Казалось бы, какой повседневный бизнес можно сделать из… астрономии? Но, оказывается, можно. Более того, этой сфере деятельности предсказывают в России впечатляющее развитие – один только астротуризм приобретает все больше поклонников. Как сочетаются деньги, звезды, наука и культурный уровень широких народных масс, «БИЗНЕС Online» рассказал директор ООО «Хронос» Константин Беляков.
АСТРОНОМИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТАТАРСТАНА
- Константин Владимирович, какова, если так можно выразиться, программа-максимум деятельности вашей фирмы?
- Основная идея – показать широким массам, что такое астрономия. Нет, не думайте, что мы выставляем себя альтруистами. В уставе Хроноса, как и у любой коммерческой организации, сказано – «извлечение прибыли». За счет чего? Первое – продажа телескопов и аксессуаров. Да, помимо нас в Казани есть три-четыре места, где все это можно купить. Но нигде вы не получите исчерпывающую информацию, как выбрать телескоп, как им пользоваться и как за ним ухаживать. А мы можем бесплатно выехать на место, помочь установить инструмент, сделать обзорную лекцию – чтобы человек заинтересовался. Второй источник дохода – продажа соответствующих книг и журналов. Третий – продажа метеоритов. Четвертый - проведение астрономических экскурсий – то, что сегодня принято называть астрономическим туризмом.
- Справочники дают такое толкование: «Астротуризм - миграция населения в регион, где наиболее видны астрофизические явления, которые происходят с известной периодичностью, либо происходят единожды». Некоторые зарубежные туристические агентства делают астротуризм одной из своих изюминок, а маршруты разрабатываются при помощи ученых. В Чили даже действует отель, где в каждом бунгало - съемная парусиновая крыша и телескоп. В России что-то подобное есть?
- Астротуризм у нас развит слабо. Как правило, это не формирование туристических групп, а прием обсерваторией разрозненных туристов. Взять Коуровскую обсерваторию на Урале или специальную астрофизическую обсерваторию РАН на Кавказе. Там есть все для астротуризма: симпатичные обсерватории, горы, лес, река. Но большинство посетителей –неорганизованные: приехал случайно, посмотрел, восхитился, уехал.
Аналогичные планы приема посетителей есть и у загородной обсерватории Казанского университета, с которой у нас хорошие отношения. Сам Бог велел это сделать: одна из старейших обсерваторий России, чудесная архитектура, интересная история, сильнейшие профессионалы, серьезные инструменты, красивейшее в любое время года место.
- К каким астрономическим событиям можно привязаться?
- В течение года их происходит немало: метеорные дожди, покрытие звезд или планет Луной, лунные и солнечные затмения. Обо всем этом можно увлекательно рассказать, а главное – показать. Хотя татарстанский астроклимат не очень способствует наблюдениям.
- Что такое астроклимат?
- Наличие засветки, прозрачность атмосферы и количество ясных дней в году. В Татарстане – сильная засветка, особенно вокруг Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска. Республика находится в низине, а это – дополнительные метры атмосферы, пыль, загазованность. Ясных дней в году – треть. А вот, например, наш партнер в Астрахани вывозит людей в степь и на Кавказ, где небо прозрачнее и ярче. Астротуризм очень популярен в Крыму - климат, горы, известные обсерватории.
ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ АНГОЛЬСКИМИ ПАРТИЗАНАМИ
И АСТРОНОМИЕЙ
- То есть, получается, в Татарстане невозможно проводить наблюдения?
- Для любительских наблюдений наши условия вполне подойдут. Главное - выехать за город, лучше – километров за сто. Но так далеко мы ездим только узким кругом, а обычно – куда-нибудь на Волгу, например, в ту же Энгельгардтовскую обсерваторию. И в наших условиях большое впечатление на новичков производят Луна, Юпитер и Сатурн. На Луне можно разглядеть горы, долины, кратеры, как движется линия терминатора. Сатурн - это кольца, Юпитер – его спутники, полосы и большое красное пятно, и даже в шестидесятикратный телескоп можно увидеть тени спутников на облаках Юпитера. Есть специальные поездки для наблюдения метеорных потоков, которые, вопреки распространенному мнению, бывают не только в августе. Ближайший и один из самых интересных «дождей» предстоит 7-28 ноября – Леониды. Жаль, погоды, скорее всего, не будет.
Более продвинутых любителей впечатляет сам факт сделанного лично астрономического наблюдения. Это своего рода ритуал. Он об объекте прочитал, выехал на природу, своими глазами увидел.
- В какой сезон больше желающих?
- Летом – выезжаем почти каждый день, зимой – пореже, осенью почти нет экскурсий – облачность, к тому же, как показывает опыт, мороз переносится легче, чем осенний холод. Пик интереса – весна и август. Август это понятно - звездопад и еще тепло. Весна - становится тепло, апрельское ясное небо, кровь бурлит, хочется погулять, посмотреть чего-то эдакого.
- Кто ваши клиенты?
- Абсолютно разные люди. Начиная от школьников и кончая хорошо взрослыми людьми. В последнее время групповые поездки заказывают и организации.
- А очень продвинутые в астрономии клиенты бывают?
- Есть и такие. И для них, как более требовательных, в будущем планируем выезды за пределы России.
- Можно сказать, куда?
- В мире не так много мест для профессиональных наблюдений. Идеальные условия в Чили, Австралии, Северной и Южной Африке. В последней мы недавно и выбрали место под строительство обсерватории. Три недели катались по Намибии, промерили намеченные точки, собрали сведения об инфраструктуре, жителях. Нашли одно место. Небо чуть ли не круглогодично ясное, прозрачность атмосферы - изумительная. Высота над уровнем моря – более пятисот метров. Атлантика хоть и рядом, но туманы не доходят. Крупных городов поблизости нет. Это будет полнофункциональная обсерватория, с небольшой гостиницей в перспективе. Основная цель - получение научных результатов, сдача в аренду наблюдательного времени, но и туристам – любителям астрономии двери будут открыты.
Дело в том, что есть круг увлеченных людей, которые на свои средства строят обсерватории, ведут наблюдения и участвуют в различных программах. Как тот же Энгельгардт. В России такие частные обсерватории работают, например, на Северном Кавказе.
- И такие, «частные» данные имеют вес для большой науки?
- Если человек мастер в своем деле, то почему нет? А у некоторых любителей и степени ученые имеются.
- В Африке вечно неспокойно, стреляют…
- В Намибии с этим нормально. Население доброжелательное. К туристам относятся с трепетом – плохая репутация местному турбизнесу не нужна. А россиянам радуются! Со мной случилась интересная и показательная в этом смысле история. Остановил меня на пустынной дороге тамошний гаишник – дескать, нарушил я что-то. Все, говорит, сейчас штраф платить будешь. И тут я протягиваю свои международные права, а там написано – Россия. Он как это увидел, заулыбался и стал мне рассказывать, как вместе с русскими воевал в Анголе в партизанском отряде!
ТЕЛЕСКОП – ЭТО ЕЩЕ И МОДНО
- Хорошо, с поездками разобрались. А как идет продажа телескопов?
- Достаточно бойко. Причем, продажи растут и у нашего партнера в Набережных Челнах – городе все-таки нестоличном. В этом году продали в два раза больше телескопов, чем в прошлом, и это несмотря на то, что рекламы, по сути, нет. Более того, за телескопами приезжают и из других городов – Йошкар-Олы и Самары, например.
Там что, своих нет?
- Есть, но вот поддержки не имеется.
- Кто основные покупатели?
- 70 процентов продаж приходится на семейные пары, выбирающие телескоп для детей старшего школьного возраста. Остальные покупают для себя, кстати, среди них - достаточно известные в Татарстане люди. Телескопы предлагаем двух видов. Первый - полностью автоматизированный, для наблюдений. Второй – подарочный: штатив из красного дерева, труба под бронзу. В него тоже можно наблюдать, но, в основном, покупают, чтобы поставить в кабинете. Наметилась такая мода.
- Что значит – «полностью автоматизированный»?
- Со встроенным компьютером. Телескоп выставляется на место, ориентируется по звездам, задаются текущее время, координаты по GPS – юстировка занимает минут пятнадцать. Потом выбирается объект из компьютерной базы данных, и телескоп автоматически на него наводится. Для начинающих – идеальный вариант. Любители следующей категории – те, кто прочитал кучу книг, ищет кометы, хочет открыть астероид, наблюдает переменные звезды. Такие люди несколько по-другому к вопросу подходят.
- Сколько стоят телескопы и где они производятся?
- Разработка – американская, производится по лицензии в Китае. Качество – нареканий не было, и в жару, и в мороз работают четко, только знай батарейки меняй. К тому же мы гарантию даем.
Стоимость – от 10 тысяч рублей и выше. Но за минимальную цену получится просто большая подзорная труба. Самые ходовые модели – 15–20 тысяч. Продвинутая модель стоит приблизительно 40 тысяч. К такому телескопу можно «прикрутить» либо цифровой фотоаппарат, либо любительскую ПЗС-камеру для фиксации результатов – потом на компьютере можно посмотреть то, что видели в объектив. Есть аппараты и за 100, и за 200 тысяч рублей - хай-энд класса. Мы такие вещи привозим под заказ. Покупают, но очень редко, продвинутые любители, для которых астрономия – часть жизни.
- Есть такие, кто подсаживается на это дело?
- Конечно, и, как и в любом деле, - единицы, мы их уже не теряем из виду, продолжаем общаться, и они, кстати, приобретают все более и более дорогие модели телескопов.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОВКА ИЗ МЕТЕОРИТНОГО ЖЕЛЕЗА
- А где берете метеориты на продажу?
- Ежегодно на Землю выпадает огромное количество тонн метеоритного вещества. Большая часть метеоритов тонет в Мировом океане, другие пропадают в лесах и полях. Находят единицы. И каждый такой метеорит – достояние государства. Каждый проходит экспертизу, которая его классифицирует, в частности, определяет состав. Если метеорит представляет научную или музейную ценность, его передают в соответствующую коллекцию. Но таких «камней» очень немного, а потому большую часть метеоритов государство продает через определенные организации, наш поставщик – один из крупных московских музеев. Кстати, в Казани экспертизу могут провести и институт Геолнеруд, и геологический факультет Казанского университета.
- А в Татарстане метеориты находят?
- Случалось когда-то давно, но на моей памяти такого не было. Здесь это большая редкость, хотя их точно валяется кругом немало, но – не видно. Метеориты хорошо искать в пустыне. Наши партнеры два раза в год специально бороздят просторы Ливийской пустыни. Песок постоянно перемещается, и метеориты на его фоне хорошо видно. Обломок может десять тысяч лет на одном месте пролежать, но вот сегодня песчаная масса перераспределилась, и его стало видно. Десятки килограммов за одну поездку набирают. Дальше действует уже описанная схема, подчеркну - не «черная». Это не «черные астрономы».
- Думал, этот термин - выдумка коллег…
- Нет, вполне официальное в нашей среде понятие. Люди ездят на места падения метеоритов, Сихоте-Алиньского, например, набивают рюкзаки, их ловят, штрафуют…
- Как идет торговля?
- Неплохо. Самые ходовые – осколки Сихотэ-Алиньского метеорита и аргентинского метеорита Кампо-дель-Сьело, найденного в 1576 году. Как правило, покупают в подарок – что-то типа амулета на цепочке. Есть клиенты на метеоритное железо – люди, занимающиеся художественной ковкой, в частности, они изготавливают клинки.
- Каковы расценки?
- Упомянутые амулеты весом в три-четыре грамма стоят от 350 рублей. Но все зависит не только от массы. Если метеорит более-менее редкий – дороже. Сихоте-Алиньский к таким не относится – аж 90 тонн железа рухнули на землю, причем на достаточно большой территории – осколки все находят и находят. Дороже стоят метеориты интересной формы. Такие продаются как есть, целиком, без распила, и цена может доходить до 300-400 евро. Упавшие метеориты (те, падение которых наблюдали) дороже найденных (обнаружены случайно). Также стоимость зависит от состава метеорита, времени его находки и даже от связанной с ним истории. Сегодня все дорожают куски знаменитого намибийского метеорита Хоба. Тоже 50 тонн железа ухнули с неба. Его пилили, продавали, а сейчас правительство Намибии опомнилось - запретило распил в любых целях и сделало из «камня» туристическую достопримечательность. То, что успели отпилить, теперь ходит из рук в руки и все время растет в цене.
ОБЛОМКИ ВЕЧНОСТИ
- Чем объяснить интерес к покупке метеоритов – ведь ничего эстетически выдающегося в них нет?
- Главная причина - людям приятно обладать чем-то космическим, кусочком вечности. Ведь человек в подсознании держит, что он существо космическое, не исключено, что и пришел на Землю вместе с метеоритом из неведомых глубин Вселенной.
- В министерстве образования так, видимо, не считают – астрономия исключена из школьной программы…
- Это большой минус, ведь астрономия – мировоззренческая наука. Старшее поколение, заставшее советскую школу, неплохо ориентируется в предмете, а молодое – ниже троечки. Не забуду, как меня однажды спросили: «Комета – это такая же звезда, как и Луна?»
Поэтому обращающиеся к нам нередко думают, что они сейчас направят телескоп в небо, и у них там откроются цветные картинки с сиренево-розовыми облаками, Конская голова или Угольный мешок в полобъектива, как в Интернете. Но в телескоп такого не увидишь. Та же туманность Андромеды – просто размытое пятно. Или планетарная туманность М57 в Лире – белесая дырка от бублика. Впрочем, и от этого оторопь берет. Ведь главное в таких наблюдениях – увидеть глубины Вселенной своими глазами.
- Откуда же в таких условиях берутся студенты на нашей университетской кафедре астрономии и космической геодезии?
- Дело в том, что кафедра целенаправленно ищет среди старшеклассников потенциальных студентов. Конечно, есть юноши и девушки, которые сами интересуются, читают - такое было, есть и будет. Но широкой рекламы нет. И одной из наших задач мы видим «поставку» потенциальных студентов университету. Кстати, большинство наших сотрудников – выходцы с этой кафедры.
- А сами вы как пришли в астрономию?
- О, это любопытная история. Когда я был в детсадовском возрасте, папа, интересовавшийся всякими математическими вещами, подарил мне учебник астрономии за 10-й класс – почитай, дескать, на досуге, там есть ответы на твои вопросы о звездном небе. И я почитал. Конечно, мало что понял, но меня заинтересовало. А потом я этот учебник просто зачитал, и ближе к окончанию школы точно знал, куда пойти дальше. И хотя в профессиональной астрономии работал немного, закалку получил хорошую.
- От чего, по-вашему, зависит широкий интерес к астрономии?
- Он рождается тогда, когда у человека есть свободное время, когда он сыт, одет и нормально высыпается, поэтому, думаю, перспективы нашего бизнеса зависят от общего состояния экономики. Пока прибыли немного, но движение вперед заметно.
Тимур Латыпов
Визитная карточка руководителя Константин Владимирович Беляков – директор ООО «Хронос». Визитная карточка предприятия ООО «Хронос» Создано в 2008 году в Казани. |
В иллюстрациях использована картина Ларри Ландолфи "Млечная дорога"
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.