Накануне прошла пресс-конференция совладельца холдинга «Эссен Продакшн АГ» Леонида Барышева Накануне прошла пресс-конференция совладельца холдинга «Эссен Продакшн АГ» Леонида Барышева Фото: Ирина Ерохина

КАК ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЕ КИТАЙЦЫ ПОСОБИЛИ «ЭССЕНУ»

В расслабляющей обстановке ресторана на Кремлевской набережной прошла накануне традиционная пресс-конференция совладельца холдинга «Эссен Продакшн АГ» Леонида Барышева. Приглашенным журналистам предлагалось получить сразу два удовольствия: гастрономическое — от кухни ресторана, моральное — от чувства удовлетворения за успехи елабужской компании в 2015 году.

Барышев явился публике минута в минуту заявленного в приглашении времени и сразу же начал с перечисления достижений компании. Общий денежный оборот составил почти 19 млрд. рублей (в 2014 году было порядка 14 млрд. рублей), объемы продаж — 216, 5 тыс. тонн (этот показатель слегка снижен — почти на 2 тыс. т). Причем в компании уверены, что в этом году объемы производства вырастут до 230 тыс. т продукции в текущем году, а оборот — не менее чем на 10%. С ростом выручки увеличились и отчисления в бюджеты всех уровней — с 807 млн. в 2014 году до 1,34 млрд. в 2015-м. Впрочем, Татарстану от налоговых отчислений Барышева досталось 183,6 млн. рублей, а, к примеру, Марий Эл — 25,4 миллиона.

Особое место в перечислении достижений заняло производство кондитерских изделий. В прошлом году, к примеру, компания выпустила новый бренд конфет «35»: «Кто смотрит Первый канал, мог заметить рекламу, дурацкую, и почему именно «35», мы не знаем, — оригинально подошел к теме Барышев. — Но вышло удачно с точки зрения выхода на рынок, тем более на фоне того, что украинские товары ушли с рынка». Напомним, что крупнейший представитель этой отрасли в «незалежной» — корпорация Roshen, принадлежащая президенту страны Петру Порошенко.

На сладкий сегмент у «Эссена» большие планы, в частности, компания буквально на днях подписала контракт на поставку новой кондитерской линии за 8 млн. евро. Причем, как признался Барышев, заемные средства на нее составили всего лишь 50%. Остальные производственные инвестиции, как он уверил, ведутся исключительно из внутренних средств холдинга. Но главное, что наполняет радостью сердце предпринимателя, — это рост экспорта. К примеру, в Германии уже задействован второй дистрибьютор, хорошо продается елабужская продукция в Китае: «Там платежеспособность населения выше, чем в России», — то ли порадовался за китайцев, то ли огорчился за россиян бизнесмен. При этом, если контракты с китайцами достигнут определенного максимума и барышевский завод в Новосибирске перестанет справляться с заказами, компания намерена построить еще один завод в Хабаровске. И даже Африка вдруг заинтересовалась соусами производства «Эссен»: как рассказал Барышев, Республика Того уже оплатила 4 контейнера продукции. В общем, 15% всего производства «Эссен Продакшн» идет на экспорт, этот объем планируется нарастить до 20%.

Леонид Барышев Леонид Барышев: «Мы всегда приходили на участок с большой «болячкой», к примеру, коммуникации там проходят или назначение не соответствует» Фото: Ирина Ерохина

«ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕЙЧАС В ЧЕЛНАХ ЛЕГКО?»

А между тем год назад компанию не по-детски трясло — и этот факт отразился на официальной отчетности. К примеру, по данным фирмы, объемы продаж майонезной продукции упали с 150,9 тыс. т в 2014 году до 147,1 тыс. т в 2015-м, на 2 тыс. т снизились продажи кетчупа. Во всем виноваты демарши со стороны сетей в начале прошлого года, пояснил Барышев причину падения продаж: «Мы имели некоторую неопределенность в ценообразовании в начале года, что привело к тому, что в январе потеряли часть объемов в тот момент, когда вели переговоры с крупными сетями об изменении цены. Поставки возобновились начиная с марта, потери первого квартала, таким образом, сказались». Пожаловался он и на то, что поменялся покупательский спрос: «К примеру, потребление алкоголя снизилось на 20 процентов, и с квадратного метра наших магазинов мы стали получать меньше выручки. И с «кондитерки» — раньше конфеты продавались от 500 рублей и выше, а сейчас «хит» — 350 рублей. Всю модель пришлось пересчитывать», — сетовал бизнесмен на экономические реалии.

С тревогой в сердце ждет совладелец «Эссен Продакшн АГ» официального запрета на продажу пива в ПЭТ-таре, поскольку пивовары будут вынуждены разливать свой продукт в алюминиевую и стеклянную посуду, а это означает, что цены на последние неизменно вырастут: «Ждем с ужасом», — так прокомментировал грядущее нововведение бизнесмен.

Однако помимо тревог есть и приятные ожидания: компания Барышева все же заходит на рынок Казани — и сразу большим гипермаркетом площадью 6 тыс. кв. м, который «Эссен» намерен построить уже во втором квартале следующего года на улице Фучика. Причем на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о возможном развитии сети дискаунтера «Табыш» в Казани, о чем активно курсировали слухи, бизмесмен ответил уклончиво, но связей с этой сетью опровергать не стал. «У нас в стадии открытия сейчас находится порядка 50 объектов, я не могу точно сказать, какой и когда будет открыт. В Казани мы сейчас сосредоточены, чтобы достроить гипермаркет, логистика будет привязана к нему, мы не можем отдельно возить в маленькие магазины. Будет гипермаркет, мы сможем взять еще 10 - 20 объектов по дороге», — несколько туманно пояснил он, добавив, что разрешение на строительство гипермаркета компания получила в мае.

Поинтересовались мы и тем, насколько сложно было войти на рынок Казани, на что Барышев сначала ответил с философским уклоном: «Я думаю, у всех проблемы с заходом на казанский рынок благодаря тому, что цены здесь на землю заоблачные. И даже если земля с хорошей ценой, то есть трудности с ее назначением. Мы всегда приходили на участок с большой «болячкой», к примеру, коммуникации там проходят или назначение не соответствует», — посетовал бизнесмен и признался, что сегодня-то как раз рынок земли стал более доступным. Но не столько стоимость земли становится препятствием для комфортного расширения бизнеса, сколько палки в колеса, которые навострились вставлять предпринимателю чиновники в городах и весях: «Чем дальше в лес, тем больше дров. Если раньше мы приходили в малые города, там любого инвестора принимали очень хорошо. Сегодня в каждом городе есть свои заморочки, каждый глава считает себя батюшкой-царем, к каждому надо найти подход. Чем крупнее город, тем сложнее. Вы думаете, сейчас в Челнах легко? — возмущался Барышев методами команды Наиля Магдеева. — В Челнах, как и в Казани, то же самое будет: меняется команда, меняются способы согласования, меняется архитектор — меняется концепция, даже согласовать вывеску в Казани сейчас тяжело, в Челнах тоже тяжело...» — сокрушался предприниматель.

В публичной форме давно тлевший конфликт между Барышевым и Геннадием Емельяновым (слева) длится уже почти год В публичной форме давно тлевший конфликт между Барышевым и Геннадием Емельяновым (слева) длится уже почти год Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«НЕ ЗНАЮ, НАСКОЛЬКО ЭТО СОГЛАСОВАНО В КРЕМЛЕ...»

До конца встречи оставалось несколько минут, и журналистом было, наконец, позволено задать вопросы не по теме развития бизнеса компании. «Не по теме» корреспондентов «БИЗНЕС Online» интересовал один вопрос: на какой стадии находится сага о противостоянии «майонезного короля» и мэра Елабуги Геннадия Емельянова? В чем истинная подоплека разногласий, намерены ли стороны зарыть топор войны, ведь этот конфликт, разросшийся до неимоверных размеров, вряд ли добавляет положительного имиджа городу? Напомним, что в публичной форме давно тлевший конфликт между Барышевым и Емельяновым длится уже почти год. Газета «БИЗНЕС Online» посвятила этому серию публикаций: отправной точкой противостояния, судя по всему, стали выборы в городской совет, где почти всех кандидатов Барышева «прокатили». Однако апогея информационная война достигла в связи со строительством мусороперерабатывающего комплекса стоимостью порядка 2,4 млрд. рублей, продвигаемого властями Елабуги.

«У нас весь сыр-бор идет вокруг «мегасвалки», — начал Барышев, но тут же генерализировал проблему. — Наверное, основная проблема, что люди, которые управляют городом, не елабужане. Для меня тяжело обходить вопросы, которые связаны с населением, я, наверное, лично знаю тысячу человек, 40 лет прожил в городе. Еще тысяча человек работает на заводе, и еще тысяча регулярно пишет обращения, веря в то, что я могу повлиять на ситуацию с тем же самым заводом. На меня сегодня давят и считают, что я должен как-то повлиять на эту ситуацию. Не знаю, насколько это согласовано в Кремле, но я доношу то, что говорят люди».

При этом он осторожно уточнил, что они расходятся только по свалке, его бизнес не сильно зависит от Геннадия Егоровича. Но самое интересное, что, как утверждает Барышев, проект строительства завода все же продолжается: «Они уже получили техусловия, могут спокойно начинать строить без публичного слушания, потому что целевое значение уже изменено. Так что проект тихой сапой идет, никого не спрашивают. Мы не против перерабатывать мусор. Но давайте свой мусор перерабатывать! Люди посчитали: 700 автомобилей в день будут приезжать через ГЭС, чтобы вывезти мусор из Нижнекамска и Челнов. Эти 700 машин будут выгружаться в непосредственной близости от поселка, который определен для многодетных семей. Туда коммуникаций для семей не подвели, зато с удовольствием подводят к мусорному заводу! — воскликнул Барышев и завершил в революционном ключе. — Наше мнение такое: надо сделать городской референдум, на основе которого и будет выдано или не выдано разрешение».