... Семь проектов было вынесено на рассмотрение градостроительного совета в Набережных Челнах Фото: nabchelny.ru

«ЭТО БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ. МОЖЕТ, БУДЕМ УВЯЗЫВАТЬ ВСЕ?»

Семь проектов было вынесено на рассмотрение градостроительного совета в Набережных Челнах, заседание которого состоялось накануне. Но лишь один вызвал ожесточенные споры собравшихся. Речь идет о застройке северного косогора микрорайона «Берег» жилого комплекса «Чаллы Яр». Заметим, что в этом году градсовет собирался единичные разы, хотя в прошлом это было чуть ли ни еженедельно. Руководитель исполкома автограда Ринат Абдуллин, открывая заседание, констатировал: «Давно не собирались, не встречались, друг от друга отдохнули. Давайте с новыми силами приступим к работе».

По проекту косогора с основным докладом выступил архитектор ООО «Стройпроект» Игорь Усманов. Он сообщил собравшимся, что по генплану данная территория предназначена под многоэтажную жилую застройку. Тут предлагается построить здания в 5, 7, 14 и 18 этажей с объектами благоустройства и подземными паркингами. Причем, как заметил разработчик проекта, местность здесь со значительным перепадом высот — до 15 метров, и именно это будет использовано для въезда на паркинги, поэтому предлагается столь серьезный разброс по высоте зданий. В общей сложности во всех домах будет сдано в эксплуатацию 1,2 тыс. квартир, по проекту предусмотрено 1,25 тыс. парковочных мест, то есть коэффициент превышает «один к одному». По мнению архитектора, комплекс полностью оборудован социальной инфраструктурой — поблизости имеются школы и детсады, к тому же тут планируется построить еще школьные и дошкольные учреждения. Кроме того, застройщик не исключает расположение организаций дополнительного образования, например, каких-нибудь кружков и секций, на первых этажах зданий.

Правда, при этом Усманов «обеспеченность детсадами и школами» привязал не к конкретному участку, а ко всему микрорайону «Прибрежный». Именно это и вызвало первичный негатив к проекту. Первым против высказался депутат горсовета, секретарь постоянной комиссии по градостроительству, вопросам развития городской инфраструктуры и ЖКХ Эльдар Аминов. «Обеспеченность школами у нас вообще отвратительная, — констатировал он неоспоримый факт. — Та школа, которая там поблизости строится, там конкурс 8 человек на место. А вторая запланированная школа, если она появится, даже не снимет остроты проблемы. Что касается детских садов, то они действительно построены, но сейчас там идет первый выпуск и прием новых детей, и там все забито под завязку. Поэтому в плане инфраструктуры этот проект только усугубит ситуацию».

Ринат Абдуллин Ринат Абдуллин: «Давно не собирались, не встречались, друг от друга отдохнули. Давайте с новыми силами приступим к работе» Фото: nabchelny.ru

Вторым моментом Аминов обозначил то, что этот микрорайон располагается по большому счету в береговой полосе. Он напомнил, что на градсовете в апреле озвучивалось пожелание, чтобы всю набережную рассмотреть в комплексе, а не каждый точечный проект отдельно. «Может, мы все-таки будем как-то увязывать это все, — сказал депутат. — Все-таки это фасад города».

Затронул он и проблему парковок, хотя, казалось бы, архитектор даже превысил установленный норматив — одна квартира к одному парковочному месту. «В этом районе ситуация очень тяжелая, — сообщил депутат. — Там имеется парковка, но она полностью загружена, дороги заставлены в два-три ряда, хотя они относительно широкие. В этом плане особенно в этом районе я бы шел не от коэффициента один к одному, а один к полутора. Там в 37-м комплексе строится школа, грузовая машина даже в семь утра не может проехать, потому что все заставлено». Аминов также напомнил, что речь идет не о спальном районе Челнов, а о престижной береговой линии. И поэтому тут наверняка нужно вести расчет, что на одну квартиру будет приходиться больше, чем одна машина.

«ЧЕЛНИНСКУЮ РУБЛЕВКУ» «ТОРМОЗНУЛИ» ДЕПУТАТЫ

Тут следует напомнить, что это место застройки не просто знаковое для автограда. Так сказать — значит не сказать ничего, это место топовое. В свое время здесь планировался к застройке элитный жилой комплекс с территорией в 125 га, который уже успели в народе прозвать «челнинской Рублевкой». Против застройки тогда резко выступили депутаты горсовета прежнего созыва. Причиной послужило то, что микрорайон расположен сразу в четырех зонах. И это «несоответствие» исполком и просил исправить горсовет. Однако встретил жесткое сопротивление. «Вы пытаетесь узаконить нарушение, которое появилось благодаря исполкому? — эмоционально говорил тогда гендиректор ООО «Комфортное жилье» Михаил Золотухин. — Проголосовав, мы станем соучастниками. Поэтому я предлагаю голосовать за снятие этого вопроса с повестки. Пусть исполком сам отвечает, не надо подсовывать нарушение под решение горсовета!»

«Чаллы Яр» — это вообще история непонятная, которая еще с 2007 года началась, — поддерживал Золотухина в декабре 2014 года депутат Максим Федоров. — Земельный участок выделялся с нарушениями, людям продают земельные участки по бешеным ценам, зазывая наличием там яхт-клуба, школы, садика и блестящей инфраструктуры. В итоге мы теперь видим, что там частный сектор ужимается, а начинают уже многоэтажки строить. Есть информация, что собираются уже 17-этажные дома возводить. Я был на собрании жильцов ТСЖ частного сектора «Чаллы Яр». Оказывается, застройщик хочет передать общую инфраструктуру в текущем состоянии и уйти от ответственности. Это значит: обещали садик, а теперь говорят «сами разбирайтесь». Хорошо, что жильцам ума хватает не соглашаться».

Проект клубного жилого поселка в черте города на берегу Камы был презентован общественности весной 2011 года. Малоэтажные дома и таунхаусы площадью от 60 до 450 кв. метров в красивом проекте расположились на территории бывшего грузового порта ОАО «КАМАЗ» и прилегающих землях. Инвестором строительства выступило ООО «Ак Барс — Инжиниринг». В «Чаллы Яре» должны были появиться собственный яхт-клуб, фитнес-центр с бассейном, спа, школа с детским садом полупансионного типа, детский развлекательно-игровой центр, торговый центр и прочее. Общая площадь жилой застройки проекта составляла 125 га на береговой полосе вдоль улицы Раскольникова.

Стоит отметить, что начинал этот проект реализовываться при поддержке в то время мэра Набережных Челнов, а ныне премьер-министра РТ Ильдара Халикова. Он сам занимался привлечением инвесторов, да и при строительстве коммуникаций были использованы 45 млн. рублей, выделенных федеральным бюджетом. Этих денег хватило тогда на 4,3 км асфальтированной дороги, 2,8 км ливневой канализации, на подведение электричества и на 5,5 км линий освещения поселка. В общем, история вырисовывалась красивая и перспективная, но... Видимо, с уходом мэра в Казань или новые кураторы потеряли путеводную нить, или еще что-то случилось... Как бы то ни было, на нынешнем градсовете историю строительства «челнинской Рублевки» не помянули ни сном, ни духом. Более того, в защиту проекта выступил Абдуллин, сказав: «Они же все проблемы микрорайона не решат».

Затем руководитель исполкома вдруг вспомнил, что бывал в этом месте. «Это же опасное место, там дома стоят, они могут сползти. Так ведь, Ильдар Равилович?» — обратился он к экс-замруководителя исполкома по строительству, а ныне первому заму гендиректора ООО «Домкор» Ильдару Ахметгарееву. «Дома там не сползут, конечно, но вопрос укрепления косогора там стоит», — был дан ответ.

Подключился к вопросу и депутат горсовета Уел Хусаинов, который вообще предложил отложить решение вопроса по косогору. «Как отдельный проект он неплох, — сказал экс-директор ООО «Челныводоканал». — Но, может, надо запросить управление образования по поводу появления новых детских садов и школ. Когда там ожидаются инвестиции? И принимать решение, когда этот проект можно реализовывать. Иначе мы просто создаем дополнительные проблемы».

«Нельзя все привязывать к сроку сдачи объектов инфраструктуры, — высказался против коллеги депутат Альберт Петров. — Если мы будем это делать, то нам нечего тут сидеть и обсуждать. Проблемы с детсадами и школами есть и в Замелекесье, и в микрорайоне «Яшьлек». Когда будут деньги, мы эти объекты построим, места под них определены. А если сейчас привязываться, то строить нельзя будет. Весь город встанет. Другое дело, что надо работать, чтобы деньги выделялись на школы и садики».

Уел Хусаинов Уел Хусаинов: «Когда там ожидаются инвестиции? И принимать решение, когда этот проект можно реализовывать. Иначе мы просто создаем дополнительные проблемы» Фото: nabchelny.ru

Резюмировал обсуждение Абдуллин: «Полностью согласен с Альбертом Николаевичем [Петровым]. Почему мы привязываем все проблемы к этому застройщику? Есть проблема у города со школами и детсадами. 20 лет школы не строились. В этом году, спасибо поддержке президента Рустама Минниханова, строится школа. Даст бог и в федеральную программу войдем. Но сейчас принимать решение о привязке к сдаче социальных объектов, так весь город может встать».

В итоге архитекторы, проголосовав, отправили проект на доработку с учетом высказанных претензий.

«НАДО БЫ СОГЛАСОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ С ТОС»

Среди остальных представленных проектов на ура прошли только четыре 24-этажных дома в 65-м микрорайоне Челнов. Эта застройка уже рассматривалась градсоветом, но не прошла из-за недостатка парковочных мест. Архитектор Екатерина Лебедева изменила проект, уменьшила число квартир до 1034, сравняв это число с числом мест на стоянках. Проект в итоге был одобрен градсоветом.

Еще один проект, также в микрорайоне «Чалы Яр», был отложен до лучших времен. На небольшом участке земли здесь предлагалось построить блокированные коттеджи, но, по местному постановлению, эта территория отведена под индивидуальную застройку. Вопрос предложено решить позже.

Одобрения градсовета добился и проект автомойки «Мойдодыр» в 36-м комплексе. А вот многофункциональный жилой комплекс в 13-м микрорайоне вызвал вопросы. Тут предполагается построить два 16-этажных жилых дома с подземными и надземными парковками. Проблема в том, что инвестору нужно дополнительно отвести 0,4 га земли. Этот вопрос будет решен позже между застройщиком и исполкомом.

Магазин непродовольственных товаров внутри 27-го комплекса и вовсе «завернули». По мнению архитекторов, его строительство противоречит закону — расположено слишком близко от жилых домов. А реконструкцию входной группы медцентра в 13-м комплексе отложили, чтобы инвестор смог согласовать свои действия с ТОС и населением.