Роман Шайхутдинов Роман Шайхутдинов зафиксировал резкий спад на подписку республиканских изданий — почти вдвое

ПРОСЬБА АКТИВИЗИРОВАТЬ РАБОТУ

Катастрофическое падение объема подписных тиражей на республиканские издания обсуждали сегодня на совещании в Доме правительства РТ с участием президента Рустама Минниханова. Предварительные данные об итогах подписной кампании на второе полугодие 2016 года в республике огласил заместитель премьер-министра РТ — министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов.

«Можно наблюдать снижение объема подписных тиражей по Республике Татарстан в сравнении с аналогичным периодом 2015 года, — рассказал Шайхутдинов. — За последние три года наблюдается спад объема подписных тиражей на второе полугодие».

В настоящее время объем подписных тиражей составляет 406 тыс. экземпляров. В прошлом году по состоянию на 6 июня было подписано 537 тыс. экземпляров, то есть в 1,3 раза больше. Шайхутдинов оптимистично спрогнозировал, что к завершению подписной кампании объем подписных тиражей предварительно будет составлять 984 тыс. экземпляров против прошлогодних 1,3 млн. экземпляров. Таким образом, общий спад составит 24%, или 316 тыс. экземпляров. Это самый слабый показатель по тиражам за последние два года.

При этом, по словам заместителя премьер-министра РТ, общий показатель вниз утянули в первую очередь республиканские издания — именно по ним зафиксирован поистине ужасающий спад, аж на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (308 тыс. и 177 тыс. в 2015 и 2016 годах соответственно). При этом центральные издания даже немного нарастили свою долю (107,8 тыс. и 108,6 тыс.), а падение у районных изданий оказалось чисто символическим (121,4 тыс. и 120,6 тыс.).

Под конец министр подсластил пилюлю словами о том, что Татарстан остается «одним из самых читающих» регионов и входит в тройку лучших субъектов Российской Федерации по показателю насыщенности периодическими изданиями на 1 тыс. жителей. По итогам подписной кампании первого полугодия 2016 года Татарстан занял 3-е место среди регионов РФ — 339 экземпляров на 1 тыс. жителей.

Как бы посылая недвусмысленный сигнал на места, Шайхутдинов рассказал об анализе объема подписных тиражей в разрезе муниципальных образований республики. Так, в 14 районах подписка снизилась на 20 и более процентов по сравнению с показателями аналогичного периода 2015 года. Например, если Апастовский район из года в год находился в первой пятерке муниципальных образований по насыщенности периодическими печатными изданиями, то в этом году наблюдается резкое снижение объема тиражей, выполнение плана составляет всего 31% по сравнению с тем же периодом 2015 года. Аналогичная картина наблюдается в Казани — 48%, Черемшанском районе — 51%, Бугульминском и Елабужском районах, где объем подписных тиражей составляет 57% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Что делается, чтобы хоть как-то замедлить крах? По словам министра, при поддержке министерства связи и массовых коммуникаций России и правительства РТ министерство информатизации и связи РТ совместно с республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» и почтой России проводит мероприятия по сохранению института подписки в республике путем объявления скидок. Подписаться же можно самыми разными способами: в отделении почтовой связи, через портал государственных и муниципальных услуг РТ, через мобильное приложение почты России. Кроме того, министр предложил усовершенствовать электронные версии республиканских изданий.

Завершая выступление, Шайхутдинов обратился к президенту РТ с просьбой уделить внимание проблеме снижения тиражей подписки. По мнению министра, активизироваться тут надо главам муниципальных образований. Отделениям почтовой связи он рекомендовал усилить агитационную работу среди населения, агентству «Татмедиа» — провести соответствующую кампанию на республиканских телеканалах.

«ТАТМЕДИА»: ПОСТАРАЕМСЯ ВЫЖАТЬ ВСЕ, ЧТО МОЖНО

«Вице-премьер назвал цифры, спад серьезный. Сейчас мы набираем [тиражи] всеми силами. Думаю, все будет нормально, — прокомментировал ситуацию «БИЗНЕС Online» генеральный директор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин, добавив, что предстоит серьезно трудиться. — Ситуация серьезная, расслабляться нельзя. До конца подписной кампании осталось две недели, за это время постараемся максимально выжать все, что можно».

Напомним, в мае Кузьмин запустил в своем «Инстаграме» флешмоб, призывающий оформить подписку на региональные печатные издания. Он опубликовал фотографию, разложив на столе газеты «Казанские ведомости», журналы «Идель», «Ялкын», «Чаян» и т. д. Запись сопровождалась хештегом #ПодпишиРодителей #ПодпишиБлизких. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он сообщил, что флешмоб был инициативой «Татмедиа». Акцию поддержали республиканские чиновники, общественные деятели, министры, в частности Шайхутдинов, министр здравоохранения РТ Адель Вафин, министр спорта РТ Владимир Леонов.

«Даже если те люди, которые присоединились к хештегу, реально подписались, это уже 2 - 3 тысячи подписавшихся человек. Это люди, которые показывают пример. У нас же главы районов не просто подписываются, они еще и родителей подписывают, и детские дома, кто-то подписывает дома престарелых, ветеранов и так далее. Александр Сладковский (дирижерприм. ред.) подписал свой оркестр. Один хештег дает 10 - 15 подписок. Вот и считайте...» — сказал Кузьмин.

Отметим, что в этом году кампания продлится лишь до середины июня, а не до 1 июля, как раньше. Причиной тому стало решение почты России. По словам гендиректора АО «Татмедиа», в настоящее время делается все возможное, чтобы продлить процесс до конца июня. «Нам ставят условия из федерального центра. Так решили почему-то. Вот сейчас постараемся продлить до конца месяца», — резюмировал он.

«НЕСЕРЬЕЗНЫЕ ВЕЩИ СТАНОВЯТСЯ НОРМОЙ»

Участники рынка признают падение тиражей, но отмечают, что надо просто больше работать.

«Я знаю, что он [Роман Шайхутдинов] высказался, но, к сожалению, не знакомился еще с его докладом. Но то, что снижение тиражей идет и будет идти, — это процесс объективный, — рассказал нашему изданию главный редактор общественно-политической газеты «Республика Татарстан» Александр Латышев. — Тут ничего не сделаешь. Связано это с тем, что развиваются электронные СМИ, развиваются социальные сети, подросла уже генерация молодых людей, которые, к большому сожалению, газет не читают».

По его мнению, ситуация может поменяться. «У нас следующий год для газеты уникальный — в апреле будет 100 лет. Поэтому нам уж сам бог велел подойти, по крайней мере, не снижая тиражей», — говорит собеседник.

На вопрос газеты о ситуации с подпиской на второе полугодие Латышев отвечает вопросом: «Ну как заметишь?» «Заметишь, когда будут итоги подводиться. Мы ездим по районам, не сидим сложа руки, у нас рабочая группа, идут разговоры с администрациями, почтовиками. Я не заметил в этом году, что у нас будет снижение тиражей. По крайней мере, мои менеджеры докладывают, что все нормально. Я думаю, что мы тиражей не снизим. Тут же другой разговор. Необходимо работать. Надо работать с населением, надо работать с потенциальными читателями», — считает он.

Миназим Сепперов и Александр Латышев Миназим Сепперов и Александр Латышев: «Подросла уже генерация молодых людей, которые, к большому сожалению, газет не читают»

Главный редактор газеты «Ватаным Татарстан» Миназим Сепперов также говорит, что снижение темпов подписки заметно. «Это и в цифрах видно. И относительно прошлого года. Причин много. Например, дети все больше и больше увлекаются интернетом, — говорит он. — Тенденция во всех изданиях. Ситуация усугубляется тем, что наша газета ежедневная. Если доставлять газету один или два раза в неделю, естественно, она будет в выигрыше. На самом деле так и происходит. Почтальоны заявляют, что им невыгодно каждый день доставлять нашу газету за маленькую зарплату. Сейчас некоторые платят почтальонам бонусы поштучно, но мы как официальная газета не можем этим заниматься».

Сепперов отмечает, что у его газеты конкуренты в интернете на татарском языке. «Есть, конечно. Потому что у многих газет-конкурентов есть и цифровые версии. Что людей интересует? Всякие конкурсы. Несерьезные вещи становятся нормой. Мы привыкли не только серьезно писать, но и объяснять. И нельзя на пальцах рассказывать», — говорит собеседник «БИЗНЕС Online».

МОЛЧАНИЕ МИННИХАНОВА

Газета «БИЗНЕС Online» дважды в год публикует материалы по итогам подписной кампании в республике и объемам печатных тиражей. Как и говорит Шайхутдинов, последние три года объемы подписки неуклонно снижаются. Впрочем, в разных полугодиях происходят разные скачки. Например, «Вечерняя Казань» серьезно теряла тиражи последние несколько лет и показала символические плюс 2% лишь в первом полугодии 2016 года. Согласно нашей последней публикации, упали тиражи и «Республики Татарстан», «Ватаным Татарстан», «Шахри Казан», зато рост показали детские журналы — «Салават купере», «Ялкын». Радостнее на этом фоне чувствовало себя в первом полугодии 2016-го большинство коммерческих татароязычных газет — рост тиражей показали «Акчарлак», «Безнен гэжит», «Ирек майданы».

О реакции Минниханова на доклад Шайхутдинова его пресс-служба не сообщает, однако на фоне тревожных настроений печатных СМИ интересно вспомнить слова главы РТ на субботней встрече с блогерами со всей России. Президент Татарстана несколько раз повторил, что традиционные СМИ уходят и скоро читать газеты будут только те, кто их пишет.