам в спасении подписной кампании. У народа денег нет, каждая копейка на счету, а у них из зарплаты вычитают средства на подписку. Это вопиющая несправедливость и нарушение закона. Если газеты не читают, если они обваливаются, пусть их закрывают. Разве государство может проводить политику, навязывая людям свои издания?

Конечно, сокращение тиражей — это и общий тренд, ведь реализовывать бумажные газеты все труднее. Молодежь все время в интернете сидит, им бумажный носитель не нужен. Старшее поколение только этим интересуется. Но если, скажем, я пеку хлеб и его не покупают? Виноват в этом только я, значит, не умею печь хлеб!

Навязывание подписки приведет к кризису. Обязаловку мы помним еще по советским временам. Не пользующийся спросом товар продавали вместе с дефицитным. У работника школы, сельсовета, бюджетников зарплата и так ограничена. Даже если его заставят подписаться на газету, он из-за протеста не будет ее читать. Даже интересной газетой не будет интересоваться. Мы с помощью административного ресурса вовсе отучим народ от чтения.

Ильфат Файзрахманов издатель и главный редактор частной татарской газеты «Безнең гәжит» Ильфат Файзрахманов — издатель и главный редактор частной татарской газеты «Безнең гәжит»

Если бы моя воля, я пустил бы всех в свободное плавание. Пусть сами выкарабкиваются. Почему Россия цепляется за государственные СМИ? Потому что они нужны властям для пропаганды своей политики.

Что такое районные газеты? Это, как правило, объявления о купле-продаже, некрологи, ну и портрет главы района на первой странице и все его перемещения. Там не бывает никакого толкового материала. Это бесплатный рекламный бюллетень, и нужны ли нам такие «районки»? Да и вообще, нужно ли нам искусственное содержание такого количества газет?! Их тираж можно увеличить только такими административными мерами. Но это все до поры до времени. Вечно продолжаться так не может.

То, что главы и министры участвуют в акции по подписке своих близких, напоминает юмористическую передачу. Такие акции должны быть к месту. Например, в прошлом году мы дом престарелых подписали на «Безнең гәжит». Это было в рамках акции, которую проводила почта. Да, участие в таких акциях похвально, но это не должно выглядеть смешно. У нас ведь такого рода инициативы чиновников становятся, в конце концов, пищей для сатириков.

Подписная кампания должна идти от души, добровольно. Вы ведь, заходя в магазин, не покупаете ненужную вещь. Почему в деревнях организуют принудительную подписку? Почему люди принудительно должны содержать газету и журналистов? Тогда пусть мясо, молоко, масло и другое у жителей села так же принудительно покупают!

Подобные акции приближают к финишу печатную деятельность. Нужно качество. Здоровая конкуренция среди изданий, среди журналистов к этому и приведет. Человек будет читать интересный материал. Сейчас ведь обилие информации. Времени нет, читаем выборочно. Например, я — передовик, читаю и выписываю газеты на 20 тысяч рублей. Так как я должен знать, кто чем дышит. Я газеты, в основном татарские, смотрю по диагонали. Сперва смотрю заголовки, если они «стреляют», то читаю текст. Потом смотрю, кто автор материала. К сожалению, в большинстве случаев только листаю газеты. Уровень очень низкий. Какая республиканская газета занимается журналистскими исследованиями? Никакая. У нас тираж после подобных публикаций увеличивается. Если я буду сидеть в кабинете, ездить на служебной машине, получать хорошую зарплату от «Татмедиа», то не буду даже рыпаться что-то делать. Зачем?

Что такое районные газеты? Это бесплатный рекламный бюллетень Что такое районные газеты? Это бесплатный рекламный бюллетень

«Я САМ БЫЛ ГАЗЕТЧИКОМ ВСЮ ЖИЗНЬ, А ТЕПЕРЬ ГАЗЕТ СОВСЕМ НЕ ЧИТАЮ, МНЕ НЕ ИНТЕРЕСНО»

Геннадий Наумов — главный редактор «Аргументов недели» (республиканская вкладка):

— Мне кажется, очень хорошо ответил, кому нужна сегодня пресса, Рустам Минниханов. И более креативно не скажешь. Он заявил, что скоро газеты будут читать только те, кто их издает. Это, честно говоря, звучит как приговор. В каком-то смысле мы вернулись в советские времена. У нас тогда был журнал «Коммунист», и главный редактор в кулуарах шутил: «Покажите мне хоть одного живого читателя». Этот журнал и сотрудники его не всегда читали. И сейчас настали такие времена, когда государственную прессу потребитель не очень-то жалует. Только делает вид, что почитывает. И ставить задачу по поднятию подписки для республиканской и местной прессы, по мне, довольно абсурдно. Тем более административными методами. Зачем издавать продукт, который никому не нужен? Все это прекрасно понимают, но никто не хочет делать резких шагов, брать на себя инициативу, поскольку федеральный центр не подает никаких сигналов в отношении того, что нужно делать регионам с местными государственными изданиями.

Всем известна «Российская газета», у нее якобы неплохой тираж. Но на самом деле часть его раздается фактически бесплатно определенным слоям населения. Там работает грамотный редактор Владислав Фронин, бывший редактор «Комсомолки», выпускник Казанского университета, очень толковый. Ну и что мы видим в итоге? То есть каким бы ты гением ни был, ничего с этим трендом, что печатная пресса умирает, поделать нельзя. И тут речь прежде всего не о качестве, а о том положении в обществе, в котором оказалось печатное государственное СМИ. Я захожу в магазин и вижу, сколько ненужного и даже вредного товара для человека лежит на полках. Он не востребован, но кто-то по инерции продолжает его выпускать. Так и с прессой получилось. Политического мужества не хватает, чтобы поломать систему и сэкономить по крайней мере для Татарстана миллиард рублей бюджетных средств. При этом о безработице для нескольких сотен человек никто и не думает. Это абсолютно не является причиной, по которой гос-СМИ не закрываются. Для того, чтобы знать, что происходит в республике и к чему стремится наша власть, вполне достаточно одного электронного СМИ в Татарстане. По крайней мере, для меня. Зачем издаются десятки государственных СМИ? С какой целью? Я думаю, мало кто в них дает рекламу, все прекрасно понимают, что такого рода прессу мало кто сегодня читает и объявление попросту не доходит до целевой аудитории.

Поэтому поддержка республиканской и местной прессы административным путем даже вредна. Это все равно что искусственно продлевать жизнь тяжелобольному. И все эти флешмобы в «Инстаграме», которые якобы должны заставить народ подняться на спасение подписной кампании, ни к чему не приведут. Даже если сами главы покажут пример.

Мало кто дает рекламу в государственных СМИ, все прекрасно понимают, что такого рода прессу мало кто сегодня читает и объявление попросту не доходит до целевой аудитории Мало кто дает рекламу в государственных СМИ, все прекрасно понимают, что такого рода прессу мало кто сегодня читает и объявление попросту не доходит до целевой аудитории

Умные эксперты еще несколько лет назад предсказали спад печатных гос-СМИ. Есть даже авторы теории смерти газет. Однако, повторюсь, никто политическое решение в этом отношении принимать не торопится. Если вы помните, Дмитрий Медведев, будучи президентом, высказался, что не пора ли главам районов отказываться от своих «газет и пароходов»? Но все потом как-то стихло. И причина тут именно в федеральном центре. Президент Татарстана, на мой взгляд, давно созрел для определенных решений касаемо местных СМИ. Он за последнее время много прогрессивных решений принял, создал свою команду.

Просто у нас вертикаль власти лишила регионы всякой самостоятельности. Какой уж тут суверенитет? Вертикаль требует пропагандисткой государственной прессы и от этой стратегии никогда не откажется. Значит, и регионы вынуждены вести такую же политику. А те, кто сидит на постах главных редакторов, вынуждены тратить весь свой талант в доказательство того, что их продукт нужен, что он востребован и его читают. Тот же Фронин.

К сожалению, это касается не только печатных изданий в секторе гос-СМИ. Рейтинг ТНВ сегодня ниже плинтуса. Однако гендиректор ТНВ Ильшат Аминов уверяет руководство, что канал необходим, что он несет социальную функцию, национальную идею и прочее. Это инстинкт самосохранения. Обидно, что у государства нет бюджетных денег, а оно тратит их на туфту.

В свое время открыли телекомпанию «Эфир». Все попытки создать второго игрока ни к чему не приводили. «Вариант» не удался. Это о чем говорит? Провинция — это не вся страна. Достаточно одного довольно сильного игрока. Для второго уже просто места нет на рынке. Это подтверждает историю успеха и вашего издания. Ниша занята. Аудитория слишком мала. Точно так же как звезд в провинции. Если прекратить финансирование и дотирование региональной прессы, выживает сильнейший. Тогда в госсекторе, может быть, и появится сильный игрок, а если даже и нет, такова судьба. Я сам был газетчиком всю жизнь, а теперь газет совсем не читаю, мне не интересно. Хотя числюсь главным редактором «Аргументов недели». Планшет взял в руки года два назад, там и читаю.