Легендарная торгово-пешеходная галерея на Баумана в ближайшие дни обретет жизнь: здесь запланирован публичный показ главного специального события III режиссерской лаборатории «Город АРТ-подготовка» Легендарная торгово-пешеходная галерея на Баумана в ближайшие дни обретет жизнь: здесь запланирован публичный показ главного специального события III режиссерской лаборатории «Город АРТ-подготовка»

«ПОДЗЕМКА» ВМЕСТО НЕОТРЕМОНТИРОВАННОГО ЭТАЖА ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА

По-своему легендарная торгово-пешеходная галерея на улице Баумана в ближайшие дни обретет жизнь — правда, всего лишь на один день. По информации «БИЗНЕС Online», заброшенная территория в самом центре Казани 10 июня превратится в самые настоящие театральные подмостки. Именно здесь с разрешения исполкома города запланирован публичный показ главного специального события III режиссерской лаборатории «Город АРТ-подготовка», которую организует фонд поддержки современного искусства «Живой город».

О том, что есть общего между современным театром и историческими подвалами площадью в 5,2 тыс. кв. м, нашему корреспонденту рассказала соучредитель «Живого города» Диана Сафарова. «Мы в этом году будем впервые работать с архивными материалами — это очень важный момент. Вообще, мне кажется, что это тема для отдельной лаборатории. Думаю, что мы очень недооцениваем роль истории, истории Казани, Татарстана. Поэтому на «АРТ-подготовке попробуем поработать с архивными документами», — говорит Сафарова.

Кстати, в прошлом году главной фишкой лаборатории стал также показ в нетеатральном пространстве — на неотремонтированном этаже здания художественного училища им. Фешина, куда набилось огромное количество людей, некоторым банально не хватило места — эскиза спектакля режиссера Юлии Ауг (звезды фильма «Овсянки» и сериала «Екатерина»прим. ред.) «История медведей панда...», роли в котором сыграли мятежный артист ТЮЗа Роман Ерыгин и... Сафарова.

Новых актерских работ недавняя участница Каннского фестиваля призывает от себя пока не ждать, но показ на улице Баумана обещает стать настоящим городским событием, а не только уделом нескольких сотен эстетов-театралов. Кстати, особой пикантности добавляет соседство с импровизированными подмостками театра им. Качалова, чей директор и худрук Александр Славутский не скрывает скептического настроения к любым подобным новаторствам.

ПИСЬМО ГЕНЕРАЛИССИМУСУ НА НОСОВОМ ПЛАТКЕ

Рассказала Сафарова «БИЗНЕС Online» и о сути того, что увидят зрители «подземного города». В качестве режиссера приглашен молодой, но уже достаточно известный питерский постановщик, главный режиссер «Этюд-театра» Семен Серзин, который уже с завтрашнего дня приступит к репетициям. За драматургический материал отвечает работавший над ним в татарстанских историко-политических архивах завлит театра им. Камала Нияз Игламов.

Причем сам материал довольно неожиданный. Это письма репрессированных, в том числе и к Иосифу Сталину. Всех секретов в «Живом городе» не раскрывают, но уверяют, что у них нет желания принять чью-то в сторону в вечно раскалывающем российское общество вопросе об отношении к генералиссимусу.

Зато Сафарова рассказывает об уникальных артефактах, с которыми пришлось познакомиться за время подготовки проекта. Среди документов, которые нашел Игламов, было даже письмо, написанное...на носовом платке.

«ХХ век пронесся вихрем по нашей стране, прервав естественный ход событий, рассеял семьи, перекроил частные жизни, подчинил их общей исторической судьбе. Одним из страшных испытаний, выпавших на долю наших соотечественников, наших земляков, казанцев, стали годы Большого террора. Арестованные по облыжным доносам, унижаемые, истязаемые на следствии, давая признательные показания на себя и оговаривая других или сопротивляясь из последних сил чужой злой воле, они писали письма и заявления — родным и близким, Сталину, Богу, партии... Из этих крохотных свидетельств вмешательства государственной машины в частную жизнь людей будет составлен эскиз документального спектакля», — рассказал «БИЗНЕС Online» сам известный казанский театральный критик, переквалифицировавшийся на время в драматурга.

В общем, в «Живом городе» обещают рассказ о частных историях людей, переживающих личную трагедию на фоне одного из самых мрачных и противоречивых периодов XX века в нашей стране. Кстати, режиссер Серзин поставит свой эскиз спектакля без...актеров. Что же он будет из себя представлять — это одна из загадок будущего показа.

Кстати, все мероприятия лаборатории «Город АРТ-подготовка» будут бесплатными для зрителей, однако требуют предварительной регистрации.

История 500-метрового коридора шириной во всю улицу уходит в относительно недалекое прошлое. К 1000-летию Казани власти мечтали разместить под Баумана торговую галерею История 500-метрового коридора шириной во всю улицу уходит в относительно недалекое прошлое. К 1000-летию Казани власти мечтали разместить под Баумана торговую галерею

ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ 500-МЕТРОВОГО ПОДЗЕМНОГО КОРИДОРА

Напомним, что история 500-метрового коридора шириной во всю главную пешеходную улицу города уходит в относительно недалекое прошлое. К 1000-летию Казани власти мечтали разместить под Баумана торговую галерею. Солнечный свет должен был проникать в подземелье через световые фонари — эти конусы посреди улицы сейчас вызывают недоуменные вопросы туристов, фланирующих по центру столицы Татарстана. Проект галереи, выполненный в мастерской Николая Новикова, понравился и европейцам, был удостоен наград на европейских выставках, а на его реализацию в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани были выделены средства.

Но проект быстро «умер». Одна из причин — владельцы домов, по соседству с подвалами которых проложена подземная улица, не разбежались вкладывать деньги в свои помещения. Таланта уговорить их в угаре подготовки к миллениуму никто не проявил, да и денег у инвесторов не было. В результате многие помнят, как чугунные решетки быстро растеряли свои стеклянные «пирамидки» — их брали «на память» или просто разбивали вандалы. Входы в галерею закрыли, повесив на них таблички о реконструкции. Потом поменялись владельцы, поменялись власти, поменялись правила игры — идею пешеходной подземной улицы забыли. Так или иначе, городские власти во времена мэрства Камиля Исхакова успели «закопать» под землю 52 млн. рублей. Последний раз казанские власти искали инвестора для подземной галереи год назад, но тоже без видимого результата.

Входы в галерею закрыли, повесив на них таблички о реконструкции Входы в галерею закрыли, повесив на них таблички о реконструкции

«ТЫ ХОТЬ ПРИДИ НА ОДНУ ЛЕКЦИЮ И ПОСЛУШАЙ, ВСТУПИ В ДИАЛОГ. ПОРАБОТАЙ С НАМИ, В КОНЦЕ КОНЦОВ»

Между тем в самом «Живом городе» уверены, что лаборатория «Город АРТ-подготовка» интересна не только разовой акцией на улице Баумана. Казань вообще превращается, в том числе и по признанию московских критиков, в одного из лидеров лабораторного экспериментального театрального движения, набирающего обороты в России.

«Самое важное, что благодаря таким лабораториям в Казани создается продуктивная среда общения. Мы будим нашего зрителя, мы будим актеров, мы будим всю нашу театральную действительность. И это важно. — уверена директор «Живого города» Инна Яркова. — При этом никакого велосипеда мы не изобрели, а просто перенесли в Казань тот опыт, который был накоплен».

Рассказала Яркова и о своем отношении к тому, что некоторые, в том числе и театральные деятели города, относятся к проектам фонда, как к чему-то сугубо несерьезному и не имеющего отношения к реальному, включая и театральное искусство. Причем такое отношение отражается часто и в читательских комментариях на «БИЗНЕС Online». Директор «Живого города» и руководитель экспериментальной лаборатории «Угол» в ответ указывает на то, что эскиз «Вне закона» по сценарию Джима Джармуша, поставленный на прошлогодней «АРТ-подготовке» швейцарским режиссером Мириам Вальтер, стал полноценным репертуарным спектаклем на малой сцене театра им. Камала. Кроме того, здесь сверяют свои расписания с Ауг, которая должна доделать эскиз «Истории медведей панда...», чтобы эта постановка вошла в постоянный репертуар «Угла».

«На самом деле комментировать и говорить можно много. Но если есть недовольство или желание вступить с нами в дискуссию, то мы всегда открыты. Мы всегда находимся в «Углу», можно прийти и поговорить, высказав нам все в лицо. — говорит Яркова. — А анонимные комментарии...Вот даже сейчас был замечательный образовательный проект «Медиация культуры» — такой добрый, позитивный и очень правильный проект. И он вызвал на «БИЗНЕС Online» столько негативных анонимных комментариев, что становится немного смешно. Ты хоть приди на одну лекцию и послушай, вступи в диалог. Поработай с нами, в конце концов».

Инна Яркова: «Самое важное, что благодаря таким лабораториям в Казани создается продуктивная среда общения. При этом никакого велосипеда мы не изобрели, а просто перенесли в Казань тот опыт, который был накоплен» Инна Яркова: «Самое важное, что благодаря таким лабораториям в Казани создается продуктивная среда общения. При этом никакого велосипеда мы не изобрели, а просто перенесли в Казань тот опыт, который был накоплен»

ШВЕЙЦАРЦЫ, ИТАЛЬЯНЦЫ, ПОЛЯКИ И ЛЯДСКОЙ САД

Всего в рамках нынешней «АРТ-подготовки» намечено создание 6 эскизов, самым интригующим из которых выглядит работа итальянского режиссера Алессандры Джунтини с артистами Камаловского театра — они будут ставить пьесу Ивана Вырыпаева «Иллюзии» на татарском языке. Хотя в самом «Живом городе» особо отмечают, что один из эскизов на этот раз доверен и местному режиссеру Регине Саттаровой, — выращивание местных театральных кадров здесь называют одной из важнейших задач. Ее работа «В розовом» также будет показана не на театральной площадке, а в Лядском саду.

Не забывают в «Живом городе» и о национальной культуре: режиссер Радион Букаев поставит в «Углу» эскиз спектакля для подростков «Тан-батыр, или Никогда не сдавайся», а с артистами ТЮЗа будет работать швейцарский режиссер Дени Майфер, главреж театра в Лозанне.

Несмотря на известную политическую ситуацию в мире, казанский фонд поддержки современного искусства активно работает, к примеру, с коллегами из Польши и Швейцарии, благодаря чему зрителей ожидает и обширная офф-программа, которая включает, в частности, приезд на лабораторию и читку пьесы самого популярного молодого польского драматурга Дороты Масловской. Но главным героем этой программы должен стать лауреат Венецианского кинофестиваля, екатеринбургский кинорежиссер Алексей Федорченко, который представит в Казани свой последний по времени фильм «Ангелы революции».