Во второй половине мая 2016 года экспериментальный процесс перевода части бюджета на программно-целевые методы исполнения привел к существенным разногласиям между минфином и минэкономики. Экономическое ведомство отказалось 19 мая согласовывать разработанный минфином проект графика подготовки всех бюджетных документов на 2017 - 2019 годы. Разногласия минфина и минэкономики принципиальны и касаются 8 ФЦП, которые финансовое ведомство предлагает досрочно прекратить, а их мероприятия – срочно «упаковать» в другой формат, государственные программы.

Как следует из переписки замминистра финансов Алексея Лаврова, замминистра экономики Алексея Ведева и аппарата правительства, проблема достаточно крупна даже по бюджетным меркам, передает «Коммерсантъ». На совещаниях у премьер-министра Дмитрия Медведева еще в апреле 2016 года, а затем на правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов 11 мая были определены для апробации (проверки эффективности) 8 госпрограмм.

На них будут отрабатываться механизмы взаимодействия ведомств в рамках новых подходов, механизмы «проектного офиса» и прочие нововведения Белого дома в поисках лучшего механизма расходования госсредств. Однако в сфере четырех госпрограмм есть давно действующие ФЦП.

Как следует из проекта графика минфина, речь идет об образовательной, транспортной, аграрной и жилищной госпрограммах – в сумме в 2016 году они предусматривают расходы на 1,6 трлн. рублей. Каждая из этих госпрограмм, как предполагается минфином, поглотит мероприятия двух отраслевых ФЦП. Таким образом, речь идет о прекращении действия ФЦП с суммарными расходами на сотни миллиардов рублей в год.

Ведев констатирует, что вопрос прекращения ФЦП — это не просто формальность и перевод финансирования из одной формы в другую. «ФЦП являются механизмом прямого действия», – напоминают в минэкономики, поэтому их остановка уже в 2016 году приведет автоматически к исключению проектов в рамках программ из федеральной адресной инвестпрограммы (ФАИП), а также к «отключению» этих проектов от имеющейся нормативно-правовой базы.